Site icon Фототехника СССР

Фотоаппарат Зенит-122 обзор и инструкция

OLYMPUS DIGITAL CAMERA



К началу 90-х годов на КМЗ по прежнему придерживались практики выпуска фотоаппаратов в двух сегментах. Покруче и попроще.

Правда, перестройка и прочие негативные явления в экономике страны дали о себе знать.
В продвинутом сегменте КМЗ в 90-м году нет полуавтоматических аппаратов. Зенит-19 прекратили выпускать 3 года назад в 1987-м.

Что есть? Есть с 1984 года Зенит-Автомат и будет он на прилавках еще долго. Совсем недавно вышла обновленная версия этой камеры — Зенит-АМ.

Аппараты это хорошие. Но это автоматы. Они управляют выдержкой автоматически и даже почти не советуются с пользователем. Профессионалу это не очень подходит.

За верхнеуровневые полуавтоматы сейчас отдувается с грехом пополам Арсенал с аппаратом Киев-19.

Хотя, общий уровень технологий в советском фотопроме таков, что не интересен уже профессионалам. Профессионалы используют японские камеры.

Поэтому верхний сегмент камер КМЗ — он тоже любительский. Только для любителей немного побогаче.

Что в нижнем сегменте? А в нижнем у нас полный застой.

С 1983 года выпускается Зенит-12сд. Выпускается он, значит, выпускается… Выпускается уже 7 лет.

Нет, кому не нравится, могут приобрести Зенит-ЕТ. Или Зенит-11. Ему в следующем году 10 лет. Юбилей, как ни как.

Вот такой расклад.

А раньше, за периоды в 10 лет, например, с 56-го до 66-й год, успевала пройти целая эпоха в фото.

В общем, так долго не обновлять линейки стало совсем уж не солидно и решено было модернизировать Зенит-12сд.


Глубокая модернизация не планировалась. Скорее — рестайлинг.

Новый аппарат получил название Зенит-122, что еще больше подчеркивает родство с 12-й моделью.

Главное визуальное отличие 122-го от 12-го — это дизайн. Покровы корпуса стали пластмассовыми. Аппарат располнел, стал толще. Внутри, правда, металлическое шасси.

Справой стороны появились наплывы для более удобного хвата. И спереди и сзади.

Радикально изменилась конструкция механизма автоспуска. Где-то слышал, что причина этого в том, что предприятие, ранее поставлявшее пружинные механизмы прекратило поставки. В результате пришлось адаптироваться к новым механизмам. Уж не знаю, насколько это истинно.


В видоискателе появились клинья Додена. У Зенит-12сд их не было.

Счетчик кадров стал более современным само-сбрасываемым с окошечком.

В видоискателе добавился третий светодиод. Зеленый.

Вот, в общем-то, и все. Прочие характеристики остались прежними.

Существует несколько модификаций Зенит-122.

На части аппаратов установлен байонет К вместо резьбы. Эти модели называются Зенит-122К.

Сейчас сложно уже достоверно восстановить хронологию, но судя по всему, байонетными планировали сделать всю линейку 122-х. Благо, байонет К уже отлично работал на Зенит-Автомат и вовсю демонстрировал преимущества такого типа соединения против резьбы.
Но, видимо, побоялись недовольства пользователей, обладающих некоторым парком резьбовой оптики.

Сменные объективы под байонет К были редкостью.

Правда, объектив с резьбой М42 можно присоединить к байонету К с помощью копеечного колечка переходника, которые в СССР выпускались. Но при этом, переставала действовать «моргающая» диафрагма.

Мое личное мнение — невелика потеря. Не так уж много моделей сменных объективов было с «моргалкой», на самом деле. И большинство из них имело ручной режим. Чего далеко ходить, гляньте в инструкции список рекомендованной оптики.

Поэтому, считаю, что стоило махнуть шашкой и перейти на новое крепление окончательно, оставив для приверженцев резьбы Зенит-12сд, который все равно выпускался до 1994 года.

Но, так или иначе, большинство 122-х по моим ощущениям были все-таки резьбовые.

Еще была упрощенная версия — Зенит-122В. Эта модификация отличалась только отсутствием механизма автоспуска. Я говорил ранее, — дефицитны стали механизмы эти.

