Бумажный фотоэкспонометр 1953 года обзор
Я продолжаю серию обзоров бумажных экспонометров. Сегодня рассмотрим устройство 1953 года. В прошлый раз был 1958 год и герой сегодняшнего обзора существенно проще.
Только не подумайте, что причина простоты конструкции в древности устройства. Ну, типа вначале 50-х еще не придумали поворотного диска и окошек.
Нет, просто в те времена бумажные экспонометры выпускались и попроще и посложнее. В данном случае одна из самых простых конструкций.
Экспонометр не имеет ни какого-то более-менее собственного названия ни указания производителя.
Просто Экспонометр. Указан только год. 1953-й.
Приспособление состоит из трех листков картона, скреплённых книжкой. Внутри книжки два разворота.
Первый разворот позволяет вычислить экспозицию для дневного света, второй — для искусственного.
На страницах находятся несколько таблиц двух видов.
Первый вид таблиц позволяет в зависимости от одного из условий съемки или иного фактора определить условный коэффициент.
Полученные коэффициенты нужно суммировать «в уме».
Второй вид таблиц (по сути это одна длинная таблица, поделенная на части) — позволяет от полученной ранее суммы коэффициентов узнать рекомендованную выдержку.
Как же диафрагма?
Диафрагма — это один их факторов, для которого приведены коэффициенты.
То есть у нас тут реализован приоритет диафрагмы как бы. «Mode A», если угодно.
Давайте посмотрим подробнее, от чего предлагается прыгать при расчете выдержки.
Дневной свет
Первый коэффициент зависит от месяца съемки и времени суток. Т.е. от высоты солнца над горизонтом. Распространенный подход.
Тут еще хорошо бы еще учесть географическую широту.
Но экспонометр совсем простой и имеется только приписка третьим пунктом, что при съемке в Ленинграде нужно накинуть еще 5 дополнительных баллов.
Возможно, в инструкции было и более подробное описание, но тут мне ничего неизвестно. Также неизвестно, была ли инструкция как таковая. Возможно, предполагалось, что экспонометр действительно описывает только средние широты с оговоркой на единственный самый крупный более северный город.
Для более сложных ситуаций есть и более сложные экспонометры.
Далее идут 6 вариантов условий погоды от Солнца с белыми облаками до Грозовых туч.
Третий коэффициент это как раз 5 баллов для Ленинграда. Кстати, у моего экземпляра это место обведено красным. Видимо владелец именно в Ленинграде и жил.
Далее 15 вариантов типовых сюжетов
Пейзажи, здания, портреты, и т.д., все с вариантами по яркости объекта съемки.
Пятый фактор — чувствительность пленки. Предложено 3 варианта единиц:
- ХиД
- ДИН (именно так – кириллицей)
- ГОСТ.
Чувствительность по ГОСТ в диапазоне от 32 до 500 единиц.
Сам ГОСТ чувствительности за советскую фото-историю менялся несколько раз, но на сколько знаю, шкалы сдвигались не радикально. Поэтому, вполне можно сделать вывод о том, что в 50-х фотолюбители имели примерно тот же выбор чувствительности, что и в 80-90-х, к которым я, например, привык.
Последний, шестой коэффициент — выбранная диафрагма. Три, видимо, наиболее ходовые у владельца значения диафрагмы, также обведены красным.
Вообще, предлагаемый диапазон от f1.5 до f36.
Суммируем коэффициенты и ищем полученное значение в двух нижних таблицах. Второй строчкой будет указана выдержка.
Рекомендованные выдержки в диапазоне от 1/2000 до 1/2 секунды.
Пример расчета:
- Съемка ведется в марте в 10 часов утра (+4)
- Погода слегка облачная (+3)
- Мы не в Ленинграде, южнее (+0)
- Снимаем светлую широкую улицу (+6)
- Пленка 45 единиц ГОСТ (+6)
- Диафрагма f6,3 (+8)
Суммируем. 4+3+6+6+8 = 27
27 баллов соответствуют выдержке 1/500.
Итого, у нас экспозиция f6,3 + 1/500. Выглядит вполне адекватно.
Искусственный свет
Тут принцип тот же самый, пройдемся коротко.
Первый коэффициент зависит от мощности источника освещения и расстояния от источника до объекта съемки.
Причем расчет происходит в два этапа. Сначала, по таблице от мощности и расстояния определяется относительная освещенность. Вторым шагом для величин освещенности находим величину коэффициента.
Далее учитываем чувствительность, диафрагму и степень отражения света объектом съемки.
Интересно, что для чувствительности есть два варианта коэффициентов в зависимости от типа пленки: Ортохроматической и Панхроматической.
Фотопленка имеет неодинаковую чувствительность к разным частям спектра. В 50-х годах эта разница была еще весьма велика. Велика на столько, что пленки делились на виды по полноте охвата и требовалось учитывать спектр имеющегося освещения.
Искусственный свет сильно смещен в желтую и красную часть спектра. Ортохроматические пленки имеют пониженную чувствительность как раз к этой части, в отличие от Панхроматических.
При дневном свете много синего цвета, к нему нормально чувствительны все пленки и этот фактор не учитывается. При искусственном свете требовалось учитывать тип пленки.
Вот из таких мелочей и складывается представление о реалиях фотографов в те или иные исторические отрезки времени.
Варианты выдержек предлагаются от 1/100 секунды до 8,5 минут.
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Пленки не знаю, а пластинки изоорто продавались еще в 80-х, проявлять их можно было при темно-красном свете.