Объектив Гелиос-81 2/53 Автомат обзор



Гелиос-81 2/53 Автомат

P8074224Нормальный объектив для зеркальных фотоаппаратов под байонет Киев-Автомат с просветленной оптикой.

Объектив Гелиос-81 — это прямой потомок Гелиоса-44. Все дело в том, что 44-й Гелиос имеет ФР 58 мм, а конструкторам советской оптики виделось важным иметь в модельном ряду именно полтинник с аналогичными характеристиками.
Поэтому, работы над новым объективом начались просто с задачи уменьшить ФР Гелиоса-44 до заветных 50 мм.

В 1957 году расчет был произведен Государственным Оптическим Институтом (ГОИ) и появился объектив Гелиос-65.

Сорта стекла в новом объективе использовались те же, что и в 44-х Гелиосах и в целом объектив вышел не очень удачным. Тем не менее, такие объективы с байонетом Киев-Автомат шли как штатные с первыми партиями фотоаппаратов Киев-10.

Между тем, задача по разработке хорошего полтинника на схеме, близкой к Гелиосу-44 все еще была актуальной и для нового объектива разрабатываются сорта стекла с добавлением лантана.

Объектив еще раз пересчитывается под новые сорта стекла и появляется Гелиос-81. Лантановые стекла позволили новому Гелиосу иметь вполне достойные характеристики.

Первая партия Гелиосов-81 была выпущена на КМЗ с резьбой М42, но красногорцы отнеслись к объективу прохладно. А вот Киевский Арсенал — напротив принял эту модель за основную для всех последующих зеркальных узкоформатных фотокамер. Им заменили Гелиос-65 для байонета Киев-Автомат, а позже его использовали на байонете Н.

Сейчас мы рассматриваем вариант объектива Гелиос-81 под байонет Киев-Автомат. Производились такие объективы только на Арсенале.

Оптическая схема:

helios-81-lens
Фокусное расстояние: 52 мм
Угол поля зрения: 45°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 44 мм
Относительное отверстие: 1:2
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — управляется из фотоаппарата

P8074229
Ближний предел фокусировки — 0,5 м
Соединения:
объектива с камерой — Байонет Киев-Автомат
для ввинчивающихся насадок — M49×0,75
для надевающихся насадок — ∅52 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 40/20 линий/мм
Вес — 190 грамм
Имеется однослойное просветление фиолетовых оттенков.

P8074227Компоновка объектива Гелиос-81 Автомат полностью вытекает из применяемого в нет типа крепления.

На фото объектив с задней крышкой. Без крышки объективы с этим байонетом стоять не могут – выпирает поводок диафрагмы.
P8314697Сам по себе объектив компактный. Он существенно уже, чем представители семейства Гелиос-44. Более того, он уже, чем Гелиос-81 под байонет Н!

Самое близкое к камере кольцо из светлого металла — неподвижное. Оно служит для удерживания объектива во время присоединения и отсоединения от камеры.
Чуть дальше от корпуса— фокусировочное кольцо. Оно достаточно широкое и снабжено удобной накаткой. Фокусироваться удобно.

Полный ход геликоида —длинный — около 270 градусов. Интересно, что шкала дистанций на всех объективах Арсенала идет в противоположном направлении по сравнению с объективами с резьбой М39 и М42.

Шкала глубин резкости на объективе имеется. А вот кольца управления диафрагмой — нет.

Все управление диафрагмой осуществляется из фотоаппарата.

P8074233Лепестков диафрагмы 6 штук, они имеют характерный цвет красной меди и довольно сильно отражают свет.

Есть информация, что и малое число лепестков и их специфическое покрытие — все это сделано ради снижения трения при закрытии / открытии диафрагмы.
Такова специфика байонета Киев-Автомат. Автоматика камеры сможет управлять диафрагмой только в том случае, если та будет закрываться и открываться совершенно свободно. Без малейшего сопротивления.

В итоге, отчетливые шестиугольники и риск паразитных переотражений внутри объектива — это основные нарекания к оптическим свойствам Гелиосов-81 Автомат.

P8074235Еще не очень хорошо то, что лепестки диафрагмы сходятся с люфтами, из-за чего форма отверстия регулярно получается не ровной. Эта особенность наблюдается на всех моих объективах Киев-Автомат.

Видимо, это также плата за низкое трение.
Использовать Гелиос-81 Автомат с современными камерами — задача сложно осуществимая. Фабричных переходников с такого байонета никто не происходит.

Думаю, изготовить такой переходник на зеркальную камеру непросто, т.к. рабочий отрезок Киев-Автомат всего 44 мм.


А вот к беззеркалке объектив присоединить можно легко с помощью кустарного переходника. Тут нет ничего сложного, но все упирается в управление диафрагмой.

У современных беззеркалок, естественно, нет узла, который передавал бы диафрагму в советский объектив.

Поэтому или довольствуемся тем, что изменить диафрагму можно только сняв объектив с камеры или нужен переходник довольно сложной конструкции, а кустарным способом такой изготовить непросто или недешево.

Гелиос-81 дает приятную картинку. По гелиосовски закручивает задний фон, но не так сильно как 44-е Гелиосы. В интернете отзывы от энтузиастов как правило, положительные. Однако, однослойное просветление слабо справляется с контровым светом.

Стоит ли тратить усилия на изготовление или поиск переходника?

Нет. Не стоит.

Если имеется горячее желание попробовать Гелиос-81, то лучше найти версию с байонетом Н. Для такого варианта подходит много фабричных переходников на большинство современных фотосистем.

Существуют мифы о том, что оптика по байонет Киев-Автомат изготавливалась ОСОБЕННО старательно и потому обладает некими почти волшебными свойствами. Это именно мифы.

Специалист, вероятно, сможет отличить картинку с Гелиос-81 Автомат от Гелиос-81Н, но сравнение вряд ли будет в пользу первого.

Я сделал, конечно, заготовку для переходника, но беззеркалки у меня нет, а тратить “ингредиенты” на неполноценный переходник для зеркалки Nikon, мне, признаться, жалко. Потому тестовых снимков показать пока не могу, но я работаю над этим :о)

На этом у меня все — удачных фотографий!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.




Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *