Аппарат для подводной фотосъемки Olympus Tough TG-2 iHS. Обзор
Это второй обзор цифрового фотоаппарата на моем сайте.
Сразу подчеркну: это не реклама. Обзор ностальгический, и в нем я поделюсь воспоминаниями о своем первом знакомстве с подводной фотосъемкой.
Тем более, сейчас сезон отпусков, и, возможно, кого-то этот пост натолкнет на идеи, как разнообразить свой отдых.
Помимо фотографии, второе мое увлечение с детства — это рыбки. Вот как-то так они друг к другу подобрались. Помимо коробок с фотоаппаратами, есть у меня аквариум.
Соответственно, фотографирование рыбок — это то, что просто должно было случиться неизбежно.
Впервые с женой и дочкой я поехал на море в 2006 году. Жили мы тогда в Хабаровске, и на море поехали на Японское. В места под Владивостоком в районе полуострова Гамова.
Море там заповедное. Из-за удаленности и крайне скверных дорог туристов туда добиралось немного.
Места очень красивые, природа практически нетронутая. В бухтах немало разной морской подводной живности. Вода вот только холодная.
Плаваю я не очень хорошо, но люблю плавать с маской и дыхательной трубкой (что сейчас любят называть «сноркелинг»).
Поглазев на подводных обитателей, твердо решил в следующий раз обязательно привезти что-то подводно-фотографирующее.
Таким образом, встал вопрос: чем фотографировать под водой?
Снимал я тогда на цифровую компактную камеру Canon Power Shot A650IS.
Естественно, первой идеей был подводный бокс для неё. Типа такого.
Однако, почитав отзывы в Сети, я от этого варианта отказался. Писали, что у таких боксов надежность уплотнителей низкая и герметичность обеспечивается не всегда. При том, что бокс-то недешевый.
В итоге, есть риск аппарат залить соленой водой, что приведет к фатальным последствиям и покупке нового аппарата. Который будет несовместим со старым боксом.
Таким образом, каждый подобный случай приводил бы к двойной трате: на новый аппарат и новый бокс.
Уж не знаю, насколько это объективно, но я исходил из таких размышлений.
В те времена уже существовали первые модели GoPro. Боксами они, насколько помню, комплектовались. Но по качеству снимков те GoPro были еще далеки от «цифрокомпактов».
С удивлением узнал, что у нескольких производителей существуют линейки «подводных» фотоаппаратов.
Такой аппарат можно было не просто, например, намочить без опасности поломки, а полноценно использовать полностью погружённым в воду. Также эти аппараты обладали повышенной прочностью корпуса. А кроме этого, в настройках были предусмотрены какие-то режимы для оптимизации именно подводной съемки.
Это мы покупаем!
Сначала выбор пал на Olympus Mju 1030 SW, хотя были и другие варианты, например, Panasonic.
Не помню, какая была заявлена предельная глубина погружения — мне для «сноркелинга» много не нужно.
В следующий раз на море в тех же местах мы оказались в 2008 году, и я впервые в жизни фотографировал под водой.
Вот пара снимков.
Видео Olympus Mju 1030 SW снимать тоже умел, но только в разрешении 320 х 240.
Тут морская звезда переворачивается.
Точность фокусировки у Olympus Mju 1030 SW под водой была не очень высока. Процент удачных снимков низковат. Но все равно само по себе это было круто.
Как тебе такое, Жак-Ив Кусто?
Это уже Сайпан. Море теплое, а рыбки пестрые. Пикассо — самая прикольная и очень смелая.
Часто я использовал Olympus Mju 1030 SW не только для подводной съемки, а просто как карманный цифрокомпакт. Днем на улице он давал снимки не хуже, чем обычные компактные аппараты того времени.
Но это ведь обзор другой камеры!
Да, Olympus Mju 1030 SW был слабоват, а качество видео — ну просто «ни в какие ворота».
Поэтому, году в 2012 я купил Olympus Tough TG-2 iHS, и этот аппарат меня в себя просто влюбил.
Olympus Tough TG-2 iHS
Вот краткие технические характеристики.
- 12 Мп BSI-CMOS матрица формата 1:2,3.
- Объектив 25–100 мм (4x) F/2,0–4,9.
- Диапазон установки чувствительности 100–6400 ISO.
- Sensor-shift стабилизация.
- Экран размером 3″ по диагонали.
- Качество видео 1920 x 1080.
- Имеется GPS.
Конструкторы Olympus сумели существенно повысить качество фокусировки. В числе прочего — благодаря высокой светосиле объектива. F/2,0 — это просто замечательно.
