Зенит-6
С самого начала необходимо пояснить, что же из себя представляет шестой Зенит.
Дело в том, что Зенит-6 — это не отдельный вид фотоаппарата. Зенит-6 — это комплект. Как сейчас сказали бы — kit.
В комплект входил фотоаппарат Зенит-4 и объектив Рубин-1.
И хотя Зенит-4 сам по себе фотоаппарат продвинутый донельзя, все внимание в этом дуэте было, конечно, сосредоточено на объективе.
А все потому, что объектив Рубин-1 является объективом с переменным фокусным расстоянием. На современный манер — это был зум.
Рубин-1 был первым в Советском Союзе зум-объективом (!).
Диапазон фокусных расстояний у Рубина был не очень широкий, но зато отлично сбалансированный — 37-80 мм. Ровно то, что нужно большинству фотолюбителей!
От умеренного широкоугольника до умеренного телевика. Хоть пейзаж, хоть портрет, ни дать ни взять.
И еще, Рубин обладал довольно высокой светосилой f2.8, причем на всем диапазоне фокусных расстояний.
И вся эта красотища доступна в 1964 году. Аплодисменты, занавес.
Стоит ли говорить, что для того времени комплект из Зенита-4 и Рубина-1 был просто неимоверно, запредельно, нереально крутым?
Вот эта сцена. Тут пока не очень понятно, куда именно смотрит Володя. Можно подумать, даже, что на Салют.
На то время Зенит-6 был самым технически совершенным фотоаппаратом СССР. Да и по мировым стандартам он был очень-очень близок к верхней строчке рейтингов. А еще он имел мега-брутальный внешний вид. :о)
Не мечтать о таком было физически невозможно.
Стоп, но почему все-таки аппарат называется Зенит-6?
Почему решили дать камере самостоятельный номер — сейчас уже достоверно узнать невозможно.
Но есть превалирующее мнение, которое я сейчас опишу.
Дело в том, что в СССР вообще не продавали фотоаппараты без объектива в комплекте, т.е., как сейчас говорят, в комплектации body.
Вызвано это было двумя причинами. Во-первых, зоопарк различных типов креплений объективов был довольно велик, а во-вторых, в стране был дефицит фото-товаров.
Если бы аппараты продавались без объективов, очень часто случались бы ситуации, когда фотолюбитель или не может физически купить подходящий объектив, т.к. нет его в продаже в данный момент, или по ошибке покупает объектив несовместимый.
Вот почему фотоаппараты продавались сразу с объективом и были готовы к использованию «из коробки». Комплектные, или штатные объективы были именем прилагательным к фотоаппарату и акцента на том, чем фотоаппарат укомплектован не делалось.
Но продвигать на рынке комплект, а не фотоаппарат было очень непривычно для нашего консервативного маркетинга.
В итоге, чтобы не смущать ни людей, ни стандарты производственного и бухгалтерского учета — аппарату с Рубином присвоили собственный номер.
Так все стало на свои места. Есть Зенит-4 — он с Вегой, есть Зенит-6 — он с Рубином.
Кстати, я не знаю более ни одного случая, кроме Зенита-6, в котором советские системные фотоаппараты комплектовались бы не «полтинником» (или объективом с аналогичным ЭФР для размеров кадра, отличных от 35 мм).
Есть информация, что Рубином планировали комплектовать и часть Зенитов-5. Но такая комбинация выходила совсем уж недостижимо дорогой и от идеи отказались. Хотя получилось бы просто невероятная квинтэссенция технической мысли.
В этом обзоре я не буду подробно описывать элементы управления фотоаппарата и его объектив.
Если вас интересуют эти вопросы, пожалуйста, ознакомьтесь с моими обзорами:
1. Обзор фотоаппарата Зенит-4. Обзор подробный. Все что там написано на 100% относится к Зениту-6. Аппарат очень необычный — рекомендую ознакомиться.
2. Обзор объектива Рубин-1 2,8/37-80. В нем я приготовил небольшой сюрприз для энтузиастов.
Далее, если говорить строго, то у меня нет 6-го Зенита (тушки). Не стал покупать. Почему? Да все потому же. И полки не резиновые — хранить одинаковые, по сути, аппараты 4-й и 6-й, да и фабрика Госзнака расположена где-то не у меня в квартире.
Недешевый и не рациональный дубль выходит, в общем :о)
Я ограничился Рубином. Чтобы получить представление о 6-м Зените достаточно присоединить Рубин к 4-му. Именно эту конфигурацию вы и видите на снимках.
Шильдика на снимках нигде не видно, поэтому разницы абсолютно никакой.
Итак, что можно сказать конкретно о Зените-6?
Комплект вышел весьма громоздким и тяжелым. Вес аппарата с объективом 1,8 кг (!!!).
На фото для сравнения приведен футляр от Кристалла.
Все это делает эксплуатацию Зенита-6 весьма специфичной и схожей со среднеформатной техникой.
Думаю, что польза от экспонометра в 6-м Зените была очень номинальной.
Собственных ушек для нашейного ремня у Зенитов 4-6 не предусмотрено. На шее или плече аппараты предполагается носить на ремне футляра, в том числе во время съемки.
С Зенитом-6 такой фокус, естественно, не пройдет. :о) Поэтому на Рубине были собственные ушки для ремня. Зенит-6 можно было носить на ремне без футляра.
Также на Рубине имеется собственное штативное гнездо.
Зенит-6 не предполагался как массовый фотоаппарат. Было выпущено всего 8,9 тысячи этих комплектов. Одной из причин такой немассовости была, конечно, цена.
В кадре из фильма на ценнике видна его стоимость — 400 рублей. По данным сайте КМЗ, где есть некоторые ретроспективные цены, Зоркий-6 в те же годы стоил 35 рублей.
На той же витрине в фильме за дальномерный Киев с экспонометром просят 75 рублей.
Разница, как говорится, налицо. Имидж и в СССР стоил дорого.
Отношение к камере:
Тут я напишу про всю линейку сразу.
Если уж продолжать тему фантастики, то Зениты-4, -5, -6 были на советском фото-рынке как пришельцы из какой-то параллельной вселенной.
Вроде и похожи на окружающих, но если приглядеться — во всем другие.
Они пришли непонятно откуда, и ушли неизвестно куда, не оставив потомства.
Только 4 года выпускались эти уникальные камеры и вызывали у фотолюбителей восхищение и трепет. Такие совершенные и несуразные одновременно.
Я уверен, что если бы прошло 2-3 поколения, мы бы увидели в конце концов просто замечательный фотоаппарат с центральным затвором.
Но, увы, поколение было только одно — первое и оно же последнее.
Шторные затворы как неожиданно оказались в тупике, так и вышли из него тоже неожиданно и при этом быстро.
На смену матерчатым шторкам пришли металлические ламели, а затворы стали ходить не горизонтально, а вертикально.
Этим все преимущества центральных затворов были нивелированы. Остались одни недостатки.
В СССР центральные затворы ушли из сегмента системных фотоаппаратов, а вместе с ними ушла и такая короткая эпоха Зенитов 4-6.
Кроме упомянутых мной объективов Вега-3 и Рубин-1, для центральных Зенитов предполагалось также выпускать такую оптику:
—Мир-1Ц 2,8/37
— Гелиос-65Ц 2/50 (менее удачный вариант, чем Вега-3)
— Юпитер-25Ц 2,8/85(довести светосилу до f2 не позволил конструктив байонета)
— Таир-38Ц 4/135
Буква «Ц» в названии указывает на байонет Ц. В литературе эту букву, как правило, указывают, но на оправах Веги и Рубина я ее не видел.
Вцелом, ассортимент вполне зачетный. Вместе с трансфокатором Рубин — данное крепление могло бы стать одним из самых перспективных.
Но, увы, получилось так, как получилось. Линейка аппаратов прервалась, а из всего парка оптики сейчас можно встретить только Веги и Рубины. Остальные может и выпускались, но так мало, что сейчас встретить уже невозможно.
На этом у меня все, не забывайте о лайках и репостах, если материал вам нравится.
Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.
Инструкция: