Прокудин-Горский. Цветная фотография 115 лет назад. Как он это делал?
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Вчера посетил замечательный музей, но о музее чуть ниже, т.к. началось все с фильма.
Документальный фильм Леонида Парфенова «Цвет Нации». Фильм о Российском фотографе, изобретателе, издателе и общественном деятеле по имени Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Фильм буквально поразил, т.к., хотя я и интересуюсь фото-историей, но того, что в ленте рассказано, совершено не представлял.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский в первую очередь известен (хотя, не очень-то и известен, оказывается) своими достижениями в цветной фотографии и цветном типографском издательстве в 1900-х годах в царской России.
Причем, цветная фотография Прокудина-Горского не сводилась к любопытным для узкого круга лабораторным опытам, а была поставлена на широкую ногу.
До наших времен дошла коллекция из ~1900 цветных стеклянных негативов Прокудина-Горского, на которых запечатлены пейзажи, архитектура, промышленность и быт многих регионов Российский империи.
Сергей Михайлович практически не занимался портретной фотографией. Свою жизненную цель он сам описывал, как необходимость запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, ее культуру, историю и модернизацию. И все это для того, чтобы показывать в школах на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению богатство и красоту всех уголков бескрайней страны.
Сохранность снимков, а также их детализация и цветопередача просто поразительные. Благодаря этому, существует мнение, что императорская Россия — это страна, история начала 20-го века которой фотографически задокументирована наиболее полно по сравнению с иными странами.
В общем, фильм сильный с точки зрения сюжета, режиссуры и видеоряда. Рекомендую. Вот ссылка.
В фильме упоминался Музей С.М. Прокудина-Горского, расположенный в Москве.
Естественно, поход в этот музей для меня стал только вопросом времени и подгадав очередной сезон Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» (полезное с приятным), я в музей этот отправился.
Располагается музей по адресу г. Москва, ул. Климашкина, д. 13Б, ГБОУ «Романовская школа».
Вот ссылка на сайт музея: p-g-museum.org.
Музей на территории школы, посещение открыто по субботам и строго по записи. Все это есть на сайте.
Музеем заведует Руководитель Международного научного проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского» Дрючин Василий Васильевич.
Василий Васильевич — очень энергичный и увлеченный проектом человек, благодаря которому музей этот сначала возник как коллекция, а потом и стал доступен для изучения всеми желающими.
Музей небольшой по площади, но содержит множество уникальных экспонатов. Это фотоаппаратура тех лет, воссозданный лабораторный уголок, множество фотографий, книг, писем и прочих уникальных экспонатов, связанных с жизнью и деятельностью выдающегося ученого, фотографа, путешественника, журналиста.
Музей обладает практически полной коллекцией цветных видовых открыток С.М. Прокудина-Горского. Из 95 выпущенных Прокудиным-Горским открыток в экспозиции представлены 93.
Приятно разнообразят коллекцию образцы фототехники разных эпох.
Внимание детей экспозиция также умело привлекает макетами техники, игрушечными солдатиками и еще множеством занятных мелочей, имеющих, между тем, вполне конкретную связь с темой экспозиции.
Очень рекомендую посетить музей и обязательно с экскурсией.
Вот еще ссылка на Проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского». Там можно ознакомиться с коллекцией цветных фотографий Прокудина-Горского.
Технология цветной фотографии С. М. Прокудина-Горского
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Итак, в чем секрет технологии Прокудина-Горского? Что позволяло делать цветные снимки 115 лет назад, да такие, что они поражают своим качеством и сейчас?
Метод Прокудина-Горского основан на цветоделении. Сам принцип цветоделения и цветной фотографии на его основе был уже открыт и апробирован ранее.
Конкретно, в 1901 году немецкий ученый, один из пионеров цветной фотографии Адольф Мите (Adolf Miethe) сконструировал фотокамеру для «трехцветной естественной фотографии» («Dreifarbenfotografie nach der Natur»), которая была затем по его чертежам изготовлена Вильгельмом Бермполем (Willhem Bermpohl) и в 1903 году представлена широкой публике. Иллюстрация с visualhistory.livejournal.com
Прокудин-Горский проходил обучение у Мите в фотохимической школе в Шарлоттенбурге и в 1902 году стал свидетелем первой демонстрации цветных фотоснимков.
Впоследствии, Прокудин-Горский в большинстве своих работ использовал несколько усовершенствованную камеру системы Мите-Бермполя.
Что же это все-таки за камера и в чем ее особенность?
Метод цветоделения заключается в том, что при фотографировании каждый раз делаются три черно-белых снимка. Каждый снимок делается через цветной светофильтр. Светофильтры применяются — красный, зеленый и синий (RGB).
Соответственно, красный фильтр отсекает от фотопластинки все цвета, кроме красного и т.д.
Негатив остается черно-белым, но он сформирован под действием только одного цвета.
В кассете камеры Мите-Бермполя была вертикально заряжена стеклянная фотопластинка форматом 8Х24 см. Фотопластинка рассчитана на 3 кадра. Цветные светофильтры находились непосредственно на кассете перед фотопластинкой.
Фотограф должен был сделать три снимка одной и той же сцены. После каждого снимка кассета сдвигалась вниз под собственным весом. Нужно было только освободить стопор.
Для оперативности съемки, а также для снижения риска сдвига аппарата между снимками, спуск затвора и освобождение стопора кассеты, Прокудин-Горский осуществлял с помощью пневматики, а именно — двух резиновых груш. На этом уникальном снимке Сергей Михайлович за работой в момент съемки. Хорошо видно, что в руках у него две воздушные груши.
Пневматический спусковой тросик показан и на этом снимке. Фото из музея Прокудина-Горского.
Схемы той камеры, которой конкретно снимал Сергей Михайлович, мне найти не удалось. Но если отталкиваться от силуэта камеры на фото, то можно предположить, что модель была такая. Иллюстрация с makal47.ru
Сложность метода трехцветной фотосъемки заключается в следующем:
1. Чувствительность фотоматериалов тех лет была невелика.
Для получения изображения требовались выдержки, бывало, в десятки минут. Вот почему на старых фото люди часто в таких напряженных позах. Моделям ведь нужно было стоять неподвижно довольно долго.
Тройная съемка, как минимум, утраивала время экспозиции. А скорее всего, время экспозиции росло в большее количество раз. Светофильтр ведь поглощал часть света.
2. Фотоматериалы тех лет были неодинаково чувствительны к разным цветам.
Поначалу светочувствительные слои фотопластин на основе галогенов серебра имели достаточную чувствительность только в синей и фиолетовой областях спектра, слабую чувствительность в зеленой области и совсем не имели чувствительности в области красного цвета.
Вспомним, что уже в наше время при фотопечати в темной комнате использовался красный фонарь. Черно-белая фотобумага, даже вполне современная не реагировала на красный свет.
То же самое было и с фотопластинками в начале 20-го века. Изображение через зеленый, и тем более красный фильтры получить было сложно или вообще невозможно.
Повышение чувствительности фотоматериалов к тем или иным цветам называется Сенсибилизация.
Вот над сенсибилизацией и работали фотографические химики тех лет.
Множество ученых вели свои работы параллельно. Работал над улучшением свойств своих фотопластинок и Сергей Михайлович и вполне преуспел.
Конкретно заслуга Прокудина-Горского в развитии фотографической химии в том, что он:
1. Сумел повысить общую чувствительность эмульсии до такой степени, что экспозиция каждого снимка стала длиться около секунды.
2. 1906 году запатентовал свой собственный сенсибилизатор, превосходящий по качеству рецепт Мите. Новый состав расширял чувствительность бромосеребряной пластины равномерно на весь спектральный диапазон видимого света. В декабре 1906 года «Петербургская газета» сообщила, что исследователь предполагает получать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, т.к. до сего времени никем не получено».
Два этих улучшения и дали возможность проводить трехцветную съемку в реальных условиях, сохраняя непосредственность в позах моделей.
Я все-таки предположу, что выдержку Сергей Михайлович для каждого из трех снимков подбирал индивидуально.
Вообще, эволюция цветовой светочувствительности фотоматериалов хорошо показана на этой иллюстрации (makal47.ru):
– Ортохроматические фотоматериалы с чувствительностью к зеленым и желтым лучам с длиной волны до 560 нм;
– Изоортохроматические фотоматериалы с выравненной чувствительностью в диапазоне 400 — 590 нм;
– Изохроматические фотоматериалы — сенсибилизированы полиметиновыми красителями, имеют спектральную чувствительность до 650 нм (светло-красный цвет). Проявление таких материалов может проводиться при темно-красном освещении лаборатории, к которому они практически нечувствительны.
– Панхроматические фотоматериалы — имеют чувствительность во всем диапазоне видимого света (об этом говорит приставка пан-), поначалу имели провал в области зеленых цветов.
– Изопанхроматические фотоматериалы — в принципе те же панхроматические, но с выравненной чувствительностью к зеленым лучам.
– Инфрахроматические фотоматериалы имеют сенсибилизацию к инфракрасному излучению в области 760 — 920 нм, иногда даже до 1200 нм.
Обратите внимание, на этом снимке если приглядеться, то видно, что на коробке от фотопластин производства Прокудина-Горского написано, что они панхроматическме. Фото из музея Прокудина-Горского.
Идем далее. Получен тройной негатив. Что с ним делать?
Кстати, обратите внимание, что негативы имеют разную плотность и вообще выглядят то по-разному.
С тройного негатива нужно сделать тройной позитив. Делается ом простым контактным методом. Негатив накладывается на неэкспонированную фотопластинку и экспонируется равномерным светом.
Так получается тройной, по-прежнему черно-белый позитив.
Далее Сергей Михайлович стеклорезом разделял позитивы и помещал их в металлическую рамку, причем уже в горизонтальном порядке.
Зачем он это делал мне непонятно. В Сети немало изображений проекторов, конструкция которых рассчитана именно на вертикальное расположение слайдов.
Возможно, дело в том, что при горизонтальной ориентации, в процессе загрузки и выгрузки слайда из проектора (эта операция вертикальная) на проекционном экране картинка ползает вверх-вниз, но все цвета при этом сразу правильные.
Если загружать слайды в проектор, показанный выше, то на экране в момент загрузки будет мелькать некая цветовая фантасмагория. Ну, или нужно перекрывать световой поток на всех объективах, что увеличивает время показа.
Это только моя гипотеза, не более.
В общем, проектор, применяемый Прокудиным-Горским, предполагал именно горизонтальное расположение. Вот его макет. Фото из музея Прокудина-Горского.
Как уже отметили выше, хитрость проектора в том, что он проецирует одновременно 3 слайда, причем каждый снова через цветной светофильтр. Все три проекции накладывается и сливаются в одно изображение.
Проецируемое изображение получается цветным!
Как это работает разберем на примере. Допустим, мы ходим сфотографировать зеленый квадрат на абсолютно черном фоне.
Как будут выглядеть наши черно-белые негативы?
Через красный и синий светофильтры зеленый цвет не пройдет. Квадрат будет черным. И фон черный. Эти два негатива не экспонируются и останутся прозрачными.
Через зеленый фильтр наша сцена экспонируется и на негативе появится черный квадрат на прозрачном фоне.
Вот я сделал снимок для более наглядной демонстрации. Есть черный фон, есть зеленый квадрат, есть два светофильтра. Белый фон я также использую, чтобы был виден цвет фильтра и чтобы показать, что фильтры примерно одинаковой плотности и квадратик под красным фильтром не видно не потому, что он полностью затемняет картинку.
Под зеленым фильтром квадрат отчетливо виден, а под красным — полностью сливается с фоном.
Вот тот же снимок в черно-белом виде.
А вот как будет выглядеть негатив. Справа, если бы не было еще белого фона, все было бы прозрачно по всей площади.
Далее мы делаем позитивы. С первых двух полностью прозрачных негативов у нас выйдут полностью черные позитивы.
С третьего негатива получится позитив, у которого прозрачный квадрат на черном фоне.
Про проецировании через проектор с тремя светофильтрами окажется, что световой поток, окрашенный в красный и синий цвета, полностью перекрыт совершенно черными позитивами. А вот поток зеленого цвета, проходя через соответствующий позитив, отображает на экране ровно зеленый квадрат.
Цветное изображение с черно-белых носителей!
При сложных цветовых оттенках ситуация ровно такая же. Сочетание трех позитивов, за счет неодинаковой плотности в каждой конкретной точке, смешает цвета в нужной пропорции и даст на экране нужный оттенок.
Причем, если цвет фильтров на фотоаппарате и проекторе совпадают, но на экране будет именно правильная цветопередача со всеми оттенками, а не трехцветный комикс.
Нужно сказать, что во времена Прокудина-Горского была уже практика изготовления цветных слайдов. По-настоящему цветных.
Но время расставило точки над i. При длительном хранении изображений, состоящих из серебра, а не из красителей, они гораздо более долговечны.
Слайды Прокудина-Горского сохранились великолепно и позволяют сейчас (тем более, с использованием цифровых технологий) получать отличные цветные изображения, поражающие своими цветами и детализацией.
Хорошо, с проектором понятно, а можно ли было сделать цветной отпечаток во времена Прокудина-Горского?
Увы, нет. Техника формирования цветного изображения на бумаге в то время бала, конечно и не одна, но все они относятся скорее к типографским методам, а не к фотографическим.
Например, Сергей Михайлович печатал очень красивые открытки, но это уже другая история.
На этом у меня все. Удачи, и сходите в музей!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Большое спасибо за интересную статью! Все слайды Прокудина-Горского выглядят крайне необычно в плане цветопередачи, я бы охарактеризовал, как одновременно “прозрачно” и “ярко”. Не подскажете, это результат уже цифровой обработки или его метод давал такие цвета?
Добрый день! Интересный вопрос. Я не знаю деталей технологии, по которой получены современные изображения. С точки зрения цветопередачи предположу следующее: Технология изначально сильно зависит от оттенков цвета, который проходит через каждый из 3х слайдов. Даже если сохранились оригинальные фильтры, через которые снимки делались, думаю, какая-то цветокоррекция применялась. Если оригинальных фильтров нет или они могли изменить свои свойства за столько лет, то вопрос просто не имеет смысла, т.к. любой подбор фильтров и будет коррекцией цвета. Это никак не отвечает на вопрос яркости и прозрачности снимков. Тут полностью согласен с оценкой “прозрачно”. Именно такое ощущение при просмотре.
Ой, Иван, большое спасибо!
Насмотревшись фото тех лет, очень радовало, что они такие приятные – цветные и ясные! Но как для фотографа было необъяснимо – как тогда была достигнута чистая цветность изображения на отпечатке, если приблизительная чистота изобретена только в последние 40-60 лет?
И лишь тут только стало ясно, что при Горском не было цветных фотографий. А просто были слайды, т.е. просмотры слайдов.
А здесь, в интернете, мы восхищаемся цветными историческими изображениями не с карточек, а со слайдов, т.е. избежав процесса печати.