Объектив Вега-12Б обзор
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
Вега-12Б 2,8/90
Вега-12 — это штатный объектив для среднеформатных фотоаппаратов типа Киев-60 и Киев-88. На этих камерах 90 мм объектив является нормальным.
Вега-12 выпускалась с двумя типами креплений — под байонет Б (для камер Киев-6С и -60) и В (для камер Салют и Киев-88). Сейчас варианты объективов с обоими креплениями можно встретить примерно с равной частотой.
В обзоре Вега-12 с байонетом Б и тип байонета указан в маркировке — Вега-12Б, что бывает не всегда. Кстати, обратите внимание, что название объектива нанесено латиницей, а тип байонета — кириллицей. Такая смесь шрифтов была нередкой в маркировках советской фототехники.
Данный экземпляр выпущен на Киевском заводе Арсенал в 1980 году.
Оптическая схема:
Фокусное расстояние: 90 мм
Размер кадра: 60×60 мм
Количество линз/групп: 5/4
Рабочий отрезок — 74,1 мм
Относительное отверстие: 1:2,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:3,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — «Моргающая»
Ближний предел фокусировки — 0,6 м
Соединения:
объектива с камерой — Байонет Б
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Вес — 375 грамм
Вега-12, конечно, крупнее, чем классический штатник под узкую пленку, но все-таки объектив небольшой и не слишком тяжелый.
Вега вполне пропорционально смотрится на современных аппаратах.
Просветление передней линзы едва заметного фиолетового оттенка.
Сама линза глубоко посажена за передней срез корпуса, который выполняет роль бленды и защищает линзу как от контрового света, так и от механических повреждений.
Кольцо фокусировки достаточно широкое и удобно ложится в руку. Полный ход геликоида около 250 градусов.
Кольцо управления диафрагмой — дальнее от аппарата. Это немного необычно, т.к. объектив имеет моргающую диафрагму. Обычно в таких случаях кольцо садят ближе к толкателю.
Диафрагмы переключаются с четкими щелчками без промежуточных делений.
Большинство объективов с байонетом Б имеют моргающую диафрагму и автоматически закрывать ее можно, естественно, только на соответствующей камере.
Однако, конструкция привода диафрагмы удачна тем, что для закрытия диафрагмы до рабочего значения толкатель нужно не надавить, а наоборот, отпустить.
На аппарате Киев-60 во время кадрирования толкатель все время нажат, а диафрагма при этом открыта. Во время нажатия на кнопку спуска толкатель отпускается и диафрагма прикрывается до рабочего значения.
Благодаря этой особенности, объектив, будучи надетым через переходник на современные аппараты, без каких-либо проблем позволяет управлять диафрагмой в ручном режиме. Толкатель никогда не нажат и потому диафрагма всегда прикрыта до рабочего значения, которое можно менять поворотом кольца.
На тему использования объективов с байонетом Б на современных камерах Nikon у меня есть еще отдельная статья.
На полнокадровых камерах Вега-12 будет умеренным телевиком.
Чтобы лучше разобраться в том, как Вега-12 будет себя вести на разных современных аппаратах, рекомендую статью о кропе в советском фото.
Я тестировал Вегу, но, к сожалению, с ней нежданно произошел типичный для древних объективов казус — залипла диафрагма. Поэтому, все снимки сделаны на f2,8.
В применении Вега-12 оставила у меня очень хорошие впечатления. Объектив дает приятную картинку и пользоваться им удобно. Резкость Вега дает вполне приличную, хотя на f2.8 софт-эффект все-таки заметен.
На f4 все будет нормально, плюс среднеформатный объектив обеспечивает меньшее падение резкости к краям кадра, т.к. полнокадровые и кропнутые современные матрицы «видят» только центральную часть картинки, проецируемой объективом.
Еще мне понравился рисунок размытия, который дает Вега. Тут вкусы у всех индивидуальные, но, в разного рода рейтингах портретных объективов в Сети, Вега-12, как правило, стоит на высоких позициях. Бывает, что и на первых.
Стоит ли покупать Вегу на современную цифровую камеру?
Знаете, смысл есть. 90 мм — это отличное ФР для портретника. Вега-12 — не единственный вариант объектива с подобным ФР, но очень достойный.
Вега-12 с ее f2,8 — далеко не лидер по светосиле. Например, Юпитер-9 при схожем ФР в 85 мм дает f2. Но разница эта на практике не будет заметна. А глубина резкости при f2 на портретной дистанции так мала, что удачный снимок всегда будет вопросом лотереи.
Так что и f2,8 — уместно применять не всегда.
А уж если у вас зеркалка Nikon и вы присматриваетесь к объективу Юпитер-9, то очень рекомендую обратить внимание на Вегу-12.
Получите объектив со схожими характеристиками, сходного размера, с красивым размытием, с общественным признанием, но в отличие от девятого Юпитера, двенадцатая Вега с соответствующим переходником встанет на вашу камеру без каких-либо проблем с рабочим отрезком.
И цена на этот объектив, кстати, ниже на вторичном рынке.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Вы можете использовать объективы с байонетом Б на современной цифровой камере. Для этого вам понадобится переходник.Проще всего сейчас купить переходник на Яндекс-маркете. Подобрать переходник под свою фото-систему вам поможет такая таблица:
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | P6-Nikon F |
Canon | P6-Canon EF | |
Sony | P6- Sony/ Minolta | |
Pentax | P6-pentax K | |
Резьба М42 | P6-М42 | |
Беззеркалки | Sony | P6-NEX |
Оlympus/ Panasonic | P6-m 4/3 | |
Fuji | P6-FX | |
Nikon | P6-Nikon 1 | |
Nikon | P6-Nikon Z |
Примеры фото:
Здравствуйте. По ремонту объектива “Вега-12Б” инструкций существуют? Литература какая? На моём коллекционном “Киев-6С” не работает на объективе “моргалка”. Спасибо.
Цифра есть цифра что не говори. Насмотревшись на фото с киева 60 как вижу цифровые кадры аж глаз режет.