Лилипут — это миниатюрный, крайне простой довоенный фотоаппарат. Позиционировался он как детский, т.е. был, практически, игрушкой. Тем не менее, это не имитация, а именно полноценный фотоаппарат.
Лилипут является почти полной копией немецкой камеры Sida Standard. Оба фото с Wiki.
Несмотря на миниатюрный размер, Лилипут рассчитан на стандартную кинопленку тип 135. Есть, однако, важный момент. Пленка все-тки нужна подготовленная — с проложенным по всей длине бумажным ракордом, как на среднеформатной пленке тип 120.
Вторая версия аппарата появилась в 1939 году и выпускалась до 1940 года, т.е. до момента выходы камеры Малютка, которая сменила Лилипута. Малютку мы рассмотрим позже.
Вторая версия Лилипута выпускалась в черном или коричневом цветах. Сейчас чаще встречаются коричневые. Есть версия, что предприятие, освоив выпуск окрашенного бакелита, отказалось от черного цвета.
В литературе есть упоминания Лилипутов второй версии синего и зеленого цветов, но вживую их, похоже, никто не видел.
В описании к Лилипуту указан футляр, но, похоже, реально он никогда не выпускался.
В 1938 году Лилипут с катушкой пленки в комплекте стоил 35 рублей. Отдельно катушку пленки можно было купить за 1,5 рубля.
По сведениям советского фото-историка А. А, Сырова, в 1937-38 годах аппаратов Лилипут было выпущено около 20 тыс. штук. На 1939 год планировался выпуск в 120 тыс. экземпляров. Был ли это план выполнен — неизвестно.
Сейчас Лилипуты встречаются довольно редко, однако, уникальным их предложение (массовых вариантов) тоже назвать нельзя. Сложнее найти экземпляр в хорошем состоянии. Аппарат очень хрупкий.
В обзоре экземпляр второй версии в отличном состоянии в коричневом корпусе. Рассмотрим его подробнее.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Лилипут
Лилипут выпускался на ГОМЗ с 1937 по 1940 год. Объем выпуска от нескольких десятков тысяч, до сотни тысяч экземпляров.
Аппарат детский, крайне простой.
Рассчитан на стандартную пленку тип 135, но в аппарат вмещается только 12 кадров и кроме этого пленку нужно специально подготовить, проложив по всей длине бумажный ракорд с номерами кадров.
Лилипут делает кадры формата 24х24 мм.
Снаряженные для Лилипута катушки с пленкой продавались, но, думаю, что были они в дефиците. Возможно, фотолюбители чаще сами снаряжали катушки, отматывая куски от стандартных и прокладывая использованным ракордом.
Печать фотографий с пленок Лилипута была возможна с помощью специальной фото-увеличительной приставки, которая использовала переднюю часть аппарата как объектив. Так можно было получать фотокарточки форматом до 62х65 мм.
Мне не удалось найти ни одного изображения и думаю, что это устройство также было очень редким.
Фокусное расстояние 38 мм. ЭФР объектива Лилипута в эквиваленте 35 мм фотопленки около 48,4 мм.
Если вам не очень понятно, что такое ЭФР, предлагаю ознакомиться со специальной статьей о кроп-факторе.
Объектив жестко сфокусирован на гиперфокальное расстояние. Ближняя граница РИП в 2-3 метрах.
Затвор Лилипута отбивает одну автоматическую выдержку М ~1/15 (по другим сведениям ~1/30) и ручную В.
Элементы управления
Лилипут действительно очень маленький аппарат.
Он смотрится крошечным даже рядом с аппаратами ФЭД, которые сами по себе были камерами миниатюрными в конце 30-х то годов. А что говорить, например, о сравнении с Туристом или даже Фотокором, которые вовсю применялись и какими-то особо крупными не считались.
Во время фотографирования Лилипут рекомендовалось держать вертикально. С т.з. кадрирования все-равно, кадр то квадратный, но держать аппарат так существенно удобнее.
В моем экземпляре на катушках был оригинальный ракорд. К сожалению, это не снаряженная пленка тех лет, а только бумажная положка от нее. Тем не менее, все достаточно наглядно.
Тут крупно катушки.
Картинка, которую дает видоискатель миниатюрная, но совершенно светлая.
В руководстве рекомендуется приобрести специальную переходную штативную гайку.
Переключение выдержек осуществляется Г-образной планкой, расположенной справа. Если планка утоплена, затвор отработает автоматическую выдержку. Если выдвинута — ручную.
Затвор Лилипута не нужно предварительно взводить. Это происходит в момент начала движения спускового рычага.
Очень интересная особенность в том, что у рычага нет исходного положения. Затвор одинаково сработает при перемещении рычага как слева-направо, так и справа-налево.
Если выставлена ручная выдержка, то при отклонении рычага в одну сторону затвор откроется, а при возврате обратно — снова закроется.
Вот такие несложные манипуляции при съемке.
Открывать и закрывать Лилипут нужно очень осторожно, чтобы не сколоть древний и очень хрупкий бакелит.
Слева на корпусе есть два ушка. На них нужно надавить так, чтобы половинки корпуса разошлись.
Лилипут — необычный внешне и очень харизматичный аппаратик.
Да, аппарат скорее игрушечный.
Тем не менее, возможность носить фотоаппарат в кармане, например, брюк, для 30-х годов — это было круто. И пригодиться такая возможность могла не только детям.
На этом у меня все, удачи!
PS Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:
Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.
Инструкция (благодарность eugigufo.net):