Фотоаппарат Москва-3 обзор и инструкция



Как обещал, продолжаю рассказ о линейке фотоаппаратов Москва. Недавно рассмотрели вторую модель, сегодня смотрим третью.

Москва-3 мне лично очень интересна именно в историко-техническом аспекте. Дело в том, что аппарат этот снимает не на фотопленку, а на фотопластинки формата 6,5х9 см.

Да, Моква-3 — это пластиночная фотокамера. Единственная такая в линейке Москва.

Более того, полагаю, что Москва-3 это вообще единственная советская послевоенная мобильная пластиночная фотокамера. Подчеркиваю, мобильная.

Нет, кстати, прогресс прогрессом, но роль фотопластинок в послевоенный период совсем со счетов сбрасывать не будем.

Москва-3 выпускалась в начале 50-х. А вот камеры серии ФК были в производстве с 30-х по 1987 год!!! Массовый фотоаппарат с длиннейшей историей.

ФК — это именно пластиночные фотоаппараты с форматом пластинок 13х18 или 18х24 см. Фото из Сети.

Правда ФК — это аппараты для фотоателье или для репродукционных работ. Они громоздкие и лучше приспособлены для стационарного применения. Даже модификацию ФКД (ФотоКамера Дорожная), думаю, никто не назовет мобильной.

Нууу, был еще гораздо более редкий фотоаппарат Восток формата 9х12 см. Тоже начала 50-х. И аппарат тоже, скорее, стационарный. Фото с photohistory.ru.


А вот больше я не помню ничего массового хотя бы относительно.

Таким образом, послевоенных пластиночных аппаратов вообще немного и большинство павильонные. Москва-3 же является именно мобильной фотокамерой.

Выпуск Москва-3 начался (принято считать) в 1950 и закончился в 1951 году. В книге Евгения Павленко «Москва 12345» приведены свидетельства того, что самые первые аппараты этой модели появились все-таки в 1949 году.

Если в хронологии советского фотопрома осмотреться, то можно заметить, что в 1950-м свернули аппарат Москва-1. Это был шкальный среднеформатный фотоаппарат.

Дальномерная Москва-2 к тому времени уже выпускалась несколько лет.

Еще в 1950-м вышел первый Любитель. Аппарат этот конструкционно проще Москвы-1, но при этом полноценный TLR. Правда, у первой Москвы больше кадр, — 6х9, против 6х6 у Любителя.

В общем, кому был нужен кадр побольше, — им подходила Москва-2. Кого устраивал поменьше, — тем Любитель.

Шкальная Москва-1 в перспективу не укладывалась и была свернута.

Возможно, на третью модель после этого были переброшены какие-то производственные мощности и запасы комплектующих. Хотя, аппараты отличаются сильно и говорить о преемственности если и можно, то достаточно условно.

Почему фотопластинки?

Опять же, на правах досужих домыслов, выскажу предположение.

На начало Великой Отечественной Войны пленка в отечественной фотографии занимала совсем не доминирующее положение.

Массовым отечественным пленочным фотоаппаратом до ВОВ был ФЭД с тиражом около 180 тыс. экз. При этом, Фотокоров №1 выпустили более 1 миллиона и, например, Туристов около 136 тысяч. А еще вполне на ходу были разнообразные АРФО, ЭФТЭ и т.д., численностью в десятки тысяч.

К 1949-му году советский фотопром только-только восстановился и начал функционировать после ВОВ. Ситуация с парком техники на руках у населения несильно отличалась от довоенной. Новых камер просто не успели еще выпустить достаточное количество. Большинство, или, по крайней мере, — существенная часть аппаратов в обращении были под пластинки. Это гипотеза. Точные данные вряд ли у кого есть.

Импортные модели нельзя сбрасывать со счетов, но там структура тоже была, предположу, с большой долей пластинок.


Даже сейчас исправный Фотокор №1 или Турист найти проще, чем Зоркий образца 1949 года или Москву-1.

После окончания Войны прошло, между тем, немало лет уже. Фотография стране была нужна, а это значит, что было, так или иначе, восстановлено производство фотопластинок, были какие-то складские запасы.

Были также и фотографы старой закалки, которые считали, что фотопластинки — «это наше всё».

Но Фотокоры и Туристы основательно уже устарели к концу 40-х.

Предположу, что Москва-3 должна была удовлетворить спрос на апгрейд довоенных пластиночных фотоаппаратов.

Правда, размер пластинок Москва-3 был 6,5х9 см, а у наиболее массового Фотокора — 9х12 см — вдвое больше. Еще Фотокор имел двойное растяжение меха и механизм центровки объектива.

В общем, полноценный и безусловный апгрейд выходил только для владельцев Туристов. Им новый аппарат прям должен был зайти.

Выпускалась Москва-3 всего 2 года и объем выпуска был небольшой — около 11 тыс. экземпляров.

Почему так мало?

Возможно, имеющийся спрос просто был удовлетворен?

Преимущества пленки налицо. Те, кому нужен большой кадр, могли приобрести аппарат Москва-2 с пленочным кадром 6х9 см. Практически то же самое, что и пластинки Москва-3.

Потребности ортодоксальных «пластиночников», так или иначе, были закрыты, а численность их не пополнялась. Любительская фотография окончательно переезжала на пленку.

Есть сведения, что для Москва-3 имелся адаптер под пленку типа 120 с размером кадра 6×9 см.

Вот так мне представляется логика появления и быстрого схода со сцены фотоаппарата Москва-3. Если у вас есть иные гипотезы или даже достоверные сведения, пожалуйста, пишите.

Сейчас Москва-3 — аппарат достаточно редкий. Хотя, ясли вам не нужна какая-то конкретная модификация, то достать не проблема.

Коллекционеры выделяют несколько модификаций третьей Москвы, хотя отличия чисто косметические. Подробно мы на них останавливаться не будем.

На самых первых камерах надписи на объективе наносились на торцевую часть из светлого металла. Причем, эмблема КМЗ была старого формата без стрелки. Т.н. «гробик». Фото sovietcams.com.

В более позднем варианте эмблема приобрела стрелку.
Еще чуть позже надписи стали наносить на внутреннее черное коническое кольцо, причем эмблема вначале опять была старой. В обзоре как раз такая модель.

Модификаций со старой эмблемой на черном фоне выпустили около 2,5 тыс.

У камеры в обзоре задняя рамка видоискателя покрыта черной краской. Таких именно выпустили 2000. Начиная с этой конкретно модификации, текстурированную оклейку начали делать из кожзама. Это по сведениям из книги «Москва 12345».

Модели до моей, такая, например, со светлой рамкой — должны были оклеиваться кожей. Фото sovietcams.com.

Далее, эмблема КМЗ приобрела стрелку и в таком виде Москва-3 выпускалась уже в основном в 1951 году до самого конца производства.

Из экстремально редких, есть сведения о такой модификации. Предположительно, ограниченный тираж был приурочен к 5-ти летнему юбилею Победы.


Корпус аппарата из красного дерева, а на задней кожаной стенке бордового цвета вытеснены портреты вождей.

Просто феерично. Фото с Фото sovietcams.com. На ресурсе подлинность экземпляра вроде бы не подвергается сомнению.

Нумерация камер Москва-3 велась по годам. Первые 2 цифры в номере – это год. При этом, номеров на аппарате проставлено три штуки. На объективе, на блоке затвора и на корпусе внутри под съемным задником.

Номером аппарат считается тот, что на корпусе.

Сегодня в обзоре экземпляр Москва-3 в отличном состоянии 1950 года с номером 5005347. Давайте его рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Москва-3


Москва-3 — складной пластиночный фотоаппарат с форматом пластинок 6,5х9 см.

Выпускался на КМЗ с 1950 (1949) по 1951 год. Тираж — 11,3 тыс. экз.

Аппарат шкальный, плюс имеет традиционную для пластинок возможность фокусировки по матовому стеклу.

Видоискатель складной оптический.

Объектив несъемный Индустар-23 1/4,5 f11см. Предел диафрагмирования — f32. МДФ — 1,5 метра.

Оптическая схема (линз/групп) — 4/3

Количество лепестков диафрагмы — 10

Затвор центральный Момент-5. Отбивает выдержки 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, В и Д.

Аппарат не имеет синхроконтакта и автоспуска.

Вес моего экземпляра 963 грамма.

Элементы управления:

Москва-3 аппарат не такой крупный, как подсказывает воображение при мысли о пластиночной гармошке.

Корпус металлический. Все торцы оклеены кожзамом, ребра корпуса — крашеный черным металл.


С правой стороны на корпусе есть небольшой ремешок для извлечения аппарата из кофра и для переноски.

Чтобы аппарат открыть, нужно нажать на кнопку под ремешком. Кнопок там две, сейчас нужна та, что ближе к передней части аппарата.

При нажатии на кнопку пружина откинет вперед и влево переднюю стенку и одновременно распрямится гармошка и вперед выдвинется блок затвора и объектив. За этим процессом интересно даже просто наблюдать, насколько все детали слаженно двигаются.

Рамочный видоискатель не раскрывается сам при раскладывании аппарата, это нужно сделать вручную, потянув переднюю часть прилегающей к корпусу рамки наверх. Эта рамка откинется назад, а и из-под нее поднимется передняя рамка.


В обеих рамках линзы. Картинка крупная и светлая.

Складывается видоискатель тоже вручную в обратном порядке. Прижимаем переднюю рамку, затем накрываем ее задней и прижимаем к корпусу для фиксации.

Кнопка спуска находится на верхней поверхности корпуса слева от видоискателя.

Москву-3 удобно держать примерно так же как держат видеокамеру, только левой рукой.

Ладонь охватывает откинутую влево дверцу, большой палец поддерживает корпус, указательный на спуске. Правая рука придерживает свою строну.

Все вполне удобно и надежно.

На корпусе имеется два гнезда для штатива на 3/8 дюйма. Немного нетипично то, что гнездо для вертикальной ориентации находится на торце корпуса, а не на откидной крышке.

Я думаю, это потому, что у пластиночного аппарата нужно выполнять в том числе и операции, требующие некоторого усилия. Извлечение шибера из кассеты, например.

Если аппарат будет закреплен за крышку, то можно разболтать крепление.

Еще на передней крышке нет традиционного откидного упора. Форма корпуса Москва-3 такова, что она может стоять на горизонтальной плоскости вертикально, опираясь на всю площадь откинутой крышки.

Фокусировка осуществляется вращением кольца с накаткой в передней части объектива.

Шкала ГРИП нанесена на черное кольцо правее кольца фокусировки.

Еще правее — значки выдержек. Выдержки переключаются поворотом узкого ребристого кольца.

Отличие затвора Момент-5, — это наличие длительной выдержки Д. Если выбрать такую выдержку, то при нажатии на кнопку спуска затвор откроется и останется открытым даже после того, как кнопка будет отпущена.

Чтобы закрыть затвор нужно повторно зажать кнопку.

При использовании выдержек В и Д затвор взводить не нужно!

Рычаг взвода затора — справа под блоком объектива. Еще чуть ниже — гнездо под тросик.

Взводится рычаг движением вверх. Взводить затвор нужно только при использовании автоматических выдержек.

Я не нашел в инструкции указания, следует ли переключать автоматические выдержки строго до или после взведения затвора.

Диафрагмы переключаются металлическим язычком-указателем слева от объектива.

Фокусировка.

Москву-3 можно фокусировать несколькими способами.

Первый, и, мне думается, самый распространенный — фокус на ГФР.

На шкале дистанций (между 8 и 15 метрами) и на шкале диафрагм (между f11 и f16) нанесены точки. Если выставить параметры по ним, то объектив будет сфокусирован на гиперфокальное расстояние и резким будет все пространство от примерно 4,5 метров и до бесконечности.

Второй способ — использовать Москву-3 как шкальный аппарат. Т.е. на глаз определяем дистанцию и выставляем ее на кольце фокусировки.

В первых двух случаях вместо задника с матовым стеклом можно сразу использовать кассету.

Третий способ самый сложный — фокусировка по матовому стеклу.

Аппарат имеет съемный задник, в который вставлено матовое стекло. Матовая поверхность расположена на том же расстоянии от объектива, что и эмульсия фотопластинки.

Свет, проходя через объектив формирует на матовом стекле точно такую же картинку, которая будет проецироваться на пластинку.

Чтобы картинку увидеть, нужно сдвинуть защелку в задней части аппарата и открыть дверцу. Под дверцей находится сложенная прямоугольная бленда. Ее нужно разложить и расправить внутри две распорки.


Бленда нужна, чтоб отсекать окружающий свет и давать возможность наблюдать картинку на матовом стекле в темноте. Так она получается более яркой.

Так, вот, наблюдая на стекле фактическое изображение, нужно навести фокус.

Естественно, изображение на матовом стекле перевернуто по двум осям.

Еще, картинка сильно виньетирована и совсем тусклая даже при f4,5.

Не знаю, кому как, мне момента появления фокуса при комнатном освещении разглядеть так и не удалось. Возможно, при ярком солнце будет лучше.

Поэтому, я думаю, что в реальности фокус по матовому стеклу применялся не так уж часто.

Опишу примерно процедуру съемки с матовым стеклом. Не все пункты нужно выполнять строго в указанном порядке, но думаю, понять какие именно — несложно.


1. Открываем диафрагму на f4,5. Иначе на стекле просто ничего не разглядеть.

2. Выбиваем выдержку Д.

3. Раскладываем бленду в задней части аппарата.

4. Нажимаем кнопку спуска. Затвор открывается.

5. Глядя на матовое стекло сзади наводим фокус.

6. Нажимаем на кнопку спуска. Затвор закрывается.

7. Выставляем нужную диафрагму.

8. Выставляем нужную выдержку. Допустим, это какая-то из автоматических.

9. Взводим затвор.

10. Снимаем задник. Чтобы его снять, нужно сдвинуть в направлении стрелки кнопку под ремешком.

11. Ставим на место задника кассету. Левая ее часть вставляется в паз, а правая прижимается до защелкивания.


12. Выдвигаем шибер (шторку кассеты). Я не увидел в инструкции рекомендации не вынимать шибер полностью. Дело в том, что если его вынуть, то в свободную щель теоретически может попасть свет. Но, возможно, это не так критично.

13. Если аппарат на штативе, этот пункт пропускаем. Если камера в руках, то откидываем видоискатель и компонуем кадр.

14. Все!. Можно снимать! Нажимаем на спуск.

15. Задвигаем шибер. Важно это не забыть сделать.

16. Снимаем кассету, и если не собираемся сфотографировать повторено ту же сцену, то снова ставим на место задник.

Вот как-то так.

Сложить аппарат — процедура чуть более трудоемкая.

Вручную складываем видоискатель. Сначала наклоняем переднюю рамку, затем накрываем ее задней и защелкиваем.


Далее нужно нажать на два хромированный рычага и сдвинуть их по фигурной прорези в направляющих в сторону корпуса. Для этого требуется некоторое усилие.

Когда рычаги сдвинуты, крышка начнет закрываться. Аккуратно закрываем ее и при этом подводим (подправляем рукой) левую строну объектива под крышку. Объектив должен поднырнуть под полузакрытую крышку, после чего ее можно закрыть до конца.

В закрытом положении крышка защелкивается.

Отношение к камере.

Москва-3 комплектовалась такого вида кейсом из картона и кожзама. В кейс входит аппарат и 6 кассет. Всего 6 кассет, Карл!

Отправляясь на фотосессию, фотограф с Москвой-3 в 50-х нес сумку весом в 1,5 кг, и мог рассчитывать только на 6 кадров.

Вот когда умели ценить сюжеты.

Я сегодня фотографировал телефоном важный номер сотового телефона на листе бумаги, чтобы не записывать, и сделал 6 снимков на всякий случай за 5 секунд….

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция (благодарность rangefinder.ru):


Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Илья:

    Спасибо за интересный обзор! Хочу сказать своё видение появления камеры под фото пластины. Точнее её плюсы перед плёнкой. Во первых всегда можно сразу проявить кадр, не добивая всю плёнку. Если взять с собой пластины разной чуствительности, то можно их использовать по ситуации. Плёнка чуствительность не поменяет, да и в тн годы предположу имела меньший диапозон и широту. Также при проявке один кадр можно подержать подольше, а более светлый поменьше. В общем если исходить, что плёнка в те годы была не лучшим ортохроматом, то пластинки могли поправить эту ситуацию. Ещё раз спасибо за интересную статью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *