Фотоаппарат Смена-Рапид обзор и инструкция



Смена-Рапид — это довольно редкий советский шкальный фотоаппарат.

Эта Смена рассчитана на специальные кассеты для быстрой зарядки пленки. Система эта и называлась Rapid и была предложена в середине 60-х западногерманской фирмой Agfa.

Более подробно история систем быстрой зарядки описана в обзоре фотоаппарата Зоркий-12. Рекомендую ознакомиться. Тут я повторяться не буду на эту тему.

Скажу только, что принцип системы Rapid несложный.

Если в обычной кассете пленка наматывается на принимающую катушку и так втягивается в принимающую кассету, то в системе Rapid пленка просто вталкивается в кассету.

У фотоаппарата нет внутри сцепления принимающей катушки с вилкой механизма протяжки. Кассеты просто укладываются в пеналы.

Зато, справа от кадрового окна имеется сразу 2 зубчатых колеса — под оба ряда перфорации на пленке. Именно на эти колеса и передается вращение от рычага взвода затвора и протяжки пленки.

Колеса двигают пленку зубчиками за перфорацию. Пленка движется по фильм-каналу и входит в прорезь кассеты. Теоретически, при зарядке даже не требовалось заводить специально подрезанную плёнку в принимающую кассету. Достаточно было просто уложить ее в фильм-канале так, чтобы зацепить за зубчики.

На практике это не всегда работало и поэтому лучше было все-таки вручную завести край пленки в кассету.

В процессе съемки, пленка под давлением сдвигаемого участка — изгибалась в кассете и закручивалась в рулончик.

Понятно, что при таком способе подачи пленка скатывается в рулон не плотно и потому постепенно растет трение рулона о внутренние стенки кассеты. «Заталкивать» пленку в кассету становится все труднее. С какого-то момента возникает риск, что перфорация просто порвется.

Поэтому, кассеты для системы Rapid вмещали всего 12 кадров.

Что сказать?

Неудивительно, что система Rapid не прижилась. По мне, так с точки зрения оперативности зарядки, — лучше сразу иметь в аппарате 36 кадров, чем возможность 2 раза быстро сменить пленку.

Да и нет тут никакого радикального упрощения зарядки, на самом деле.

Занятно, у меня есть 3 аппарата, рассчитанные на Rapid, но нет ни одной Rapid-кассеты.

Очевидно, что в СССР снаряжённые Rapid-кассеты были дефицитны. В инструкции оговаривается возможность самостоятельного снаряжения пустой кассеты. Для этого нужно взять обычную пленку, отмерить 60 см (12 кадров с хвостами примерно) и аккуратно «впихать» в кассету. Не касаясь пальцами эмульсии. И чтоб пыль не цеплялась.



Думаю, согласитесь, удовольствие ниже среднего.

В общем, большая часть аппаратов шла на экспорт, где Rapid тоже не особо летел, но были любители хайпануть от новых технологий. И были производители пленки, которые двигали свой продукт.

Советский пользователь любил практичность и систему быстрой зарядки не оценил.

Поэтому, несмотря на солидный период производства — с 1968 по 1977 год, и немалый объем выпуска — около 600 тыс. экз. (вместе со Смена-SL), — аппарат сейчас встречается довольно редко.

Массовые модели Смены-Рапид отличаются несильно. Примерно с 70-х годов на верхней панели появился знак качества. Такой экземпляр в обзоре. Еще чуть позже гравировку названия заменили на шелкографию.

Прототип имел чуть больше отличий, но встретить такой вариант, конечно, нереально. Фото с sovietcams.com.

Обратим внимание на двуцветную клавишу спуска и на отличие в символах погоды. Лично мне 2-я и 3-я пиктограммы у прототипа кажутся более выразительными. Хотя 1-я — интереснее у массовой модели.

Еще у прототипа памятка на обратной стороне — поярче.

Аппарат рассчитан на любителя, ценящего стиль. Поэтому, внешний вид — это важно.

Модификацией Смена-Рапид является также аппарат Смена-SL. Отличие только в наличии у второго скобы для принадлежностей.

Смена-SL это вариант для экспорта конкретно в ФРГ. Заказчик требовал, чтобы в названии указывалась аббревиатура SL. Система Schnell Lade (быстрая зарядка) была немецким аналогом Rapid.

Обзор Смена-SL у меня есть и исторический блок там более широкий. Если вам тема интересна — рекомендую ознакомиться.

Условным конкурентом Смене-Рапид был Зоркий-12. Причем, Зоркий в сегменте простых, технологичных и ярких (имиджевых) аппаратов — смотрелся поинтереснее. Хотя, это полу-кадровый аппарат. Но выпускался он недолго, и объем был мизерный.

Поэтому, в части именно системы Rapid — альтернатив Смене особо не было. Ну, а с точки зрения просто фотографирования — все более или менее современные модели Смен — полноправные конкуренты.

Сегодня в обзоре экземпляр Смена-Рапид в отличном состоянии 1970 года выпуска с номером 7044405. Сейчас мы его рассмотрим подробнее.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!




Фотоаппарат Смена-Рапид

Смена-Рапид выпускалась на ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение) с 1968 по 1977 год. Нумерация аппаратов была общая со Смена-SL и потому объем выпуска именно -Рапид неизвестен. Обеих моделей вместе выпустили около 600 ты штук.

Штатный объектив — несъемный триплет Т-43 4/40. Три линзы в трех группах.

Предел диафрагмирования f16.

Затвор — центральный. Отбивает выдержки: 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и В.

Размер кадра 24×36. Смена-Рапид рассчитана на кассеты Rapid.

Кадров на пленку в штатно снаряженной кассете умещается 12 штук. Обратная перемотка в системе Рапид не предусмотрена.

Автоспуска нет.

Модель Смена-Рапид не оборудована колодкой для вспышек, хотя имеет проводной синхроконтакт.

Вес моего экземпляра 387 грамм.

Элементы управления:

Смена-Рапид — аппарат компактный и визуально довольно привлекательный. Очень большой видоискатель с зеркальными стеклами, яркая, интересная шкала символов погоды на верхней панели — все вместе с минималистичным дизайном создает образ современного, стильного устройства.

Технически, Смена-Рапид — это самый простой шкальник. Аппарат рассчитан на тех, кто не очень склонен погружаться в технологию фотографии, — кому нужны просто снимки. И при этом, пользователь ценит комфорт и стиль.

Спереди, справа от объектива находится массивная клавиша спуска. Ход клавиши мягкий и очень длинный.

Переднее окно видоискателя смещено максимально влево и имеет зеркальное покрытие.

Сзади находятся:
— окуляр видоискателя;
— лапка курка взвода затвора и протяжки кадра;
— круглая памятка типа и чувствительности заряженной в аппарат пленки.

Видоискатель у Смена-Рапид отличный. Картинка большая и светлая. Кадрирующие рамки в наличии.

Курок взводится достаточно легко и с комфортным разворотом. Конструкция его немного необычна.

Снизу аппарата только штативное гнездо слева. В это гнездо ввинчивается заглушка с ремешком на руку. Неудобная реализация, т.к. аппарат с ремешком не может стоять ровно.


Замок задней крышки расположен на левом торце. Там же гнездо синхроконтакта. Крышка откидывается на петлях.

На верхней панели Смены-Рапид — краса и гордость этого аппарата — огромная «интерактивная» панель с символами погоды. Интерактивная в том смысле, что рядом с символами есть окошечки и если данный символ выбран, то в окошечке появляется штрихованный маркер.

Маркер перескакивает между окошками при вращении широкого ребристого кольца вокруг основания объектива.

Не космос, конечно, но для советского аппарата 70-х — выглядит свежо и оригинально.

Хотя, с т.з. функциональности это решение ничем не отличается от управления выдержкой у всех прочих Смен, у которых символы погоды тоже есть, хотя и не такие яркие.



Также сверху находится окошко счетчика кадров.

Еще сверху виден знак качества и снизу приписан ГОСТ. Я вот не нашел, что это за гост такой. Может вы знаете?

Объектив у Смена-Рапид тот же, что на Смена-8М. Диафрагмы меняются узеньким кольцом на переднем срезе объектива. Шкала диафрагм продублирована шкалой чувствительностей пленки.

Про выдержки, уже говорил — они переключаются кольцом. Сами значения выдержек указаны в нижней части объектива, на верхнюю панель вынесены только символы погоды.

У Смены-Рапид реализован традиционный для ЛОМО подход, при котором неопытный пользователь может вместо диафрагмы выставить значение чувствительности, а выдержку выбрать по символу погоды.

На шкале выдержек, кстати, есть вариант В, который в символах никак не обозначен. Маркер просто полностью пропадает.

Шкала расстояний в метрах и футах, кстати тоже помещена в нижнюю часть объектива. В верхней части – символы расстояний количеством 4 штуки.

Заслуживает интерес на футляр аппарата. Конструкция футляра довольно необычна. Смена-Рапид вкладывается в чехол боком. Чехол имеет вырез для заглушки с ремешком. Клапан фиксируется не кнопкой, как обычно, а замком, ну, назовем его «портфельным», что ли. Не знаю, как он называется точно.

Еще обратите внимание на инструкцию, которую привожу ниже. Инструкции к Смене-Рапид попадаются даже реже, чем сами аппараты. Инструкция выполнена нетипично. Она отпечатана на одном листе бумаги.

В 70-х годах инструкции к фотоаппаратам обычно выглядели более солидно.

Возможно, таким образом пытались подчеркнуть необременительность всей этой информации для пользователя. Просто бери и снимай.

Отношение к камере

Как уже говорил, Система Рапид, мне, как практичному советскому фотолюбителю, видится бесполезной.

Вот шкалу символов погоды на верхней панели, мне кажется, можно было бы применить и на каком-либо классическом шкальнике. Красиво выглядит.

Как коллекционер я находке рад, конечно. Нужно еще найти кассету. Лучше пару. А то и не попробовать на практике, каково это.

На этом у меня все. Удачи!

PS Также предлагаю небольшой видео-обзор:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.






Инструкция:


Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Андрей:

    Здравствуйте, Иван. Вы пишете, что у Вас нет ни одной кассеты рапид. Это как раз не проблема. На Авито достаточно предложений смен рапид и смен sl с кассетами, например вот: https://www.avito.ru/serdobsk/fototehnika/plenochnyy_fotoapparat_2020370478?utm_campaign=native&utm_medium=item_page_android&utm_source=soc_sharing

  2. Андрей:

    У меня в детстве был этот аппарат. Много им снимал, в том числе в Артеке в 1973 году. Но автор абсолютно прав, что эта камера не для практичного советского пользователя. Намучался я с ней, конечно. Хорошо, что под рукой всегда была ещё Смена 8м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *