Началось все еще до Великой Отечественной Войны, правда, действующие лица тогда были совсем другие.
Сейчас поясню.
В 30-х годах ХХ века Трудкоммуна им Ф.Э. Дзержинского в г. Харьков успешно освоила выпуск копий немецкого фотоаппарата Leica II. Отечественная камера стала называться ФЭД.
Более подробно об этой истории можно почитать у меня тут.
В середине – конце 30-х ФЭД был одним из самых технологичных и практичных советских фотоаппаратов.
Немецкая конструкторская мысль, между тем, не стояла на месте. Уже в 1933 году вышла модель Leica III, а в 1935 — улучшенная модификация Leica IIIa (Leica G).
Leica IIIa (справа на фото) имела небывалый по тем временам диапазон выдержек — от 1 до 1/1000 секунды. Модель IIIа, продававшаяся в СССР перед войной, получила у фотографов прозвище «Аннушка».
Конечно, на фоне успешного освоения Leica II, завод им. Дзержинского попытался копировать и самый совершенный на то время в мире пленочный фотоаппарат Leica IIIa.
Советский вариант должен был называться ФЭД-Б. Есть сведения, что в 1937 году на заводе проходили испытания партии экспериментальных образцов этих аппаратов.
Проект постигла неудача. Заводу не удалось наладить выпуск замедлителей для длинных выдержек. Экспериментальные модели ФЭД-Б были выпущены в штучных количествах и, по всей видимости, были просто переделаны в немного более простую модель ФЭД-С.
Не пропадать же комплектующим!
Фото с fotocataloque.ru. За подлинность экземпляра поручиться, впрочем, нельзя все-таки.
Далее развитие отечественно, да и мирового фотоаппаратостроения было прервано Войной.
После ВОВ производство Leica-образных фотоаппаратов было развернуто уже на двух площадках. В восстановленном Харькове и в Красногорске под Москвой на заводе им Зверева (КМЗ).
Оба предприятия начали с того, на чем Харьковчане остановились с началом ВОВ — наладили выпуск аппаратов ФЭД по типу Leica II.
Правда, флагманом в конструировании и производстве новой продукции становился КМЗ. Я полагаю, причина в том, что производственные мощности в Харькове очень сильно пострадали в ходе войны. На восстановление требовалось время.
Одновременно, получаемые из Германии репарации в виде большого количества документации и оборудования с оптических предприятий, нужно было где-то оперативно применять. Равно как и размещать немецких специалистов.
КМЗ оказался более готовой площадкой и это дало предприятию бонус в виде множества готовых технологий.
Так или иначе, но очередной подход к созданию аппарата на основе Leica IIIa был предпринят в конце 40-х именно на КМЗ.
Leica IIIa была в то время аппаратом уже не новым, но вполне актуальным. В самой Германии ее выпуск продолжался до 1950 года.
Копии Leica IIIa в 50-60 годах выпускались в США, Японии, Великобритании, Корее и Китае. Немецкие патенты после ВОВ потеряли силу.
С новыми технологиями и специалистами КМЗ чувствовал себя куда увереннее и потому не просто успешно скопировал аппарат, но и действительно улучшил его конструкцию.
Отличия от Leica IIIa налицо — дальномер был совмещен с отличным видоискателем, а задняя стенка сделана съемной. Это облегчило и зарядку и юстировку.
При этом, выдержки от 1 до 1/1000 и светосильный объектив были в наличии.
Для Зоркого-3 у меня есть отдельный обзор.
Все в Зорком-3 было хорошо, но управление выдержкой с помощью двух головок (заимствовано от Leica IIIa), — очень уж неудобно. Необходимость придерживаться строгого алгоритма работы с двумя головками часто приводила к поломкам из-за невнимательности.
В 1954 затвор модернизируют, выведя все выдержки на одну головку. Точнее, затвор создается практически заново. Теперь его конструкция уже никак не повторяет довоенную Лейку. Камера стала в разы надежнее.
Зоркий-3М уже, практически, во всем превосходил свой исходный прототип Leica IIIa, а все сходство сошло на нет. Аппарат, по сути, стал собственной разработкой предприятия.
Но это уже другая история.
Зоркий-3М выпускался недолго — с 1954 по 56-й год. Годы выпуска присутствуют в номерах.
Особого разнообразия в модельном ряду нет. Отличия между выпусками минимальные.
Из всех трех Зорких-3, модификация Зоркий-3М сейчас самая редкая, однако, это относительно, найти такой не проблема.
Сегодня в обзоре экземпляр в 1955 года в отличном состоянии за номером 5569192.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Фотоаппарат Зоркий-3М
Зоркий-3М выпускался на КМЗ с 1954 по 1955-56 год. Выпуск этой модификации полностью совпал по времени с базовой моделью Зоркий-3 (1951 по 1956 год). Нумерация Зоркий-3 и Зоркий-3М применялась сквозная. Поэтому, точное количество выпущенных Зоркий-3М неизвестно. Причем, даже совокупный выпуск обеих моделей в разных источниках сильно варьирует.
В книге «1200 фотоаппаратов из СССР» указано количество 35 тыс. экз.
На сайте sovietcams.com указано количество в 87,5 тыс. Это же количество фигурирует в Wiki.
В любом случае, Зоркий-3М — достаточно редкий аппарат.
Штатный объектив Юпитер-8 2/50 или Юпитер-17 2/50.
Крепление объектива — резьба М39×1. Рабочий отрезок — 28 мм.
Синхронизация вспышки и автоспуск не предусмотрены.
Видоискатель совмещен с дальномером, увеличение окуляра 1,15×. Имеется диоптрийная коррекция.
База дальномера 38 мм.
Вес моего экземпляра без объектива 520 грамм.
Элементы управления:
Внешне Зоркий-3М и Зоркий-3 очень похожи. Единственное отличие — это отсутствие второй головки выдержек.
Сзади — только окуляр видоискателя.
Видоискатель Зоркого-3М отличный. Картинка очень большая. Есть диоптрийная коррекция. Пятно дальномера довольно крупное и детали в нем хорошо различимы.
Снизу — штативное гнездо на старый размер 3/8 дюйма и он строго по оси объектива.
По краям, два замка съемной задней крышки. Чтобы крышку снять, нужно поднять на замках скобы и повернуть их. Далее крышку нужно немного вдвинуть вниз, и она отделится.
В открытом положении скобы не сложатся. Так всегда можно понять, открыты замки или нет.
— подъемная головка обратной перемотки с рычагом диоптрийной коррекции в основании;
— скоба для фотопринадлежностей;
— единственная теперь головка управления выдержкой;
— рычаг отключения затвора;
— кнопка спуска;
— головка транспортировка кадра, сблокированная со взводом затвора и счетчиком кадров в основании.
Управление выдержками серьезно упростилось и стало классическим. Чтобы выбрать любую из выдержек, достаточно приподнять головку, повернуть до нужного значения и опустить.
Менять выдержки можно только при взведенном затворе!
В интервале между В и 1 секундой головка не поворачивается. При выборе выдержке от 1/25 и длиннее, головка ходит с сопротивлением и фиксируется в более высоком положении.
При взводе затвора головка выдержек вращается и понять, какая выдержка выбрана, можно только если затвор взведен.
Собственно, все это — совершенно обычные особенности такого типа затвора, свойственные многим, в т.ч. гораздо более поздним фотоаппаратам.
Головка перемотки довольно крупная с хорошей накаткой. Вращается она легко.
Кнопка спуска имеет короткий и сравнительно жесткий, у моего экземпляра, ход. Ребристая узкая поверхность кнопки отпечатывается на пальце, что создает некоторый тактильный дискомфорт.
Отношение к камере
Линейка Зоркий-3, вообще вся, вплоть до логичного ее финала в виде Зоркий-4, для меня — это символ взрывного просто становления фотопрома СССР в 50-х и далее — 60-х годах. Тогда мы еще умели не только догонять, но и обгонять…
На этом у меня все. Удачи!
Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.
Также предлагаю небольшой ролик 360-видео
Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Удобнее всего сейчас купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.
Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. Особого смысла в этом нет. На беззеркалке возможно полноценное использование.
Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M39-Nikon F |
Canon | M39-Canon EF | |
Sony | М39-Sony/Minolta | |
Pentax | M39-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M39-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M39-m 4/3 | |
Fuji | M39-FX | |
Nikon | M39-Nikon 1 | |
Nikon | M39-Nikon Z |
Инструкция (благодарность Евгению Сычёву eugigufo.net):