Фотоаппарат Зенит-520 обзор и инструкция


Продолжаем тему отечественных фото-мыльниц.

В конце 80-х годов руководство советского фотопрома вполне отчетливо понимало, что к такому явлению, как «мыльница» нужно относиться серьезно.

При всей пренебрежительности, заложенном в прозвище этих простых фотоаппаратов — именно этот класс фототехники захватывал рынки.

В 60-е годы фотоаппараты имелись не в каждой семье. Фотография — была все-таки делом для увлеченных ею. На Западе, понятно, имелся более развитый сервис фото-услуг по проявке и печати, что расширяло аудиторию. В СССР отсутствие подобного сервиса компенсировалось повальным увлечением населения техникой.

Производители фото-аппаратуры понимали, что фотокарточки нужны, пожалуй, всем, но для многих необходимость управлять экспозицией и прочие премудрости — это непреодолимое препятствие.

По-настоящему массовому потребителю нужен фотоаппарат с единственной кнопкой «получить шедевр».

Внедрение электроники в фотоаппаратуру к концу 80-х позволило реализовать эту концепцию. Появились компактные аппараты в стильном дизайне, со встроенной вспышкой, автоматическим управлением экспозицией, с моторами протяжки и обратной перемотки — те самые мыльницы.

И мыльницы эти были уже не только в каждой семье, а и часто у каждого человека в семье — своя. Рынок расширился в разы.

А главное — появилась возможность постоянно расширять функционал фотоаппаратов за счет каких-нибудь электронных фишек и заставлять пользователей покупать новые камеры раз в пару лет. Благо, цена-то невелика.

В Союзе тенденцию осознавали, но для следования ей было препятствие — отсутствие должной электронной базы. Не умели в СССР делать компактные и мощные вспышки, миниатюрные электромоторы, цифровую электронику с невысокой ценой.

Попытки создать мыльницу были. Эликон-35СМ (БелОМО с 1989), Эликон Автофокус (БелОМО с 1986) , Zenit 35F (ЛОМО с 1987). Список неполный. Аппараты реально выпускались. Но все это не совсем то, что нужно.

На КМЗ темой мыльниц занялись позже.

Например, проект «ЗЕНИТ-мини», который позже был переименован в «Зоркий-100». Годы разработки 1992–1994. Изображение с zenitcamera.com.

Разработка была доведена до полной технической документации, после чего проект был защищен, принят, но тема закрыта. Опытные образцы не изготавливались.

Причина — отсутствие в то время на отечественном рынке малогабаритных электронных вспышек и элементной базы к ним.

Просадка в электронике не позволяла отечественным изделиям конкурировать с импортными, даже при наличии уникальной для этого класса устройств высококачественной оптики со стеклянными линзами.

Кроме того, неудачная конструкция Зоркий-100 не позволила получить компактные габариты и отойти от «кирпичности» корпуса. И это при том, что дизайн и некоторые детали разрабатывались уже с применением САПР.

Еще был проект 1988 г «Буратино». Фото найти не удалось.

Проект простейшего одноразового фотоаппарата. Представлял собой пластмассовый корпус с бумажной оболочкой и простейшей пластиковой оптикой по типу одноразовых фотоаппаратов фирм-производителей фотопленки — Kodak, FUJI и т.д. Центральный затвор также простейшего типа — заслонка.

Такой аппарат СССР не мог выйти в серию в принципе, так как подобные аппараты предполагают выпуск со спонсорством фирм-изготовителей фотопленки с гарантией проявки и печати. Отечественная же химическая промышленность не была в состоянии обеспечить данный проект ни фотоматериалами, ни соответствующим уровнем обслуживания.

В 1997 году на КМЗ была скомплектована небольшая партия компактных пленочных фотоаппаратов марки «Premier» (производитель: Premier Camera Taiwan Ltd., Тайвань), маркированная как «Zenit»: Зенит-501 (250 шт), Зенит-502 (258 шт), Зенит-503 (250 шт), Зенит-504 (251 шт).


Изображение удалось найти только на 501-ю модель. Фото с Авито.

Наконец, в 2000–2002 годах КМЗ освоил сборку линейки компактных фотоаппаратов линейки Зенит-510, Зенит-520, Зенит-610, Зенит-620.

Предприятие только собирало аппараты из готовых комплектующих тайваньской фирмы Toptronic Industrial Co. Проект носил название SKINA.

Таким образом, к началу 2000-х отечественный фотопром в лице КМЗ таки расписался в неспособности самостоятельно создать полноценную мыльницу.

К собственным наработкам предприятия можно отнести только упаковочную коробку и пару листиков инструкции и паспорта. Полиграфия коробки хорошая, инструкции — посредственная.

Все остальные комплектующие, включая оптику были привозными. Постепенное импортозамещение планировалась, но ничего так и не случилось. Надписи на корпусах — англоязычные.

Суммарный объем выпуска всех 4-х моделей составил более 42 тыс. экз.

Это немного, против былых миллионных тиражей, но для начала 2000-х это можно считать успехом, на самом деле. Рынок то был уже очень конкурентным.

Для примера, выпуск самых продвинутых зеркалок КМЗ — Зенит-АПК и Зенит-КМ составил около 6,4 тыс. и 15 тыс. соответственно. Суммарно вдвое меньше.


Конечно, мыльницы КМЗ могли быть выпущены, но не распроданы. Но о зеркалках можно сказать то же самое. Поэтому, пренебрежем этим фактором. Мыльницы рулят.

Аппараты в линейке демонстрировали довольно четкую иерархию по техническому оснащению. Все 4 модели имели собственный дизайн. Отличия в оформлении никак особо не вытекают из технических особенностей камер. В основном — все именно для визуального разнообразия. Такую роскошь отечественный фотопром не позволял себе никогда.

Аппараты 5Х0 — имели фикс фокус, 6Х0 — автофокус.

Шестисотую серию мы рассмотрим позже, сегодня речь о пятисотой.

Отличия между моделями 510 (выпуск 12850 шт) и 520 (11795 шт) для меня, если честно, туманны. Зенит-510 у меня нет. Инструкцию для него я нашел. В ней и по внешнему виду аппаратов функционал одинаков.

Сами аппараты серии SKINA всех моделей вызывают вполне приятные впечатления. Материалы корпусов, функционал, качество сборки — все на хорошем уровне. Увы, но это заслуга не КМЗ, а тайваньской Toptronic.

Правда, для 2000–2002 годов закупаемые комплекты 5Х0 смотрелись уже бедновато, пожалуй.

Моя будущая жена в 1996-97 годах уже владела своей Минолтой, у которой даже был автоспуск. Все прочее — один в один, практически.

Но, в общем и целом, аппараты смотрелись приемлемо. Особенно 600-я серия, которая понавороченней. Вопрос еще соотношения цен на Зениты и импортные аппараты. Тут данных у меня нет.

В районе 2003-2004 годов мыльницы уже вовсю могли похвастаться оптическим зумом, впечатыванием даты в кадр и пр.

И тогда же на сцену все уверенней начала выходить цифра.

Мыльничные Зениты никакого развития не получили и быстро потеряли актуальность.

Сегодня в обзоре вполне рабочий и отлично сохранившийся экземпляр Зенит-520. Давайте его рассмотрим.

Фотоаппарат Зенит-520

Зенит-520 выпускался на КМЗ в 2000-2002 годах в рамках совместного с тайваньской фирмой Toptronic проекта SKINA.

Объем выпуска именно 520-й модели — 11795 экз.

Объектив с ФР 35 мм состоит из трех линз в трех группах. О наличии просветления не упоминается. Объектив не имеет собственного названия.

Фокусировка не требуется. Объектив жестко выставлен на ГФР.

В Wiki указана светосила объектива f4,5. В инструкции я такой информации не нашел. Управляет ли автоматика диафрагмой — не очень понятно. Возможно, автоматика управляет только включением / отключением вспышки. Или диафрагма меняется, но зависит только от чувствительности пленки, т.е. имеет 2 значения всего. Это все предположения.

Затвор отбивает единственную выдержку 1/140.

Взвод затвора, протяжка кадра, обратная перемотка — моторизованы.

Ввод значений светочувствительности фотопленки — DX-кодом. При этом, аппарат понимает только два значения — 100 и 400 ISO. Все прочие варианты трактуются как один из этих.

Вес моего экземпляра без батареек — 214 грамм.

Элементы управления

Как уже говорил, Зенит-520 визуально самым лучшим образом отличается от всех компактных фотоаппаратов советского фотопрома. Даром, что делали все детали на Тайване.

Форма эргономичная с соответствующими наплывами под руку. Материалы корпуса хорошо выглядят и приятны тактильно.

Конструкция удачная, сборка хорошая.

Аппарат комплектовался классическим мягким чехлом, но предполагает ношение и без оного на шнурке.

В неактивном состоянии объектив закрыт заслонками.

Движок под объективом одновременно раскрывает объектив и включает аппарат.

Помимо объектива спереди у аппарата слева-направо:
— рефлектор компактной вспышки;
— переключатель режимов вспышки под рефлектором;
— светоприемник системы управления экспозицией;
— переднее окошко видоискателя;
— светодиод системы подавления «красных глаз».

Переключатель режимов вспышки сдвижной. Полозок подпружинен и не фиксируется в крайних положениях, — пружина возвращает его в центр.

Центральное положение — это автоматический режим. Аппарат сам включит вспышку, если посчитает нужным.

Правое положение — это отключение вспышки. Левое — принудительное включение. Для использования боковых режимов полозок нужно сдвинуть левой рукой и удерживать в таком положении во время нажатия на спуск.

Не могу сказать, что это эргономично, но зато переключатель невозможно забыть перевести обратно на автомат. Вполне логично.


За подавление «красных глаз» отвечает достаточно яркий красный светодиод. Он загорается при небольшом нажатии на кнопку спуска и горит то время, пока палец продавливает кнопку до срабатывания вспышки и затвора. Предполагается, что яркий свет заставляет зрачки фотографируемых людей сузиться.

Сзади у нас имеется глазок видоискателя. Левее — зеленый светодиод готовности вспышки. Слева от дверцы — защелка замка. Для отпирания ее нужно сдвинуть вниз.

На дверце есть прозрачная вставка, позволяющая видеть, есть ли в аппарате кассета с пленкой.

Снизу — крышка батарейного отсека и движок, включающий принудительную перемотку.

Питается аппарат от двух «пальчиков».

Обратная перемотка у Зенит-520 начнется автоматически в момент, когда пленка перестанет вытягиваться из кассеты. Также перемотку можно начать принудительно. Для этого есть специальный движок.


Сверху у аппарата только спусковая кнопка и окошечко счетчика кадров. Кнопка блокируется при закрытом объективе.

Отношение к камере

Нууууу…. Гордиться то особо нечем.

Да, на Тайване освоили выпуск электроники, а у нас — нет. В общем-то, до сих пор.

То, что предприятие решилось таки закупать комплектующие — это хорошо. Глобализация. Принцип «все свое ношу с собой» работает, возможно, в оборонке, но не в гражданском бизнесе. Кто-то специализируется на электронике, — закупать у них комплектующие нормально. Это экономически целесообразно.

Но вот КМЗ мог бы стать таким же транснациональным поставщиком качественной оптики для тех же мыльниц. Оптики с качественными стеклянными линзами. С отличной картинкой. КМЗ мог бы закупать всю электронику, а корпуса и оптику делать свои.

И пойти на это можно было бы в середине 80-х. Думаю, на Тайване подобные мыльницы делать уже умели. И вот тогда возможно что-то бы и получилось.

Но были упущены и время и возможности.

На этом у меня все. Не упускайте своих возможностей и удачи!

Инструкция:


Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Николай:

    Зум и впечатывание даты – это даже не 2003-2004, это уже в самом начале двухтысячных, в 2000-2001 было. У нас в Питере очень распространены были самсунговские мыльницы – на выходные во всяческие походы-пикники ездили, и у каждого третьего мыльница была, у кого-то попроще с фиксфокусом, а у кого-то и автофокусная с зумом. А к 2003 они ещё доступней стали, я как раз работать начинал и после десятилетнего перерыва снова начал фотографировать – благо, пленки недорогие и проявка с печатью тоже доступные. Купил себе б/у Зенит-19, о котором мечтал в школе (и у которого затвор ломался раз в месяц, и он начинал все выдержки отрабатывать,как 1/60), и минолтовскую мыльницу с зумом. И на неё я больше наснимал,чем на Зенит 🙂

    А ещё к 2004 уже мобильники с камерами появлялись – помню, ходил смотреть на камеру в 0.3 Мп для сименса, которая продавалась отдельно, втыкалась в телефон, и стоила как две моих зарплаты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *