Site icon Фототехника СССР

Фотоаппарат Зенит-19 обзор и инструкция

OLYMPUS DIGITAL CAMERA



Публикуя обзоры на своем сайте, я стараюсь разнообразить представленные периоды выпуска техники. «Прыгаю», так сказать, по годам. Мне кажется, так интереснее, возникает некий контраст.


Но, не будем забывать о том, что главной темой проекта Фототехника СССР является, все-таки, поиск наиболее продвинутой советской фото-системы на рубеже 80-90-х годов.

Подробнее о теме читайте тут.

По данному вектору мы потихоньку движемся, соблюдая хронологию, и вот, наконец, настало время рассмотреть очередной советский аппарат высшей категории сложности. Это будет Зенит-19.

Итак, на дворе 1976 год и в верхнем сегменте на КМЗ выпускается Зенит-16.

Аппарат этот очень интересный, необычный, инновационный, но удачным его назвать все-таки нельзя. Много нареканий на надежность, да и эргономика весьма спорная.

Через год, в 1977 году Зенит-16 снимут с производства, а пока на предприятии начата разработка нового флагманского аппарата под индексом Зенит Т-1.

Конструкторы старались воплотить в новой камере все лучшее, что было отработано на предыдущих менее удачных моделях. Начали, конечно, с затвора.

Камера получила электромагнитный затвор ФЗЛ (Фокальный Затвор Ламельный) отечественной разработки с расширенным набором выдержек.

Также стоит отметить внутрикамерный полуавтоматический TTL экспозамер, хорошее покрытие кадра видоискателем и весьма продуманную эргономику.

В серию аппарат пошел в 1979 году под названием Зенит-19. Часть камер комплектовалась новейшим объективом Зенитар-М 1,7/50, рассчитанным в СССР.

Зенит-19 — вышел, наконец, удачным. Этот аппарат принято считать лучшим среди резьбовых Зенитов.

Традиционная проблема всех советских сложных аппаратов — низкая надежность, в 19-м Зените была более или менее решена.

Конечно, надежность новой камеры была пониже, чем у классических механических аппаратов от КМЗ, но все-таки.

С 1983-84 годов затвор ФЗЛ-80 был заменен на усовершенствованный ФЗЛ-84 и затвор вообще перестал быть основной причиной поломок.

К тому же, выдержка синхронизации укоротилась с новым затвором с 1/60 до 1/125.

В 1979 году в линейке КМЗ не было еще аппарата Зенит-12сд (пик эволюции линейки простых аппаратов), с кем можно сравнить Зенит-19?


Если говорить об ассортименте Красногорского завода, то сравнивать вроде бы можно с аппаратом из продвинутого сегмента — Зенит-16. Но по годам выпуска камеры не пересекались, да и объемы выпуска Зенит-16 в 11 тыс. штук на дают особых оснований для конкуренции.

Мы обязательно сравним Зенит-16 и Зенит-19, но попозже, в отдельной статье раздела «Мечта советского фотолюбителя». Пока же нам нужны менее умозрительные сравнения.

Из более реальных примеров, на память приходят Зенит-ЕМ (с 1972) и Зенит-TTL (с 1977).


Зенит-ЕМ — из сегмента попроще. И Зенит-TTL — тоже из простого сегмента, но уровнем чуть повыше. В условиях отсутствия в СССР доступного по цене продвинутого сегмента, Зенит-TTL долгое время выполнял функцию «продвинутой» камеры для массового потребителя.

Не забываем при этом, что ОСНОВНОЙ парк зеркалок у советских граждан в те времена формировал очень простой Зенит-Е.


Что говорить? На фоне этих моделей Зенит-19 действительно смотрелся прорывно. Тем более, что выпуск его составил около 120 тыс., что в 10 раз больше, чем Зенит-16.

Таким образом, Зенит-19 был флагманом далеко не только теоретически, но и на практике.


Конкурировал Зенит-19 и с продукцией Арсенала. В 1979 году выпускались Киев-15 (с 1973) и свеженький Киев-17 (с 1977).

Ну, Киев-17 при всем его потенциале не имел экспонометра и потому занимал вообще странную немного нишу. А Киев-15 выглядел совсем уж экзотично на фоне Зенит-19, у которого все очень привычно.

Оба Киева проигрывали Зениту в надежности и оба имели нестандартный тип крепления оптики, в то время, как девятнадцатый Зенит носил резьбу М42 и был обеспечен огромным парком объективов по умолчанию.

В общем, Зенит-19 являл собой удачу, которую на КМЗ наконец-то ухватили за хвост.

Давайте рассмотрим аппарат.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Зенит-19

Зенит-19 выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1979 по 1987 год.

Общий выпуск составил около 121 тыс. штук. Это немного на фоне миллионных выпусков более простых моделей, но это рекорд того времени для камер верхнего сегмента.

Штатный объектив — Зенитар-М 1,7/50 или какой-либо из Гелиосов, например, Гелиос-44М 2/58 или Гелиос-44М-4 2/58

Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — электромеханический фокальный с металлическими ламелями вертикального хода. Отбивает выдержки: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В.

Что тут сказать, когда нечего говорить? Отлично!

Затвор электронный. Для полноценной работы в аппарате должна быть батарейка. Механическая выдержка только одна — 1/1000. Ее аппарат отработает без батарейки.

Выдержка синхронизации до 1983-84 годов 1/60, после — 1/125. В обзоре аппарат 1985 года.

TTL-экспонометр с сернисто-кадмиевым (CdS) фоторезистором и стрелочной индикацией в видоискателе. Управление экспозицией — полуавтоматическое. Замер на рабочем значении.

Фотоаппарат оборудован горячим и проводным синхроконтактами, а также автоспуском.

Размер поля изображения видоискателя — 22,8×34,2 мм (90% покрытия кадра)

Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с микрорастром и матовым кольцом, после 1986 года — дополнительно клинья Додена.

Вес моего экземпляра без объектива 640 грамм.

Элементы управления:

Корпус Зенит-19 получил свой собственный и узнаваемый. Как и у Зенита-16, внешние покровы — пластиковые, но сейчас обводы стали более классическими без концептуальных заморочек. Мягкая оклейка тоже вернулась на традиционные места.


Собран аппарат хорошо. Качество пластика восторгов не вызывает. Такое ощущение, что пластик слишком мягкий. Однако, сохранность камеры неплохая, так что объективно качество материалов приемлемое.

Зенит-19 — аппарат весьма крупный, но при этом не тяжелый. Беря его в руки ожидаешь большего веса.

С т.з. эргономики Зенит-19 выполнен без особых изысков, но все в нем вполне удобно. На корпусе много мелких деталей, которые выполнены старательно с разного рода ободочками, мягкими вставками, цветовыми метками и т.д.

Слева от объектива в верхней части передней панели видно гнездо проводного синхроконтакта.

Справа от объектива находится рычаг взвода автоспуска и кнопка спуска над рычагом.
По рычагом, ближе к шахте зеркала помещена круглая кнопка репетира диафрагмы.

Кнопка репетира крупная, с мягким ходом. Ее нажатие также включает экспозамер.

Нажимать кнопку удобно средним или безымянным пальцем правой руки. Вообще, подобное решение я лично нахожу очень удобным, более удобным, чем совмещение замера с копкой спуска, как на Зенит-12сд, например.
Сзади имеется прямоугольный глазок видоискателя.

Видоискатель у Зенит-19 крупный и достаточно удобный. Одна претензия — темноват.

Яркость картинки на уровне Зенит-TTL. У моего Зенит-12сд видоискатель ярче, хотя, конечно, мельче.
Справа в поле зрения — стрелка системы полуавтоматического экспозамера, ровно такая же, как у Зенит-TTL.

От лампочек, как у Зенит-16 решено было отказаться в пользу унификации с линейкой Зенит-TTL.

Вот это жалко, конечно… Хотя многие находят стрелку более информативной, мне лично удобны лампочки.

Да и замер то на рабочем значении и бывают ситуации, когда в темном видоискателе стрелку банально плохо видно.

Слева от видоискателя небольшая лампочка контроля годности элементов питания.

На задней дверце есть кармашек, в который можно поместить кусок коробки от пленки и получится памятка типа и чувствительности пленки в аппарате. В пустом кармашке видна таблица соответствия разных стандартов чувствительности.


Снизу аппарата расположены:

— крышка батарейного отсека;
— селектор чувствительности пленки;
— штативное гнездо с резьбой 1/4 дюйма.

Аппарат рассчитан на работу от двух батареек РЦ-53.

Вопросу подбора современных аналогов советским элементам питания у меня посвящена отдельная статья.

На верхней панели слева-направо расположены:

— головка обратной перемотки со складной рулеткой;
— миниатюрная кнопка контроля годности элемента питания с красной точкой;
— «горячая» скоба для вспышек;
— головка выдержек;
— кнопка спуска внутри поворотной втулки с флажком-фиксатором;
— миниатюрная кнопка отключения затвора при обратной перемотке с голубой точкой;
— рычаг взвода затвора и протяжки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.

Головка обратной перемотки сблокирована с замком задней стенки. Чтобы аппарат открыть, нужно головку потянуть вверх.


Аппарат критически зависит от батареек, поэтому конструкторы наконец-то сделали простую систему контроля их годности. Нажал кнопку — проверил горит ли лампа. Просто и удобно.

Головка выдержек сделана высокой и переключается с четкими щелчками. Управлять выдержкой удобно.

Рычаг взвода затвора имеет два положения — «походное» и «наготове». Такое решение впервые применено на аппаратах КМЗ и это очень удобно.
Кнопка спуска имеет большой диаметр и мягкий короткий ход. Кнопа смещена вперед и палец ложится на нее комфортно.

Затвор срабатывает довольно жестко с ощутимым ударом. Это можно отнести к недостаткам. Держать аппарат нужно надежно, иначе возможен смаз от шевеленки.

Для избежания случайных спусков, спереди на кнопке есть флажок. Если перекинуть его влево, кнопка будет зафиксирована и нажать ее не получится. Такой предохранитель.

Кнопку можно аналогично зафиксировать и в нажатом положении — так удобно отрабатывать длительные выдержки.

Расчет экспозиции на Зените-19 происходит так:

1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.

2. Предполагается, что переключатель режимов управления диафрагмой на объективе установлен в положение «А» — «Автоматическое управление»

3. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку репетитора.


Диафрагма прикрывается и включается экспозамер. Стрелка в видоискателе занимает некое положение.

Если стрелка отклонилась вверх в сторону знака «+» — экспозиция избыточна. Если вниз, в сторону «—» — недостаточна.

Если стрелка заняла горизонтальное положение, экспозиция оптимальна.

4. Задача фотографа — переключением выдержек или диафрагм добиться горизонтального положения стрелки. И выдержки и диафрагмы можно переключать не отпуская кнопки репетитора.

5. Когда стрелка заняла горизонтальное положение, отпускаем репетитор и жмем на спуск.

Отношение к камере.

Зенит-19 — аппарат действительно удачный. Удачный на столько, что если у вас есть желание поснимать через советскую резьбовую оптику, то Зенит-19 — это лучший недорогой пленочный вариант для современного использования. Среди отечественных, конечно.

Камеры эти на вторичном рынке попадаются нередко и стоят недорого.

При этом Зенит-19 умеет все, что нужно.

Из недостатков я бы назвал темный видоискатель. Но если ограничиться съемкой днем на улице, то все будет хорошо.

Есть информация, что после 1986 года на аппаратах Зенит-19 не только появились клинья, но и стали более светлыми видоискатели. Есть смысл поискать для себя аппарат поздних выпусков.

У меня Зенит-19 — самый часто используемый аппарат. Некоторая его запиленность видна на снимках. Ну никакого почтения к возрасту, понимаешь ли!

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-19 и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.

Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M42-Nikon F без линзы
M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42- Sony Alpha / Minolta
Pentax M42-pentax K
Беззеркалки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1
Nikon M42-Nikon Z

Инструкция:


Exit mobile version