Объектив МС АПО Телезенитар-М 2,8/135 обзор

Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:


Апохроматический длиннофокусный светосильный объектив с просветленной оптикой для зеркальных фотоаппаратов.

АПО Телезенитар-М — объектив сравнительно редкий и при этом окруженный некоторым ореолом таинственности.

Все дело в присутствующих в названии буквах АПО. Иногда в источниках им приписывают некие чуть ли не магические свойства. Поэтому, давайте для начала разберемся, что эти буквы, собственно, означают.

Думаю, все помнят подобную картинку из школьного курса оптики. Свет, проходя через границу между средами (воздух, стекло) меняет направление. Это называется преломление. На этом свойстве света, собственно, и работают все линзы.

Но есть еще одно важное обстоятельство. Преломляясь, свет с разной длиной волны (разного цвета) отклоняется под различными углами. Так возникает разложение света или дисперсия света.

При фотографировании важным моментом является фокусировка. Задача фокусировки — свести лучи света в точку на плоскости пленки или матрицы. Но ведь свет, проходя через линзы расщепляется и в итоге лучи разного цвета движутся к пленке (матрице) под разными углами!

Поэтому, свести в точку можно только лучи какого-то одного цвета. Лучи прочих светов сойдутся или раньше или уже после пленки, что в обоих случаях даст кружок нерезкости.

В источниках описан такой пример для черно-белой пленочной фотографии:.

При визуальной фокусировке, вследствие особенностей человеческого зрения, фотограф в первую очередь сводит фокус по красным и зеленым лучам. Просто, человек лучше различает эти цвета.

Черно-белая пленка, напротив, более чувствительна к синим лучам. Кружки нерезкости от несведенных синих лучей проявляются на пленке особенно сильно.

В итоге, вроде и навелись точно, но на фотографии заметное размытие.

С появлением цветной фотографии факт не одновременного схождения лучей разного цвета встал особенно остро.

Оптические искажения, которые дают на фотографиях различные цветовые артефакты (каймы, цветные ореолы и др.) стали называть Хроматической Аберрацией (ХА).

Для снижения хроматических аберраций конструкции объективов начали усложняться. В схемы добавлялись дополнительные оптические элементы. Для линз подбирались сорта стекол с различными показателями дисперсии.

Борьба с ХА стала одной из основных задач при проектировании фотографической оптики.

В первую очередь инженеры-оптики начали, конечно, сводить какие-то два цвета из трех основных.

На иллюстрации показано как с помощью комбинации двух линз с различными оптическими свойствами достигается сведение двух цветов. Такой объектив называется Ахромат.

Хроматические аберрации — не единственный вид оптических искажений и разработчики объективов, конечно, борются сразу со всеми аберрациями.

Объектив, в котором в существенной степени исправлены аберрации (включая хроматические) называется Анастигмат. Это свойство объектива можно часто видеть в описаниях.

Анастигматами (значит и ахроматами) в той или иной степени являются все объективы, в конструкции которых 3 и более линз. Простейший анастигмат — это объектив по схеме Триплет.

Т.е. хроматические и прочие аберрации совсем никак не исправлены только у самых примитивных объективов типа Моноклей и Перископов.

Но анастигмат анастигмату рознь, поэтому, различные марки объективов могут быть больше или меньше подвержены различным аберрациям.



Нужно понимать, что прям на 100% устранить все аберрации — видимо просто невозможно. Речь идет только об их снижении до совсем малозаметных величин.

Тем не менее, у современных, ну и у советских сменных объективов аберрации исправлены достаточно хорошо, чтобы не бросаться в лаза чересчур сильно.

И также важно, что в цифровых аппаратах исправление аберраций давно идет уже не только за счет совершенствования оптики. Многие артефакты камера устраняет программными алгоритмами «зная» особенности присоединенного родного объектива.

Поэтому, судить о подверженности ХА современных объективов по снимкам может быть и не совсем корректно.

