Site icon Фототехника СССР

Раунд 1. Шкальные фотоаппараты



Шкальные фотоаппараты

У меня не очень много шкальников. Все, что есть, мы уже рассмотрели. Рекомендую ознакомиться с обзорами:

Смена-8М
ФЭД-50
ЛОМО-135ВС
Заря
Эликон Автофокус
Восход
ЛОМО Компакт-Автомат
Агат-18
Чайка-2

Конечно, никакие шкальники не могли претендовать на звание «мечты». Благо, в Союзе шкальные фотоаппараты создавались не для того, чтобы о них мечтали.

Это были недорогие и довольно распространение камеры, покупку которых нужно было относить не к разряду мечтаний, а в виде цели в конкретный план действий. Даже пионерам.

Подзаработать летом или после учебы. Я, например, в школе, бывало, собирал скоросшиватели. За это платили какую-то денежку.

Скопить карманных денег, да и просто подтянуть учебу и порадовать родителей и — вуаля — новенькая Смена у вас руках.

Но обзоры показали, что конструкторская мысль с Союзе не дремала даже в сегменте самых простых фотоаппаратов.

Прослеживаются несколько тенденций.

Во-первых, создавались именно максимально простые и дешевые камеры. В качестве примера вспомним Зарю и Смену. Причем и тут конструкторы пошли разными путями.

Заря была удешевленной версией дальномерной камеры.

Смена — была представителем самостоятельной линейки шкальников. Соответственно, расходовались средства на разработку и запуск производства. Но зато, сама конструкция была изначально создана как простая, экономичная и технологичная.

Судя по всему, второй подход был признан более целесообразным.

Во-вторых, конструкторы очень активно пытались автоматизировать процесс фотосъемки. И удивительно, но накал страстей в сегменте простых и недорогих камер был не меньше, пожалуй, чем в сегменте зеркалок!

Имеем примеры и автоматизации управления экспозицией и автоматической транспортировки пленки и даже автофокусировки!

Лично у меня вызывает недоумение только один вопрос:

Скажите, ну почему мысль использовать фокус на гиперфокале была в 80-е воплощена в Союзе только в самых простых мыльницах?

На советских шкальниках, несмотря на понятное желание сэкономить, ставили простые, но полноценные и довольно качественные объективы.

Почему нельзя было расширить угол и адаптировать рекомендации пользователю под приемы сьемки с фокусом на гиперфокальном расстоянии именно на полноценном объективе?

Почему, в обсуждении современной широкоугольной мега-оптики а наши дни — регулярно встречается описание приемов фотографирования с фокусировкой на ГФР? В сети полно программных калькуляторов ГФР. Я, делая снимки широкоугольником в путешествиях, — ориентируюсь на ГФР.

Почему в фотоаппарате Москва-5 — были красные точки, выставив диафрагму и фокус по которым — мы получали приемлемую резкость от 4,5 метров и до бесконечности? Москва-5 — простая камера, но она не любительская.

А вот позже — в 70-90 годы на советских шкальниках не стали продвигать идею фокусировки на гиперфокале, хотя это очень серьезно упростило бы жизнь новичкам.

Я понимаю, что все объективы снабжены шкалой глубины резкости. И что эта шкала означает — описано в инструкции. И внимательно посмотрев на шкалу — до идеи ГФР можно дойти самому.

Но мы для чайника шкальные фотоаппараты конструируем «или где»?!!
На Смене-8М даже символы расстояний сделали. Чтобы, значит, в метрах дистанцию не прикидывать. По картинкам — проще.

А разбираться со шкалой глубин резкости — оставили новичкам на самостоятельное изучение.

Возможно, я гипертрофирую все это, но мне кажется, мое недоумение обосновано.

А вы как считаете?


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.




Exit mobile version