Фотоаппарат Эстафета обзор и инструкция
Самые доступные кредиты от самого крупного банка России:
–
Эстафета — это простой среднеформатный шкальный фотоаппарат. Выпускалась Эстафета в конце 50-х, в основном на Минском Механическом Заводе.
Несмотря на это, разработка и старт производства нового фотоаппарата случились на ином предприятии — на ГОМЗ, в середине 50-х.
Отвлечемся немного от истории. Сама идея создания подобного аппарата мне кажется интересной для осмысления.
Известно, например, что приблизительно в том же временном отрезке на ММЗ выпускался также еще более простой среднеформатный фотоаппарат Школьник. У меня есть его обзор.
Вот, если в хронологию не вдаваться, то у меня лично создалось бы впечатление, что Эстафета является прямым потомком Школьника.
Вроде логично. Был очень простой аппарат для начинающих. Время прошло, технологии подешевели, население в Хрущевскую оттепель стало побогаче. И вот вам, пожалуйста, для тех же начинающих аппарат более современный. Уже со всеми плюшками камеры начального уровня, но совершенно полноценной.
Все бы так, если б не наоборот! Школьник был позже Эстафеты.
Причем, Эстафету прекратили выпускать в 1961-м, а Школьник начали 1962-м. На первый взгляд, налицо преемственность.
Но Школьник это аппарат детский. Он сделан максимально дешевым, чтобы его мог купить ребенок. Среднеформатным Школьник делали потому, что маленькие снимки 6х6 см с его пленок можно печать контактным способом — без увеличителя. Это тоже возможность пользователю сэкономить.
Для кого создавали Эстафету?
Эстафета не могла быть дешевой. Аппарат металлический. Имеет мягкую оклейку. Оборудован и синхроконтактом и автоспуском. Прочие ТТХ – вполне на уровне.
Если в 60-х Смену мог себе позволить не каждый школьник, то в 50-х Эстафету мог позволить себе уже далеко не каждый взрослый.
При этом, аппарат шкальный.
Как уже говорил, проект по созданию нового аппарата начинался на ГОМЗе и имел кодовое название «Эффект».
На счет Эффекта источники приводят разные мнения. Согласно одним, Эффект по задумке был шкальным аппаратом, согласно другим — дальномерным.
На этом фото аппарат с угадываемым названием «Эффект» явно шкальный. Фото с sovietcams.com
Этот дальномерный аппарат называют прототипом Вымпела, но на стадии прототипирования проект то был единый. Фото из книги “Эпоха ЛОМО. Фотоаппараты и люди”
Так или иначе, достаточно достоверно известно, что в серию должно было пойти сразу две линейки аппаратов — и дальномеры и шкальники максимально унифицированные. Это был тренд того времени.
Шкальникам дали имя Эстафета, а дальномерам — Вымпел. И тот и другой появились в 1957 году.
Фото Вымпела с sovietcams.com.
Вымпелов выпустили мало — в штучных количествах. Камера очень редкая.
Собственно, и Эстафета производства ГОМЗ также встречается очень редко. Фото с sovietcams.com. Значок ГОМЗ виден на объективе.
Редкие аппараты потому, что вскоре техническая документация на семейство Эстафета-Вымпел была передана с ГОМЗ на ММЗ. Уже в 1958 году начался выпуск минских Эстафет.
Выпуск Вымпела на ММЗ наладить не смогли. Есть версия, что аппарат был слишком сложным в производстве. Возможно, наложились и какие-то иные причины.
Эстафет на ММЗ выпустили около 9 тыс. экз., а в 1962 году их сняли с производства.
Итого, Эстафету выпускали с 1958 по 1962 год. Да в СССР аппараты разрабатывали дольше.
Особым разнообразием Эстафеты не отличаются, но особенности между выпусками все же имеются. Вот, например, бывают такие варианты с волнистой зеркальной передней панелью. Фото с sovietcams.com.
Сейчас Эстафеты встречаются довольно редко.
Такая история.
Кому как, а мне вот интересно, а что это вообще было?
В книге «Эпоха ЛОМО. Фотоаппараты и люди», в самом, наверное, близком к первоисточникам широкодоступном издании — есть только сожаления по поводу не полетевшего аппарата. Конкретики никакой.
Я полагаю, что реальных причин неудачной судьбы Эстафеты никто уже не знает.
Поэтому, на правах исключительно собственных домыслов и фантазий, рискну сделать несколько предположений.
Думаю, что в середине 50-х узкая 35-мм пленка еще не достигла того уровня качества, чтобы на отпечатках обычного бытового размера типа 9Х12 см, — не было заметно разницы со среднеформатной пленкой.
Средний формат давал большую детализацию даже в домашних фотоальбомах.
Следовательно, несмотря на имеющийся уже ассортимент хороших системных узкопленочных аппаратов, было в стране много фотографов, для которых средний формат являлся, как говорится, only and forever.
Что советский фотопром предлагал этим людям в 1955-56 годах?
Принципиально выбор был невелик. Или первый – второй Любитель или Москва нескольких моделей, вплоть до уже Москва-5.
Все это аппараты достойные, красивые, но будем честны, — не очень удобные.
Я считаю, что проект Эффект, был ориентирован в первую очередь на создание дальномерного фотоаппарата. И только с т.з. логики более широкого охвата потенциального спроса — на унифицированный с ним шкальник, который шел прицепом.
Дальномерный Вымпел по ТТХ не уступает ни Москве ни Любителю, но имея классический дизайн — гораздо удобнее в использовании.
Шкальная Эстафета тоже удобнее, но уровнем пониже. Хотя, несмотря на то, что Москва это дальномер, а Любитель так и вообще зеркалка, есть немало отзывов о том, что оба они часто использовались как шкальные аппараты или с фокусом на ГФР. Очень уже специфические устройства фокусировки у обоих.
Поэтому, Вымпел и Эстафета задумывались как новые среднефрматные флагманы. Ни много, ни мало.
Что получилось в итоге?
К 1958 году Вымпел не полетел. Эстафета в одиночку флагманскую концепцию не тянула.
Предположу, что узкая пленка все больше вытесняла средний формат из любительского сегмента, разрешающая способность ее росла.
ЛОМО предлагало пользователям несколько 35-мм фотоаппаратов на любой вкус и кошелек: Смена-4, Юность, Ленинград. Рождались новые идеи.
В общем, проект рубить не хотелось, но он становился на предприятии лишним. Ведь Эстафета это, по сути, среднеформатная Смена и не более того. А смысл в среднеформатности понемногу терялся.
Поэтому производство Эстафет переносят с ГОМЗ на ММЗ.
Далее, наступил 1962 год.
Профессионалы, которым средний формат действительно нужен, получили еще с 1957 года высокоуровневый модульный Салют.
Производство Москвы свернуто в 1960.
Линейка Любителя будет жить еще очень долго, но это дань ортодоксальным среднеформатчикам. А в массовом любительском сегменте царит 35-мм пленка.
Уже продаются Зоркий-4, Зоркий-6, Зенит-3М.
Характеристики фотоматериалов растут. Есть даже мнение, что скоро можно будет перейти на еще более узкий формат — в 1961 годы выходит очень интересный зеркальный фотоаппарат Нарцисс под 16 мм пленку.
Для продвинутого фотолюбителя Эстафета была уже слишком простой. Для начинающего — громоздкой и дорогой. Проще взять Смену-6.
И главное! В 1960-61 годах на КМЗ вышли, соответственно, Искра и Искра-2. Новые складные среднеформатные дальномеры. Очень хорошие. Аппараты одного класса с гипотетическим Вымпелом. Искра-2 имела встроенный экспонометр и сразу занимала флагманскую позицию без вопросов.
Так, концепция Эстафеты себя окончательно изжила, и производство их свернули.
В 1962 на ММЗ для самых юных фотолюбителей запустили Школьник.
Школьник это, конечно, не downgrade Эстафеты. Скорее это продолжение логики аппарата Юнкор, производство которого было прекращено на КМЗ как раз в 1962 году.
Самые простые линейки потихоньку переносили на ММЗ со всех предприятий.
Судьбу Эстафеты я считаю чем-то схожей с судьбой Нарцисса.
Только Нарцисс — это пример того, как ожидания по качеству фотоматериалов в ближайшем будущем было завышено, а в случае Эстафеты — наоборот — занижено.
Вот, как-то так. Повторю, все описанные выше мотивы предприятий — все это мои гипотезы ничем не подкрепленные.
Сегодня в обзоре экземпляр Эстафеты в отличном состоянии 1959 года выпуска за номерном 593153. Вот, давайте его и рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Эстафета
Эстафета выпускалась на ГОМЗ в 1958-59 годах и на ММЗ в 1959-62 годах. Объем выпуска на первом предприятии единичный, на втором — около 9 тыс экз.
Аппарат шкальный, среднеформатный. Рассчитан на стандартную пленку тип 120. Формирует квадратные кадры 60х60 мм. На пленку входит 12 кадров.
Объектив тубусный (складной) триплет Т-35 4/75. МДФ 1,3 метра. Предел диафрагмирования f22. Объектив просветленный, на что указывает буква П на переднем срезе.
Затвор центральный, отбивает выдержки 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 и В.
Аппарат оборудован «холодной» скобой для принадлежностей, проводным синхронизатором и автоспуском.
Вес моего экземпляра 630 грамм.
Элементы управления:
Эстафета — аппарат довольно крупный, хотя на фоне Москвы или Любителя смотрится нормально.
Корпус металлический. Нижняя часть корпуса, включая нижнюю панель (это необычно) — покрыты мягкой оклейкой.
Спереди аппарата находится объектив и передний глазок видоискателя.
В транспортном положении объектив задвинут вовнутрь аппарата. Для съемки тубус нужно вытянуть.
Для этого служит небольшая кнопка в углублении в левой части верхней панели. При нажатии на кнопку пружина вытолкнет тубус с объективом вперед. Пружина довольно сильная и объектив лучше придерживать, чтобы он не бил сильно в стопор.
Чтобы сложить тубус — снова нажимаем кнопку и толкаем объектив вручную вовнутрь.
Сзади, помимо глазка видоискателя, есть смотровое окошко, забранное красным стеклом для контроля номеров и границ кадров на ракорде среднеформатной пленки.
Кроме красного стекла окошко закрыто еще и внутренней заслонкой. Чтобы заслонку открыть, нужно сдвинуть влево небольшой плоский поводок над окошком.
Поводок подпружинен, забыть закрыть заслонку невозможно.
Снизу — штативное гнездо на 3/8 дюйма.
На верхней панели слева-направо расположены:
— кнопка фиксатора тубуса объектива;
— скоба для принадлежностей;
— головка протяжки кадра с памяткой типа и чувствительности пленки на вершине.
Механизма отсечки кадра аппарат не имеет, границу кадров пользователь контролирует сам визуально через окошко в задней стенке.
Головка протяжки снабжена блокировкой от вращения в неправильную сторону.
Практически все органы управления аппаратом сосредоточены вокруг объектива.
Протяжка кадра и взвод затвора у Эстафеты это две отдельные операции.
Чтобы взвести затвор, нужно опустить вниз небольшой рычаг в правой верхней части объектива. Спускается затвор нажатием на рычаг тоже справа — пониже. Еще ниже — гнездо под спусковой тросик.
На фото все эти элементы хорошо видны.
Слева от объектива — рычаг взвода автоспуска и гнездо проводного синхроконтакта.
Выдержки переключаются узким кольцом с накаткой.
Для изменения диафрагмы есть поводок в нижней части объектива. У меня, похоже, сам поводок неполный — что-то видимо отвалилось.
Шкала диафрагм тоже нанесена внизу.
Фокусировка осуществляется вращением передней узкой части объектива. Шкала ГРИП имеется.
Если посмотреть на объектив спереди, то он будет весь опоясан шкалами. Помимо выдержек, диафрагм и глубин есть еще шкала экспозиционных чисел в нижней части.
Такие числа мог выдавать, например, экспонометр Ленинград-2.
Зная рекомендованное экспозиционное число несложно подобрать экспопару.
Например, мы предпочитаем в данном случае какую-то выдержку. Выставляем ее.
Потом смотрим на шкалу экспозиционных чисел и выставляем поводок диафрагмы, ориентируясь не на диафрагменное число, а на экспозиционное. Шкалы рядом.
Можно наоборот. Выставляем предпочитаемую диафрагму, а потом, вращая ребристое кольцо подводим экспозиционное число к поводку. При этом, будет меняться выдержка.
Несложно.
Чтобы открыть Эстафету нужно сдвинуть вниз поводок защелки на правом торце корпуса. Задняя стенка съемная.
Отношение к камере.
Эстафета — аппарат узнаваемый, симпатичный и потому желанный участник любой коллекции.
В сухом остатке, Эстафета — это, конечно, тупиковая ветвь фото-эволюции. Следствие неверного прогноза позиций среднеформатной пленки.
Тем не менее, не ошибается только тот, кто ничего не делает! Советский фотопром в 60-е годы поступательно развивался сразу во все стороны и не боялся ошибок.
Вот это вызывает уважение.
На этом все. Не болейте и удачи!
Это ссылка на мой канал на VK Видео. Обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте, пожалуйста, подписаться. Это очень мне поможет.
Инструкция (благодарность eugigufo.net):
Между прочим, объектив/затвор “Эстафеты” только мне что-то напоминает, или ЛОМО, натурально, просто прилепило этот узел от “Губителя” к камере классической компоновки? Учитывая ещё, что губительский “триплет”, в принципе, можно просто поставить на гиперфокал и забыть о фокусировке, использование его на шкальном аппарате с нормальным видоискателем очень даже оправдано. При этом, по сравнению с предком, не нужны еще один объектив, хоть и упрощенный (и его не надо юстировать), не требуются коллективная линза, зеркало, шахта – зато можно смотреть в видоискатель по-человечески, без изврата, и браться за аппарат не как за хреновну, стыренную с летающей тарелки.