Наиболее известным сейчас проявлением хроматических аберраций являются вот такие цветные каемки вокруг контрастных объектов. На кромке крыльев птицы бордовая окантовка. Еще в Сети много примеров фото с ветвями деревьев на фоне неба. Думаю, все видели такие и тут не привожу.

Данный вид аберраций получил собственное название — Фринжинг.

У некоторых объективов конструкторы пытались устранить еще больше аберраций, в частности, свести в точку фокуса все три цвета. На иллюстрации показана принципиальная оптическая схема из трех линз, которая как раз и сводит три цвета.

Объективы с такой возможностью стали называть Апохроматическими или Апохроматами. О применяемой технологии говорят буквы АПО или APO латиницей в маркировке.

И именно таким объективом является герой обзора МС АПО Телезенитар-М 2,8/135.

Вот давайте его и рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


МС АПО Телезенитар-М 2,8/135

Я далее буду называть МС АПО Телезенитар-М 2,8/135 просто «Телезенитар», но учитывайте, что с таким названием существует несколько разных объективов.

В частности, есть более длиннофокусный вариант — МС АПО Телезенитар-К 4,5/300. Он тоже Апохромат, но с байонетом К. Фото из Сети.

И одновременно, существует вариант на 2,8/135, но не АПО. Фото из Сети.

Объектив МС Телезенитар-М 2,8/135 некоторое время выпускало дочернее предприятие КМЗ — ЗАО «Зенит-ТехСервис». Почему так и что это вообще такое было — вопрос без достоверного ответа.

Известно, что этот объектив имеет иную немного оптическую схему, но ее изображения я найти не смог. Вообще, этот вариант считается менее ценным оптически, но встречается реже, чем АПО-версия.

Уже в новейшей истории в 2013 году на КМЗ начался выпуск современного варианта MC APO Telezenitar-N 2,8/135 под байонет Nikon. Фото из Сети.


Вернемся к нашему Телезенитару.

Судьба у объектива непростая.

Формально выпуск его начался в 1983 году. Но в этом конкретно году выпустили только 15 штук.

Про 1984 год на сайте zenitcamera.com сказано ,что план был на 100 штук, но его не выполнили.

В общем, счет шел на десятки экземпляров.


Проблема была в поставках оптического стекла марки ТФК-11 от одного из отечественных предприятий. Точнее, в отсутствии этих поставок.

В результате, схема была пересчитана на стекло марки ФФС-16, о поставках которого договорились с заводом «Тарбеклаас» г Таллин. На 1985 год была договоренность о поставке 100 комплектов оптики.

Кроме того, цитирую zenitcamera.com:
«… Был произведен перерасчет объектива с заменой других марок стекол на более дешевые. Связано это было с тем, что оптические материалы, заложенные в объективе, были весьма дорогостоящи (стоимость оптики составляла 53,1% общей стоимости), что приводило к высокой цене объектива…»

Имел ли место только пересчет, или стекло реально заменили на более дешевое в партиях тех лет — неизвестно.

В 1992 году поставки стекла из Эстонии прекратились и объектив был адаптирован снова под ТФК-11 или ТК-14.

Какая именно марка стекла в итоге применялась опять же непонятно. Проблемы с поставками ТФК-11 вначале 90-х резко исчезли? Как-то сомнительно. Или пересчитали под два варианта, но в производство прошел вариант с ТК-14?

Непонятно, что имелось с виду.

Все эти вот подробности вроде бы известные из почти официального источника, но в совокупности с полной неопределенностью, на самом деле, — создают повод для множества почти конспирологических теорий, относительно «реальных» возможностей объектива.

Полистав немного источники, могу предположить, что:

— ТФК — это Тяжелый Фосфатный Крон;
— ФФС — Фтор-Фосфатное Стекло;
— ТК — Тяжелый Крон.

Тяжелыми кронами называют стекла с большими показателями преломления.

