Правила конкурса

Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:


Итак, я начинаю конкурс на звание «Мечта советского фотолюбителя конца 80-х, начала 90-х годов». Требуется выявить фотосистему (тип фотоаппарата с комплектом оптики), которая заслуженно получит данный титул.

Задача стоит непростая, ведь сколько людей, столько и мнений. Поэтому, вначале поясню несколько правил, которыми буду руководствоваться.

Правило первое: Объективный субъективизм.

Хотя речь о конкурсе, я не буду проводить социологических опросов и статистических исследований для сбора мнений. Я даже не планирую устраивать онлайновое голосование. Может быть чуть позже.

Да, с объективностью конкурса будут большие проблемы. Объективности просто не будет. Все будет субъективно. Абсолютно. Но это ведь мой блог? Значит, вроде как, имею право :о)

Не скрываю, что рассматривая технику я буду опираться в первую очередь на свои собственные воспоминания, ощущения, увлечения тех лет. Свои, своих школьных друзей, своих знакомых, как я их запомнил.

Думаю, у меня есть все основания считать себя в указанный временной период — 100% среднестатистическим советским школьником. И потому, судить о предпочтениях фотолюбителей тех лет.

Таких как я школьников в Союзе было великое множество. Надеюсь, этот блог найдут те, в ком жила и, возможно, все еще живет такая же Мечта как моя. Для этих людей — написанное тут вполне объективно. Это и примем как правило.

Правило второе: Где у мечтаний предел? (Вопрос бренного металла)

СССР был страной дефицита. Дефицитно было все. И материальные ценности и деньги и даже информация. Если мы решили найти самый-самый крутой фотоаппарат или объектив — встает вопрос, а где предел хотелок, за который нельзя заходить?

Существует, например, объектив, изготовленный как прототип в сотне экземпляров. Объектив супер-светосильный. Совершенно очевидно, что под определение «крутого» он отлично подходит. Будем ли мы включать его в наш конкурс? Может ли о нем мечтать среднестатистический советский фотолюбитель?

Аналогичный вопрос по стоимости. Есть ли смысл школьнику мечтать о том, что стоит нереально дорого? Школьник жил в 90-е годы. В то время он уже отлично понимал, что молодым не везде у нас дорога. И что мечтать нужно о более или менее разумных вещах.

Ну и наконец, — для того, чтобы осознанно чего-то хотеть — нужно знать о существовании предмета вожделения. С информацией в Союзе был напряг. Большинство самых продвинутых знаний о фототехнике я черпал из иллюстрированного энциклопедического справочника по фотографии, выпущенного в Минске в 1992 году.

энциклопедия обложкаУже сейчас я понимаю, на сколько не полны сведения, содержащиеся в этой книге.

Итак, чтобы не скатиться к обсуждению нереальных прототипов, военных и прочих уникальных разработок — нужен критерий доступности фототехники. Доступности с т.з. знаний о ней, доступности (относительной, конечно) в продаже и доступности по цене.

Я буду в качестве такого критерия использовать факт доступности образов техники СЕЙЧАС в комиссионных магазинах и онлайн-барахолках типа Avito.ru.
Гипотеза таковая: Если сейчас на вторичном рынке есть предложение по разумным ценам, значит в свое время устройство было достаточно широко распространено, известно, доступно по цене для советского потребителя. И наоборот. Критерий не железобетонный. Но я мониторю Avito немало лет. И во встречаемости разных образцов советского фотопрома ориентируюсь неплохо.

Например, предложение объективов Мир-47К и Оберон-11К я видел только несколько раз за 3 года. Но видел, и ценник был разумным. Эти объективы будут участвовать в конкурсе. А вот объектив Яшма-4Н я ни разу не видел, хотя в форумах говорится, что он был в свободной продаже иногда в советские времена. Фодис-1К я один раз видел. Но ценник был астрономический. Поэтому, Фодис и Яшма — вне конкурса.

Вот такой будет принцип.

Правило третье. Заграница нам поможет?

Наверное, необычно, но будучи школьником я совсем не мечтал об импортном фотоаппарате. И сейчас мне сложно понять почему было так. Магнитофон и т.д. — я, как и положено, хотел исключительно импортный. А фотоаппарат — отечественный! В то время, как разного рода Практики — давно и уверено опережали советские образцы.

Может быть дело в ограниченности информации. Ведь действительно, я ни разу не видел в детстве импортного фотоаппарата. В моих книгах о них не писали.

В Энциклопедическом справочнике по фотографии 1992 года в качестве примера японской техники приводили уже не механические плёночные камеры, а какие-то страхолюдины.

земляГлядя на которые я отчетливо понимал, что они из какой-то другой вселенной. После чего собирался и ехал на дачу окучивать картошку в свей вселенной :о)

В общем, так или иначе, но импортная техника в рейтинге не участвует. Возможно, это не объективно. Но один пример, подтверждающий возможность таких предпочтений — у меня есть. И мне его достаточно.

Правило четвертое. Правило крокодила.

Сейчас модно тестировать старую оптику на цифровых тушках и подробно разбирать дисторсию, аберрации, промахи цветопередаци и прочие искажения, мельчайшие достоинства и недостатки оптики. Это очень интересные и полезные сведения. Большая благодарность людям, которые находят время проводить такие тесты и выкладывать их в сеть.

В своем блоге я буду так или иначе касаться вопросов использования старой оптики в современной фотографической практике. Но тема блога — все-таки иная. Согласно постановке — выбор техники происходит для использования в те самые советские времена, а не сейчас. А это, как говорится, две большие разницы.

Начнем с пленки. Я встречал в продаже 4 типа чувствительности пленки. 32, 64, 125 и 250 единиц. Начиная со 125 единиц пленка считалась высокочувствительной и как следствие — особо крупнозернистой. Вопрос о разрешающей способности объектива с таким зерном ставить уже не разумно.

Далее, пленку нужно было проявить. Не помню еже как назывался проявитель. В квадратном плоском бумажном пакете было 2 отсека. Сначала нужно было растворить в воде содержимого одного, потом второго.

В инструкции особо подчёркивалось, что приступать к растворению содержимого второго отсека можно только после полного растворения первого. Кому-нибудь удавалось полностью растворить содержимое первого пакта? Мне — ни разу. :о)

Руки у меня кривые или реактивы старые, не знаю. Но крупинки ВСЕГДА оставались. Полагаю ,что это означало таки отклонение в составе раствора и влияло как-то на качество проявки в не лучшую сторону.

Далее. Сейчас многие обсуждают фотоаппараты и объективы. Какие оптические схемы совершеннее. А давайте вспомним такой девайс как фотоувеличитель. Кто-то помнит какой в нем был объектив и какая у него разрешающая способность?

Я вот не помню. Но помню, что первым моим фотоувеличителем была Юность. И Юность эта светилась щелями как новогодняя елка. И на сколько помню, рамка в которую помещался негатив — вообще никак гарантировала, что пленка будет плоской при экспонировании. И строгая перпендикулярность оптической оси объектива плоскости пленки — вызывала сомнение.

Это я о чем? Это я том, что на пути от объектива фотоаппарата до появления готовой фотокарточки — было полно этапов. На каждом этапе в процесс вмешивались разного рода случайности. И каждая понемногу портила конечный результат.

Ребят, ну какие в этих условиях подсчеты линий по краям кадра? Найдите свой старый семейный фотоальбом с черно-белыми самодельными фотками. Можно по ним оценить разрешающую способность?

Поэтому, рассматривая использование советской оптики в советские же времена мы будем СУЩЕСТВЕННО менее критичны к оптическому качеству, которое можно измерить только сейчас на цифре. Основное внимание мы будем уделять полезным именно тогда свойствам — светосиле, фокусному расстоянию, эргономике.

А для оценки оптического качества изображения мы применим правило крокодила. Это правило гласит: «если на фото ваша девушка обнимает крокодила и вы можете уверено определить кто где на снимке — значит объектив имеет приемлемое качество оптики». Утрировано, но смысл понятен.

Правило пятое. Повезет / не повезет?

Так уж получилось, что многие модели  советских фотоаппаратов были не очень надежны. В первую очередь это касается попыток отечественного фотопрома выпустить продвинутую фото-камеру. Простые, массовые и популярные системы типа Зенит-Е, те – да – очень надежны. Просто неубиваемы. Но вот то, что хоть немного сложнее по конструкции, уже имело множество нареканий на надежность.

Ясно, что на победу в конкурсе в первую очередь будут претендовать аппараты высокого уровня сложности. И ясно, что именно в этом сегменте проще всего было нарваться на заводской брак или просто на недостаточно надежную конструкцию.

Смутил бы такой риск нашего фотолюбителя? Сложный вопрос. Если речь идет о реальной покупке, то, вполне возможно, что – да, смутил бы. Но мы ведь говорим о мечте!

А в месте нет места риску поломок. Поэтому, я не буду принимать во внимание информацию о низкой надежности. До наших дней дожило немало совершенно исправных аппаратов самых ненадежных конструкций. Будем исходить из того, что с аппаратом нужно обращаться бережно (а как еще можно обращаться с мечтой?) и нам обязательно повезет!

Правило шестое: Не нужно оголтелого ура-патриотизма

Нужно быть реалистами. В истории советского фотопрома есть немало примеров, когда отечественные разработки опережали (и далеко опережали ведь!) творения иностранных конкурентов. Но, как правило, все преимущество быстро утрачивалось. Причем по причинам, которые при всем уважении и понимании сложно назвать объективными. Отставание советской техники от западных и японских образцов прочно укоренилось еще во времена, когда о закате фотопрома в Союзе никто еще не говорил. И отставание это нарастало непрерывно. Сейчас в России собственного фотопрома нет. Было несколько эпизодов реанимации и перезапуска производства удачной светосильной оптики. Но этого совершенно недостаточно для того ,чтобы считать фотопром живым.

Поэтому нужно смотреть правде в глаза и признать, что для ура-патриотизма повода никакого нет. Среди достижений советского фотопрома уже нечем гордиться. Все прошло и кончилось.

Гордиться нужно людьми. Конструкторами и разработчиками, чья мысль позволяла нам порой опережать время, несмотря на все сложности и барьеры.

А историю техники просто нужно знать. Беспристрастно.

Вот и все правила. Конкурс начинается. О его ходе читайте в следующих статьях раздела.

Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.



Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *