Фотоаппарат Смена-35 обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Мы продолжаем антологию шкальных фотоаппаратов Смена (прочие обзоры этой линейки легко найти в оглавлении в разделе Фотоаппараты). Однако, рассматривать Смены подряд в хронологическом порядке немного скучновато. Все-таки, модельный ряд этих аппаратов не отличался особым разнообразием.
Давайте освежим сюжет и рассмотрим последнюю массовую версию этого ленинградского шкальника — Смена-35.
Смену-35 принято считать рестайлингом модели Смена-8М. Под этим утверждением есть много оснований, однако, стоит вспомнить, что вся линейка аппаратов Смена с 50-х годов развивалась строго в рамках одной концепции.
Если говорить строго, то любая последующая модель является лишь рестайлингом аппарата Смена от 1953 года.
А если без формализма, то Смена-35 достаточно сильно отличается от Смены-8М и имеет несколько действительно серьезных улучшений. Я, как пользователь Смены-8М в советские времена оцениваю эти улучшения высоко.
Пробежимся коротко:
1. Рычаг взвода затвора переместился с правой стороны объектива на верхнюю. Там он никогда не задевает по пальцам правой руки, что на Смене-8М случается регулярно. В результате, можно только гадать — отработалась выдержка верно или нет…
2. Невзведенный рычаг видно в видоискателе. Это сделано специально. На Смене-8М я частенько забывал затвор взвести. Сам рычаг стал больше и «ухватистее».
3. Кнопка спуска стала ближе к правой стороне. Теперь к ней не нужно тянуться, как на Смене-8М. Кнопки у обоих аппаратов довольно тугие, и смещенная вправо кнопка Смены-35 позволяет делать нажатие более плавным.
4. Скоба для вспышек получила центральный сихроконтакт.
5. Видоискатель сместился правее, стал ближе к объективу, что уменьшило параллакс.
6. Головка обратной перемотки обзавелась рулеткой, а кнопка спуска — фиксатором в нажатом положении.
В общем, аппарат получился вполне удачным, давайте-ка рассмотрим его подробнее.
Кстати, а что за индекс «35»?!
В 80-90-х годах многие советские аппараты получили индексы «35» без видимых на то причин.
Например: Эликон-35С, Киев-35А, Зенит-35Ф, ЛОМО 35Ф-1, ФЭД-35.
Все перечисленные аппараты — начального уровня. В основном, шкальники, Все, кроме рассматриваемой Смены-35 имеют автомат экспозиции.
Что-то вроде обозначения Hi-end в простом сегменте?
Видимо, это просто мода и пришла она из заграницы. Были, например, Konica C35 и Minox-35.
Но что этим индексом все-таки хотели сказать иностранные производители?
Первым в голову приходит, конечно, 35-мм пленка, но причем тут она? С такой пленкой работают все узко-форматные фотоаппараты.
Я ответа не нашел, может вы знаете?
Но мы отвлеклись, вернемся к аппарату.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Смена-35
Смена-35 выпускалась в 90-х годах на ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение). Объемы выпуска мне неизвестны, но вряд-ли они были большими. 90-е – это закат советского фотопрома.
Штатный объектив — несъемный триплет Т-43 4/40. Три линзы в трех группах. Аналогичный объектив (в другом корпусе) у Смены-8М.
Предел диафрагмирования f16.
Затвор — центральный. Отбивает выдержки: 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и В.
Автостуска нет, но имеется центральный синхроконтакт.
Вес моего экземпляра 190 грамм (Смена-8М весит 230 грамм).
Элементы управления:
Думаю, в сильно не последнюю очередь Смена-35 обязана своим появлением экономии. Конструкторам нужно было заменить металлические детали на пластик.
Все прочие мотивы важны, но вторичны.
Тем не менее, получилось все вполне удачно.
Смена-35 компактнее, чем Смена-8М по всем трем осям и существенно легче. В совокупности с мягким чехлом, транспортабельность аппарата выросла. Появился кистевой ремешок.
И корпус и объектив — все из пластика. Можно сказать, что пластик не выглядит дорого. А можно сказать, что выглядит он на столько, на сколько стоит.
Перед нами ведь аппарат начального, часто детского уровня, зачем завышать требования?
К моему экземпляру у меня нет претензий по качеству исполнения. Все собрано ровно и плотно, фиксируется четко, вращается плавно.
Корпус имеет сложную форму а-ля эргономика. Что сказать? Передние наплывы справа и слева действительно немного улучшают хват. Зачем сзади справа сделали скругление — загадка.
Скорее это сделали, чтобы лучше вписать колесо протяжки кадра, но хват серьезно потерял в надежности.
На черном корпусе есть несколько цветных вкраплений. Не сказать, что фонтан, но образ освежают. Существовало несколько цветовых исполнений.
В передней части корпуса находится объектив и несколько элементов управления на нем. О них традиционно ниже.
На самом корпусе имеется только передний глазок видоискателя. Справа в прорези корпуса видно зубчатое колесо для протяжки кадра, но впереди до него не достать. Это просто конструктивное решение.
Сзади находятся:
— окуляр видоискателя;
— счетчик кадров;
— зубчатое колесо протяжки кадра
Видоискатель Смены-35 дает картинку абсолютно светлую, но существенно мельче, чем видоискатель Смены-8М. Видоискатель совершенно пуст, в нем не предусмотрено кадрирующих рамок.
По отзывам, поле зрения видоискателя основательно меньше, чем поле, реально отображаемое в кадре.
Снизу аппарата — только штативное гнездо.
Замок задней крышки расположен на левом торце. Крышка откидывается на петлях.
Сверху у Смены-35 слева-направо находятся:
— Головка обратной перемотки с рулеткой;
— Скоба для вспышек с «горячим» синхроконтактом;
— Кнопка спуска.
Если в нажатом положении кнопку спуска повернуть, она зафиксируется. Это удобно при обратной перемотке пленки и для особо длительных выдержек.
Сама кнопка неоправданно тугая, гнездо под тросик не предусмотрено.
Переходим к окрестностям объектива.
Затвор взводится традиционным рычагом, но теперь на него надет большой пластиковый колпачок красного цвета.
При невзведенном затворе колпачок этот маячит в видоискателе, предупреждая о возможном конфузе.
Объектив Смены-35 лишился резьбы под светофильтр, но приобрел крышку в комплекте. На мой вкус — размен выгодный.
Диафрагма управляется кольцом на переднем торце объектива.
Выдержка переключается вращением ближнего к корпусу кольца с небольшой конической накаткой. Менять выдержку можно как при взведенном затворе, так и при спущенном.
Традиционно, управлять экспозицией можно двумя способами.
Начинающим предлагается выставить диафрагму по числу чувствительности пленки, а выдержку по символу погоды. Причем, на кольце выдержек символы погоды являются главной шкалой — они нанесены сверху (шкала, собственно, выдержек продублирована снизу).
Более опытные пользователи могут непосредственно вводить диафрагменные числа и выдержки.
МДФ объектива 1 метр. Ход геликоида длинный, но для шкальника это не дает преимуществ.
Числа расстояний перемежаются с символами дистанций — Портрет, поясной парный портрет, группа людей, пейзаж.
Исчезла шкала ГРИП. Вот это зря. Для нее нашлось бы место на неподвижном основании объектива.
По прежнему нет никаких помогалок для работы с фокусом на ГФР.
Отношение к камере.
Смена-35 отличный фотоаппарат. Я сейчас не заостряюсь на возросшем в 90-х уровне брака. Качественные экземпляры отлично работают.
Да, аппарат прост до невозможности. Но в солнечный день на природе, выставив диафрагму по 64-й пленке (примерно f5,6) и дистанцию 10 метров (ГФР с ближней границей ГРИП в 5,2 метра, согласно инструкции), можно было щелкать себе своих друзей на фоне природы не заморачиваясь на фокус .
На выходе снимки были бы не хуже, чем у продвинутых Зенитов и Киевов. А если разницы нет, то зачем за аппарат для активного отдыха сначала платить больше, а потом еще и таскать все это совершенство на себе?
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция:
На самом деле, чем еще хороша смена 35, так это тем, что затвор взводится отдельно от перемотки. Можно делать мультиэкспозицию. Возможно остальные модели тоже работают по такому принципу… я их не держал в руках
У объектива только оболочка пластиковая. Линзы с диафрагмой в латунном корпусе, на нём же и резьба геликоида. Ответная часть геликоида в стальном корпусе механизма затвора