А о буке «В» в названиях советских аппаратов у меня есть небольшая статья конспирологического толка.
В 1992 году в честь 50-летия КМЗ была выпущена партия в 300 штук юбилейных коллекционных фотоаппаратов, отличающихся серебристым цветом корпуса, соответствующими надписями и другой упаковкой.


Годом позже выпуск юбилейных аппаратов был продолжен и всего их выпустили боле 6000 штук.
Встречаются также аппараты со штампом 50 лет Победы. Их вроде бы вручали ветеранам.


Такой вот всплеск традиции памятных штампов на фотоаппаратуре.

Могу ошибаться, но мне кажется, что Зенит-122 можно было приобрести в официальном магазине КМЗ еще году, эдак, в 2010-2012-м. Складские, вероятно, запасы.

Давайте рассмотрим камеру подробнее.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!



Фотоаппарат Зенит-122

Фотоаппарат Зенит-122 выпускался на КМЗ с 1990 по 2005 год. На БелОМО похожие аппараты также выпускались, но с другими названиями.

Штатный объектив — Гелиос-44М-Х 2/58 разных модификаций, как просветленные, так и нет.

Крепление объектива — резьба М42×1 (у Зенит-122К — байонет К). Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.

Синхронизация вспышки на 1/30 проводная и через центральный синхроконтакт.

Размер поля изображения видоискателя — 20×28 мм или 65% площади кадра.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом, микрорастром, клиньями Додена

Аппарат оборудован автоспуском. Модификация Зенит-122В автоспуска не имела.

Вес моего экземпляра без объектива 540 грамм.

Элементы управления:

Внешний вид у Зенит-122 изменился очень сильно. Аппарат стал визуально массивнее, приземистее. Весь корпус покрыт пластмассой. Мягкой оклейки больше нет. Ее роль теперь выполняет рифление на пластмассе.

Как известно, на вкус и цвет все фломастеры разные. По мне, дизайн аппарата стал лучше, современнее. Наплывы на правой стороне действительно удобные. Держать аппарат стало куда комфортнее.
Пластмасса не выглядит дорогой, конечно. «Ну, а что ж вы, Буратино, хотели за 4 сольдо?» Есть информация о высоком проценте брака среди 122-х. Но у моего экземпляра с качеством сборки особых проблем нет.

Единственно, люфтит задняя дверца. Как я понял, это проблема многих, если не всех экземпляров.

На передней панели справа видно гнездо проводного синхроконтакта. Гнездо находится вплотную к пластиковому кожуху шахты зеркала. Предположу, что не всякий штекер вспышки мог быть присоединен при таком положении гнезда.

Ниже находятся индикатор и кнопка автоспуска. Этот узел выглядит не как раньше.

Заводить автоспуск теперь нужно не рычагом, а колесиком с накаткой на правом торце аппарата. Колесико нужно вращать вверх, оно тугое и для полного завода нужно 8-9 движений. Не очень удобно.
В процессе заводки цвет индикатора меняется на зеленый. Иным образом понять, что автоспуск заведен уже нельзя, конечно.

Чтобы включить автоспуск, нужно нажать кнопку. После срабатывания затвора цвет индикатора снова становится красным.

Сзади — окуляр видоискателя, а слева от него поворотная крышка батарейного отсека с пропилом под монетку.

Аппарат рассчитан на писание от двух элементов СЦ-32.

По теме подбора замены советским элементам питания у меня есть специальная статья.
Свой видоискатель Зенит-122 унаследовал, в общем-то, от Зенита-Е со всеми его атавизмами двадцатипятилетней давности. Покрывает видоискатель всего 65% площади кадра и картинка в нем относительно невелика.

Правда, появились клинья Додена. На мой вкус, это серьезное улучшение.

На кадровой рамке видоискателя, справа вертикально расположено 3 светодиода. Верхний и нижний –  красный, средний – зеленый. Это — система полуавтоматического управления экспозицией.

Система включается при полу-нажатии на кнопку спуска. Если кнопка не нажата, система отключена и не садит батарейки.

Снизу аппарата — только штативное гнездо. Оно в нижней части шахты зеркала ровно по оси объектива.
Сверху у Зенита-122 слева-направо находятся:
— селектор чувствительности пленки с помещенной в центре рулеткой обратной перемотки;
— скоба для вспышек с синхроконтактом;
— головка выдержек;
— кнопка спуска;
— перед кнопкой спуска находится пластиковая западающая кнопка отключения затвора для обратной перемотки;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.
Из-за распухшего кожуха пентапризмы головка выдержек частично утоплена в этот кожух. Переключать выдержки стало немного менее удобно.

Курок пластиковый, не имеет транспортного положения и довольно сильно оттопырен назад. Думаю, курки часто ломались.
На селекторе только одна шкала чувствительностей ГОСТ/ISO.

Расчет экспозиции на Зените-122 происходит так:

1. На селекторе необходимо выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.

2. Наводим аппарат на объект съемки и нажимаем на кнопку спуска до некоторого ощутимого упора, но не до конца.

Моргающая диафрагма прикрывается и включается электронная система замера света и расчета экспозиции. Уровень света измеряется на рабочей диафрагме.


4. Смотрим видоискателе на светодиоды.

Если горит верхний, — света много. Нужно или уменьшить выдержку или прикрыть диафрагму.

Если горит нижний, — света мало. Нужно или увеличить выдержку или открыть диафрагму.

Менять и выдержку и диафрагму можно при полу-нажатой кнопке спуска, т.е. диафрагма будет меняться сразу в рабочем положении, а экспозамер будет работать.

Оптимальна экспозиция тогда, когда горит средний, зеленый светодиод. У аппарата Зенит-12СД зеленого светодиода не было и об оптимальной экспозиции сигнализировало переменное мигание обоих красных. В данном случае ввели специальный сигнал. По сути ничего не изменилось, но визуально стало привлекательнее.

Замок задней стенки скрытый, чтобы его открыть, нужно потянуть вверх головку обратной перемотки.

Отношение к камере.

Как часто бывает, к Зенит-122 отношение у меня двойственное.

С одной стороны, я считаю, что Зенит-122 — это действительно улучшение Зенит-12сд. Не радикальное, по мелочи, там, сям, но улучшение.

Оговорюсь, я не затрагиваю тему брака и чрезмерного удешевления конструкции (сейчас модно говорить оптимизация или cost-cutting), которое вело к снижению ресурса и опять же к росту брака в конечном счете.

Полагаю, это больше общая проблема того времени, а не конкретной модели аппарата. Да и за 15 лет выпуска под-модификаций наверняка было великое множество. Как надежных, так и не очень.

Так что аппарат я считаю удачным.

С другой стороны, для 90-го года обычный рестайлинг Зенит-12сд — это уже полная потеря темпа. Это — стояние на месте.

Зенит-12сд сам появился слишком поздно. К моменту его появления в 1984 году, все основные узлы его конструкции уже 7 лет работали на Зенит-TTL. А технология светодиодной индикации уже 12 лет как была отработана на Зенит-16.

Почему так много времени понадобилось, чтобы объединить 2 конструкции и заменить батарейки с РЦ-53 на СЦ-32?

По хорошему, светодиоды должен был получить еще Зенит-TTL в рамках гипотетического рестайлинга, году, эдак в 80-м.

А году к 85-му, не спеша, стоило выпустить 122-й. Т.е. минимум на 5 лет раньше его фактического появления.

Вот тогда аппарат имел бы нереальный успех просто. А так, Зенит-122, конечно, банально опоздал с появлением.

Еще у меня есть подробный видео-урок как пользоваться этим аппаратом:

Если у вас имеется фотоаппарат Зенит-122 и на нем есть объектив, вы можете использовать этот объектив на своей цифровой камере. Как на зеркальной, так и беззеркальной. На полном кадре и на кропе.

Поищите свой объектив в оглавлении моего сайта, возможно, имеются какие-то тонкости, которые стоит знать.

Но в любом случае вам понадобится переходник на вашу фото-систему.

Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Многие советские объективы можно использовать на цифровых фотоаппаратах.

Сейчас проще всего купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M42-Nikon F без линзы
M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42- Sony Alpha / Minolta
Pentax M42-pentax K
Беззеркалки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1
Nikon M42-Nikon Z

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:


Exit mobile version