Вода сильно поглощает свет. Даже в яркий солнечный день и на небольшой глубине — уже темновато для уверенной фокусировки через объектив с низкой светосилой.
Кроме того, с «темным» объективом выдержка нужна длиннее, а рыбки — товарищи шустрые. Много смаза выходит.
Качество изображения у TG-2 оказалось заметно выше, чем у 1030 SW, а процент смазанных кадров снизился вдвое.
Очень полезен широкий угол объектива с ЭФР 25 мм.
Вода визуально «приближает» все объекты. Наблюдаемые под водой предметы будут казаться на ¼ расстояния ближе — или на ¼ крупнее, чем на самом деле.
Если фотографировать под водой через объектив с фокусным расстоянием 35 мм, то снимки будут иметь масштаб, как если бы вы снимали на суше с той же дистанции, но объективом примерно 45 мм.
Угол поля зрения такого объектива для подводной съемки явно недостаточен. Ведь снимать под водой нужно с близкого расстояния.
Есть еще тонкость. Если вы (как и я) плаваете в основном по поверхности, то снимать будете объекты, расположенные ниже вас. Значит, экран аппарата будет направлен вверх, а рука будет максимально вытянута. В таком положении солнце полностью засветит и забликует экран.
В большинстве случаев ни о каком «прицеливании» по экрану речи просто не идет. Нужна тренировка строить кадр «на глаз».
И делаем много-много дублей. Потом, на берегу, можно будет выбрать из десяти снятых кадров примерно один технически годный. А позже — один действительно удачный кадр из десяти годных.
Поэтому для подводной съемки нужен объектив с широким углом. Кроме всего прочего, так больше шансов, что красивая рыбка попадет в поле зрения объектива.
ЭФР 25 мм — отличный вариант.
К широкому углу я еще вернусь, а пока продолжу перечислять достоинства TG-2.
Корпус аппарата эргономичен. Держать удобно, кнопки «в правильных местах».
Ремень на руку очень удобный — широкий, длинный, с надежной регулировкой петли. Никто ведь не хочет выронить и утопить аппарат?
Экран яркий. Под водой это почти бесполезно, но при просмотре снимков на ярком солнце на берегу это, конечно, помогает.
Видео HD — отлично.
Запись видео включается отдельной кнопкой. Очень удобно. Не нужно крутить селектор. Переход от фото к видео мгновенный.
Замки отсеков питания, карты памяти и разъемов снабжены предохранителями, что исключает случайное открытие крышечки под водой.
Еще одна важная особенность. Защитное стекло перед объективом покрыто какой-то водоотталкивающей пленкой.
Очень часто бывает, когда сразу после съемки в воде хочется сфотографировать что-то на пляже. И так же часто снимки оказываются испорченными из-за повисшей на стекле капле воды.
У 1030 SW такое бывало регулярно. У TG-2 — почти никогда. Капли легко стекают, их не нужно даже стряхивать.
У TG-2 еще немало фишек, в том числе связанных с его «экстремальной» областью применения, но я перечислил только то, чем реально пользовался.
И — «вишенка на торте».
Olympus предусмотрел для аппаратов серии TG широкоугольный конвертер FCON‑T01.
Это насадка, которая устанавливается перед объективом и позволяет увеличить угол его поля зрения. Светосила при этом не снижается!
Вот основные параметры.
- Увеличение: 0,74х.
- Угол поля зрения объектива с конвертером: 130 градусов (ЭФР — 19 мм).
- Минимальная дистанция фокусировки: 0,06 м.
- Оптическая схема конвертера: 3 линзы в 3 группах.
Замечательные характеристики.
Разумеется, конвертер предполагает использование в воде. Благодаря этому под водой можно снимать масштабные сцены.
Вот несколько роликов, снятых на Филиппинах.
Тут мы кормим с рук довольно крупных рыб.
Тут плаваем с китовыми акулами
А это рыбки у самого берега. Совсем не боятся.
Передняя линза конвертера довольно большого диаметра, что дает возможность без каких-либо дополнительных приспособлений снять такой кадр.
В детстве видел что-то подобное в книге и долгое время очень хотел сфотографировать такую сцену самостоятельно. Вот, мечты сбываются.
Правда, ребята из Olympus пожадничали: чтобы установить конвертор, нужно было еще отдельно приобрести небольшое пластиковое колечко-переходник CLA‑T01.
Адаптер устанавливается на аппарат вместо декоративного кольца вокруг объектива. А конвертер ввинчивается в адаптер.
По правде говоря, ничего не мешало конструкторам сделать адаптер встроенным. Ну, кроме желания немного заработать.
Я адаптер установил и больше его не снимал. Он не мешает, даже если не используется конвертер. На него даже крышка надевается. Да и пластика в нем почти столько же, сколько в декоративном кольце, вместо которого адаптер крепится.
Ну, да ладно. Все равно, Olympus — молодцы.
Кажется, существует еще телеконвертер, но мне он не был интересен.
Еще TG-2 прочен и надежен. Морская вода — среда достаточно агрессивная. Вечерами после «погружений» я ненадолго замачиваю аппарат в пресной воде и хорошо промываю. Но вот до вечера камера носится в сумке «как есть» — в соли, а то и в песке.
И при этом аппарат очень неплохо сохранился внешне и полностью функционален. Уплотнители «держат».
Купил я аппарат, если не ошибаюсь, в 2012 году, эксплуатировал активно, а в 2023 он летал в Египет, где отработал без нареканий.
Снимки на TG-2 выходят отличные. Я сразу перестал возить на море «сухопутный» цифрокомпакт. TG-2 отлично справлялся в обеих стихиях. Даже сейчас к его снимкам нет никаких претензий на фоне более современных камер.
Сейчас, правда, на суше я стал снимать на телефон.
Еще во время последней поездки в Египет экспериментировали с «подводным» чехлом на телефон. Фотографировать телефоны «умеют» все лучше и лучше. Чехол стоит копейки. Было интересно попробовать снимать с ним под водой. Картинка просто из Сети.
Впечатление осталось такое.
Телефон фотографирует в водной среде неплохо. Но TG-2, несмотря на возраст, снимает под водой все-таки лучше.
Это вполне объяснимо, ведь с точки зрения оптики, характеристик матрицы и прочих чисто фотографических свойств фотоаппарат — более совершенное устройство, чем фотомодуль телефона. Ну и, конечно, в воду в китайском чехле я понес не самый дорогой телефон из имеющихся (а значит, и не с лучшей камерой).
Это видео снято на телефон.
Сенсорный экран телефона под пленкой и в воде плохо «понимает» прикосновения, в том числе нажатие на спуск. В то же время может и реагировать на «ложные нажатия».
Телефон частенько самопроизвольно переключает режимы. Им самостоятельно записано несколько забавных то ли клипов, то ли слайд-шоу, даже с наложением музыки.
Что интересно: как специально включать такой режим, я до сих пор не знаю.
В общем, кнопочное управление фотоаппарата существенно удобнее экрана телефона.
Ещё, повторюсь, солнце сильно засвечивает экран.
Зато любой телефон можно сделать «подводным», дополнив его копеечным чехлом.
В общем, эксперимент все же удался.
В качестве резюме
Если вы едете отдыхать на море — попробуйте «сноркелинг». Маска, дыхательная трубка, ласты стоят недорого, а впечатления незабываемые.
Если совсем плохо держитесь на воде — наденьте спасательный жилет. Часто их предлагают на пляжах.
Вам не нужно нырять или заплывать далеко. Если выбирать место отдыха, ориентируясь на «сноркелинг», то рыбки будут вас ждать у самого берега.
Я был удивлен тому, как мало людей плавало с маской в Египте. Это же Красное море, Карл! Здесь самые красивые рыбки!
Не заплывайте за буйки.
Не трогайте никого в воде. Рыбы и другие морские обитатели бывают ядовиты.
Если вы плаваете с маской, попробуйте поснимать фото и видео. Это очень интересный опыт и отличная возможность освежить воспоминания «долгими зимними вечерами».
Не нужно торопиться покупать дорогое оборудование. Начните с телефона в «подводном» чехле. Главные достоинства такого варианта — дешевизна и широкий угол фотомодуля у всех телефонов (ЭФР, как правило, 28 мм).
Чехол выбирайте с надежным запиранием. Перед поездкой проверьте его: положите телефон в чехле в таз с водой на некоторое время.
У чехла должен быть прочный ремешок с надежной фиксацией на руке. Иначе уплывут ваши снимки.
В воде не надевайте ремешок на шею. Только на руку.
Старайтесь сделать как можно больше снимков. Дома выбирайте лучшие и не забывайте удалять лишние.
Вот, пожалуй, и все. Удачной фоторыбалки!
Большое спасибо Антону Хлынину за редакторскую правку текста.
Отличный обзор, спасибо.