Site icon Фототехника СССР

Фотоаппарат Электра-112 обзор и инструкция

OLYMPUS DIGITAL CAMERA



Сегодня рассмотрим редкий и интересный фотоаппарат Электра-112. Электра это дальномерный аппарат производства ЛОМО. Выпускалась она в начале 80-х.
Ленинградское оптико-механическое объединение за всю историю выпускало массово всего 4 модели дальномеров, это:
Ленинград (1956—1968);
Юность (1957—1961);
— Сокол (1966—1978) и Сокол-2 (1977—1986);
— Электра-112 (1980—1984)

Сокол и Сокол-2 будем  считать одной моделью. Разница между ними минимальная.

Все как один дальномеры от ЛОМО — аппараты интересные и своеобразные. Обзоры первых  трех уже есть у меня на сайте, а обзор последнего — Электра-122 — вы сейчас читаете.

Некоторую информацию об аппаратах Электра я нашел в книге “Эпоха ЛОМО. Фотоаппараты и люди”.

Семейство Электра включает модели: Электра-112, Электра-113, Электра-111, ЛОМО-122.

Проект «Электра» является второй попыткой ведущего конструктора ЛОМО А. И. Лакомкина создать малоформатный автоматический фотоаппарат.

Прежняя похожая разработка конструктора – семейство фотоаппаратов «Селена Автомат» в серийное производство не пошла.

Небольшая справка по Селене.

Начало семейству Селена было положено еще в 1966 году. Разработка велась ведущим конструктором ЛОМО А. И. Лакомкиным.

Наиболее известный представитель семейства — Селена-Автомат. Селена-Автомат представляет собой малоформатный дальномерный фотоаппарат с автоматическим управлением экспозицией в режиме приоритета выдержки.


Камера имела объектив Гелиос-79 2/45, центральный затвор с диапазоном выдержек от 1 до 1/500 и В. В поле зрения видоискателя при нажатии на кнопку спуска отображалась шкала диафрагм и автоматика помечала то значение, которое собиралась отработать.

Параллельно с «Селеной» на ЛОМО с 1964 года велся конкурентный проект «Сокол». Им руководил другой ведущий конструктор ЛОМО (ЛООМП) А. П. Авдонин.

Проекты были схожими и шли практически параллельно. Но так уж получилось, что аппарат Селена-Автомат вышел слишком сложным. Его конструкция состояла из более 600 деталей, производство и наладка были бы неоправданно ресурсоемкими. В самом конце 60-х проект «Селена» свернули, а в серийное производство пошел фотоаппарат «Сокол» с механизмом автоматической установки экспозиции, разработанный А.П. Авдониным.

Вернемся к Электре.


В конце 1979 А.И. Лакомкин показал опытный образец фотоаппарата Электра-112, и в том же году была выпущена ограниченная партия серийных фотоаппаратов.

На фото опытный образец фотоаппарата Электра-112 (1979 г.)


Все эти камеры имели хромированную верхнюю крышку, восьмизначный заводской номер и металлическую табличку cо стилизованным корабликом Адмиралтейства или логотипом ЛОМО на передней части корпуса.

На фото ранний образец фотоаппарата Электра-112 №79000016. В практике коллекционирования самый ранний серийный фотоаппарат «Электра-112» имеет заводской номер №79000002.


Одновременно с выпуском первых серийных фотоаппаратов Электра-112, другой ведущий конструктор М. Г. Холомянский работал над созданием еще двух моделей этого семейства.

Модель Электра-113 должна была иметь съемную заднюю крышку с устройством впечатывания даты на фотопленку, а Электра-111 — еще и более светосильный объектив с относительным отверстием 1:2. На фото опытный образец фотоаппарата «Электра-113» (1980 г.)
Эти наработки, однако, перспективными признаны не были и распространение получила только Электра-112.

Фотоаппарат ЛОМО-122 визуально идентичен камере Электра-112. Небольшая партия ЛОМО-122 была выпущена в 1983 году. На фото камера ЛОМО-122 №8300442.


Вот все, что у меня есть по истории.

Что с выходом Электры изменилось для потребителя по сравнению с Соколом?


Аппарат стал компактнее.

Исчезла хитро-замороченная система пяти программ, но управление экспозицией по-прежнему автоматическое на основе сернисто-кадмиевого (CdS) фоторезистора. Причем, реализован приоритет диафрагмы, что не может не радовать.

Индикацию экспопары в видоискателе убрали, но в поле зрения все-таки есть пара сигнальных ламп. Неплохо.

Компенсация параллакса по-прежнему автоматическая. Отлично.

База дальномера сократилась до 33-х, примерно, миллиметров с 67-ми. Восторга не вызывает.

Объектив стал немного более широкоугольным (40 мм против 50) при прежней светосиле f2,8. Вот это хорошо, на мой вкус.

Диапазон выдержек существенно расширен в сторону длинных выдержек. Предел теперь 2 секунды против 1/30.

Кнопка спуска переехала на верхнюю панель с передней, что на мой взгляд, — удобнее

В общем, аппарат был задуман хороший.

Хорошим он, в, общем-то, и получился, но вот те задачи, которые,по моему предположению, его созданием преследовались — так и не были достигнуты.


Во-первых, надежность Электры была не выше, чем у Сокола. А то и ниже.

Во-вторых, стоимость аппарата более низкой не стала. В добавок, питалась Электра от 4-х батареек РЦ-53 (!!!), против одной в Соколе. А ведь это тоже расходы пользователю.

Я полагаю, что Электра-112 надежд ЛОМО не оправдала, иначе, чем объяснить, что свернули ее на 2 года раньше, чем Сокол-2?

Так или иначе, это все только мои домыслы и они не делают сам аппарат менее интересным. Давайте уже его рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Электра-112

Электра-112 выпускалась на ЛОМО с 1980 по 1984 год. Всего было выпущено около 21 тыс. экземпляров.

Аппарат дальномерный.

Затвор центральный с электронным управлением. Бесступенчато отбивает выдержки от 2 секунд до 1/500. Выдержка В отсутствует.

Электра-112 — это автомат с приоритетом диафрагмы. Диафрагму выставляет пользователь, аппарат сам подбирает выдержку, соответствующую диафрагме, чувствительности пленки и освещенности сцены.

Объектив — несъемный Индустар-73 2,8/40. Четырехлинзовый анастигмат – 4 линзы в 3 компонентах.
МДФ = 0,8 метра. Предел диафрагмирования — f22.


Аналогичный объектив использовался в семействе аппаратов ЛОМО-135 и более редком Селена. Планировалась установка еще на ряд камер.

Затвор и диафрагма у Электры-112 – это разные узлы. Лепестков диафрагмы 5 штук.

Аппарат оборудован скобой для вспышек с центральным синхроконтактом. Проводной синхронизации нет. Автоспуск также отсутствует.

Вес моего экземпляра 530 грамм.

Элементы управления:

Электра-112 выглядит приятно. Корпус ее металлический. Присутствует мягкая оклейка. Аппарат компактный, хорошо лежит в руках.

Над объективом слева направо находятся — переднее окошко видоискателя, матовое стекло светоприемника, формирующего светящуюся рамку и отверстие окуляра дальномера почему-то в форме ромба.
Все это помещено за одним общим стеклом.

Справа под надписью «Электра-112» имеется декоративная нашлепка. Странная немного. Что-то типа глаза на фоне глобуса с меридианами. Все золотистыми линиями.

К чему бы это?

Больше спереди ничего нет, к объективу вернемся, как обычно, позже.


Сзади виден довольно большой прямоугольный окуляр видоискателя.

Слева от него — кнопка (пониже) и индикатор (повыше) системы контроля годности батареек.

На задней стенке есть кармашек под кусок коробки от пленки, который будет служить памяткой.

Видоискатель у Электры-112 — отличный. Он дает тонированную, но достаточно четкую картинку. Картинка большая. Поле зрения видоискателя существенно превосходит поле объектива. Это удобно.

Область, которая попадет на пленку, помечена светящимися рамками. Компенсация параллакса автоматическая. Это значит, что при вращении кольца фокусировки на объективе, рамки будут перемещаться по диагонали, точно компенсируя параллакс.

В верхней части видоискателя помещены две стрелки системы управления экспозицией. О них расскажу позже, т.к. вся эта кухня — это основная изюминка аппарата.

Пятно дальномера небольшое, но с четкой картинкой. Фокусироваться удобно.

Контроль батарейки выполнен просто и удобно. Нажимаем кнопку, смотрим, чтобы загорелась зеленая лампа. Если не горит, значит батарейки сели.

Чтобы копка не нажималась случайно, она утоплена в корпус, а чтобы до нее добраться, имеется прорезь под ноготь. Просто и функционально.
Снизу аппарата большая крышка батарейного отсека, штативное гнездо и кнопка отключения затвора при перемотке в специальном углублении.

Электра-112 работает от 4-х батареек РЦ-53.
Теме подбора замены советским батарейкам у меня посвящена специальная статья.

Верхняя панель слева направо:

— головка обратной перемотки с откидной рулеткой;
— скоба для вспышек с центральным синхроконтактом;
— перед скобой две сигнальные лампы (красная и желтая) и две стилизованные стрелки тех же цветов, вписанные в квадратик;
— кнопка спуска в центре поворотной втулки;
— рычаг взвода затвора и протяжки кадра;
— небольшое окошко счетчика кадров.

Кнопка спуска не самая мягкая, но с коротким ходом и расположена удобно. Чтобы избежать случайное нажатие, кнопку можно заблокировать, повернув втулку влево.


Об управлении экспозицией.

Как уже говорилось, Электра-112 — это автомат с приоритетом диафрагмы. Выдержкой управляет автоматика.

В случае, если автомат собирается поставить выдержку длиннее 1/30, он предупредит пользователя о необходимости воспользоваться штативом.

В качестве такого предупреждения используется желтая лампа на верхней панели корпуса. На фото она как раз горит.  Этот сигнал также дублируется в видоискателе. Там загорается желтая стрелка.

Лампочки у Электры — это именно лампы накаливания. Никаких там новомодных светодиодов. Все серьезно.
Зато становится понятно, зачем сразу четыре батарейки.

Итак, автомат зажег желтый сигнал.

Если пользователь не желает пользоваться штативом и хочет укоротить выдержку, ему нужно приоткрыть диафрагму. Для этого кольцо диафрагм нужно вращать влево.

Чтобы максимально точно сориентировать пользователя, индикаторы в поле зрения видоискателя выполнены в виде стрелок и указывают они в ту сторону, в которую нужно вращать кольцо диафрагм.

На верхней панели правее ламп-индикаторов также имеются цветные указатели в виде стрелок, вписанных в квадратик.

И, наконец, на кольце управления диафрагмой имеются цветные стрелки, которые показывают, в какую сторону нужно вращать кольцо при загорании того или иного индикатора.

Вся эта забота о пользователе выглядит избыточной.

Ситуацию, когда автоматике нужна выдержка более длинная, чем вообще предусмотрено, – понять невозможно. Будет гореть все та же желтая лампа. Есть ощущение, что в темноте затвор может открыться на некий вообще неопределенно долгий период.

Кроме желтого индикатора имеется еще красный. Его автомат зажигает, если ему нужна выдержка короче 1/500, т.е. более короткая, чем есть в его ассортименте.

Проблема эта посерьезнее, чем просто длинная выдержка и потому индикатор красный.

Чтобы ситуацию спасти, нужно закрыть диафрагму, вращая кольцо вправо, о чем говорят все те же разнообразные указатели красного цвета.

В общем, все логично, но как-то гипертрофировано.

Окрестности объектива.

Объектив двухцветный, а для нанесения на него шкал используется несколько цветов надписей. Все это смотрится вполне современно.


На переднем торце сверху виден глазок светоприемника фоторезистора.

За фокусировку отвечает ближнее к корпусу аппарата кольцо. Накатка выполнена из мягкого материала. Это приятно.

Имеется шкала ГРИП, а шкала расстояний продублирована футами.

Кольцо управления диафрагмой — чуть дальше. Оно из светлого металла и имеет два участка накатки.

Диафрагмы переключаются мягко с четкими щелчками.


Прямо в кольце диафрагм выполнены окошки для выставления чувствительности пленки. То, что повыше — для единиц ГОСТ, пониже — для DIN.

Чтобы чувствительность изменить, нужно нажать на квадратную небольшую кнопку и передвинуть поводок. Все это находится в нижней части объектива на кольце диафрагм.

Открывается аппарат современно. Замок скрытый и для его открытия нужно потянуть вверх голову обратной перемотки. Задняя дверца откидывается на петлях.

Отношение к камере.

Электра-112 — аппарат вполне приятный. В нем все на уровне «хорошо» и выше. И дизайн и эргономика и функционал.

Автоматических дальномеров с приоритетом диафрагмы в СССР выпускалось совсем немного видов. Электра-112 — один из них.

Что Электру подводит, это электронная начинка.


Я сейчас даже не об уровне отказов говорю. Я говорю об общей неуверенности какой-то в работе системы. Топорности.

Видно, что для 80-х годов электронная база слабовата и простовата. Идеи заложены отличные, благо ЛОМО умело зажечь, а вот реализация хромает.

Аппарат мог бы быть суперским, но в очередной раз популярностью у населения не пользовался. Что, конечно, печалит.

На этом у меня все— удачи!

Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:


Exit mobile version