Также известно, что некоторые фосфатные стекла используются в качестве стекол с низкой дисперсией.

В общем, смысл понятен, объективу для устранения аберраций нужны были стекла со специфическими показателями преломления и дисперсии.

В современных объективах тоже стараются использовать низкодисперсные элементы. Например, с маркировкой ED (Extra-Low Dispersion).

Стекла эти в СССР были сложными в изготовлении и дорогими.

Кстати, согласно photohistory.ru, розничная цена Телезенитара в 1985 году — 450 руб. А это — вах, как дорого.

ФС-12 по данным zenitcamera.com в 80-х стоил 380 руб. Чемодан аппаратуры и приспособлений дешевле одного объектива.

Ну, ясно, что самыми редкими и интересными являются объективы выпуска 1983-84 годов. Их и выпустили какие-то десятки, и стекла там были ровно те, что закладывались в исходный проект. Т.е. ТФК-11 и прочие марки, которые позже посчитали слишком дорогими.

Наиболее распространены Телезенитары выпуска начала 90-х. В обзоре именно такой вариант 1990 года. В Сети большая часть фото именно к 1990-92 примерно годам относится. Эстонские стекла в объективах появись с 1985 года, но в конце 80-х партии видимо были невелики.

Внутри моего объектива стекло, скорее всего, эстонское.

Как изменялись оптические свойства объектива по годам выпуска непонятно.

Есть критическая разница между ТФК-11 и ФФС-16? Вроде и там и там фосфаты. Что значит фраза про пересчет для замены других марок стекла? Там все линзы заменили что ли?

Далее, после 1992 года объектив снова перевели на отечественную марку стекла. Можно предположить, что на ТК-14 все-таки. Как это все сказалось на характеристиках? Сложно даже предполагать. Плюс непонятная история с МС Телезенитар-М 2,8/135 от ЗАО «Зенит-ТехСервис».

Полагаю, что по мере смены этих условно трех (или более?) поколений, оптические свойства объектива могли, все-таки, снижаться.

Насколько эти критично сказалось на картинке? Думаю, несущественно.

Я знаю массу советских не АПО объективов с отличным качеством картинки. Хотя все они не апохроматы, но на фото, сделанных через них, совсем непросто найти проявления хроматичсеких аберраций.

Повторюсь, любой хороший анастигмат в достаточной степени устраняет аберрации.

Итак, в обзоре экземпляр в отличном состоянии 1990 года выпуска за номером 900017.


Оптическая схема:

Фокусное расстояние: 135 мм
Угол поля зрения: 18°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 5/4
Рабочий отрезок — 45,5 мм


Относительное отверстие: 1:2,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:2,8–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 8
Регулировка диафрагмы — моргающая
Ближний предел фокусировки — 1,3 м

Соединения:
объектива с камерой — резьба М42×1
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 53/40 линий/мм

Вес — 416 г

МС АПО Телезенитар-М 2,8/135 — объектив сравнительно крупный, типичный для того ФР размера. Близкий по параметрам Таир-11А 2,8/135 — основательно длиннее.

Качество изготовления — отличное. Вот не знаю, в чем конкретно появляется, но берешь его в руки и сразу чувствуешь — вот оно — качество.

Просветление многослойное красивого зелено-фиолетового оттенка.

Компоновка вполне классическая для объективов с моргалкой.

Самое ближнее к камере кольцо переключает диафрагмы с четкими щелчками.

Ближе к корпусу с правой стороны имеется переключатель режимов управления диафрагмой. Если выбрано А — работает моргалка. Если режим М — диафрагма прикрывается вручную кольцом.


Если вы используете объектив с переходником, который не поджимает толкатель объектива (как все мои на Nikon) то наличие этого переключателя — просто замечательно.

Кстати, у меня был экземпляр объектива 1992 года без переключателя. Будьте внимательны при выборе, если вам это критично.

Лепестков диафрагмы 8 штук. Они матовые, но довольно светлого оттенка серого.

Фокусировочное кольцо широкое, имеет удобную накатку и расположено хорошо. Фокусироваться удобно.

Полный ход геликоида — около 270 градусов.

Объектив оснащен встроенной выдвижной блендой. Бленда, правда, совсем коротенькая и вряд-ли сильно помогает. Но, ее наличие, конечно, куда лучше, чем отсутствие.

Практическое использование.

Снимать через Телезенитар мне сильно понравилось. Объектив замечательный.

Очень резкий. Отмечу высокие показатели разрешения. Резкость хорошая с открытой диафрагмы. Контраста достаточно.

Размытие очень сильное. Рисунок боке на мой вкус приятный.

Фокус всегда там, где его ждешь.

Прям, замечательный объектив. В качестве портретника пойдет «на ура».


Хорошо, что у него с ХА?

Вот, сделал снимок вроде бы в достаточно сложных с т.з. фринжинга условиях. И ничего такого в глаза не бросается. Делаем вывод, что работает? Наверное, можно постараться и поймать объектив на чем-то таком. Оно нам нужно?

Стоит ли искать и покупать МС АПО Телезенитар-М 2,8/135?

Знаете, если вы не коллекционер, то и не стоит, наверное.

Объектив, конечно, отличный. Но основные его достоинства будут интересны тем, кто увлекается тестированием оптики.

Да, от хорошо убирает ХА. Видимо, лучше многих других.


Но ХА, во-первых, проявляются не всегда. Для их появления нужны некие условия, в которых не всегда и окажешься, если специально не стараться. А во-вторых, без сильного увеличения ХА у большинства объективов и заменить то сложно.

В общем, если вам нравятся красивые фотки, так ими и любуйтесь, а не ХА в них ищите.

С т.з. фокусного расстояния и светосилы полным аналогом Телезенитара является, например, Таир-11А 2,8/135. Юпитер-37А 3,5/135 формально чуть темнее, но размывает тоже очень сильно, стоит существенно дешевле обоих вышеуказанных.

Оба альтернативных объектива — резкие и с красивым боке. Их обзоры у меня есть.

В общем, решать, как всегда, вам.

А у меня на этом все, удачных фотографий!

Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.

Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M42-Nikon F без линзы
M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42- Sony Alpha / Minolta
Pentax M42-pentax K
Беззеркалки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1
Nikon M42-Nikon Z

Примеры снимков:

Эти и другие снимки в полном размере вы можете посмотреть по этой ссылке.

Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.

Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M42-Nikon F без линзы
M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42- Sony Alpha / Minolta
Pentax M42-pentax K
Беззеркалки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1
Nikon M42-Nikon Z

Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.




Вам может также понравиться...

комментария 4

  1. Сергей Михайлович:

    Ну, что тут сказать… У меня был такой объектив с номером 83000027. Сколько было нулей, не помню ). Снимал на него довольно много в период с 1993 по 2007. Затем он был без сожаления продан. Что бы про него такого ни писали, он оказался весьма посредственным. Я, снимая на него, всегда жалел, что продал по глупости Таир-11 2,8/133 выпуска 1966 года. Нашел для себя подходящий объектив 2.8/135 в семействе Carl Zeiss для Contax. Чего и вам всем желаю.

  2. Сергей:

    Спасибо! Очень интересно!

  3. Сергей Михайлович спасибо за отзыв, мы оценили ваш порыв сбросить цену на объектив на барахолках, но тут не профаны сидят, по этому шутку хорошую отмочили

    • Сергей Михайлович:

      Если посмотреть на номер объектива и вспомнить год начала серийного выпуска, то можно понять, что мне достался экземпляр из установочной партии. Я ошибся, последние цифры были …022. А объектив на самом деле был так себе. Серийные, допускаю, были лучше. Одним словом, стабильность качества… Позже я видел их новыми в магазине. Но покупать снова уже не хотелось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *