Site icon Фототехника СССР

Фотоаппарат Зенит-6 обзор и инструкция



Зенит-6

Шестой Зенит завершает тройку однотипных фотоаппаратов, выпускавшихся в СССР с 1964 по 1968 годы.

С самого начала необходимо пояснить, что же из себя представляет шестой Зенит.

Дело в том, что Зенит-6 — это не отдельный вид фотоаппарата. Зенит-6 — это комплект. Как сейчас сказали бы — kit.
В комплект входил фотоаппарат Зенит-4 и объектив Рубин-1.

И хотя Зенит-4 сам по себе фотоаппарат продвинутый донельзя, все внимание в этом дуэте было, конечно, сосредоточено на объективе.

А все потому, что объектив Рубин-1 является объективом с переменным фокусным расстоянием. На современный манер — это был зум.

Рубин-1 был первым в Советском Союзе зум-объективом (!).

Более того, Рубин-1 был сконструирован на основе немецкого объектива Voigtländer Zoomar, который на тот момент был первым и единственным в мире (!!!) зумом, применимым для массового производства.

Диапазон фокусных расстояний у Рубина был не очень широкий, но зато отлично сбалансированный — 37-80 мм. Ровно то, что нужно большинству фотолюбителей!
От умеренного широкоугольника до умеренного телевика. Хоть пейзаж, хоть портрет, ни дать ни взять.

И еще, Рубин обладал довольно высокой светосилой f2.8, причем на всем диапазоне фокусных расстояний.

И вся эта красотища доступна в 1964 году. Аплодисменты, занавес.

Стоит ли говорить, что для того времени комплект из Зенита-4 и Рубина-1 был просто неимоверно, запредельно, нереально крутым?

Может кто помнит фильм 68-го года с Леоновым «Зигзаг удачи»? Там главный герой Володя несколько раз за фильм подходит к витрине фото-магазина и пристально смотрит на один из фотоаппаратов.

Вот эта сцена. Тут пока не очень понятно, куда именно смотрит Володя. Можно подумать, даже, что на Салют.
Но следующий кадр развеивает без остатка все ложные сомнения. Вот он — предмет вожделения Володи — великий и ужасный Зенит-6.

На то время Зенит-6 был самым технически совершенным фотоаппаратом СССР. Да и по мировым стандартам он был очень-очень близок к верхней строчке рейтингов. А еще он имел мега-брутальный внешний вид. :о)
Не мечтать о таком было физически невозможно.

Стоп, но почему все-таки аппарат называется Зенит-6?

Сам аппарат ничем совершенно, кроме шильдика с названием, не отличается от Зенита-4. Отличие — только в комплектном объективе.

Почему решили дать камере самостоятельный номер — сейчас уже достоверно узнать невозможно.
Но есть превалирующее мнение, которое я сейчас опишу.

Дело в том, что в СССР вообще не продавали фотоаппараты без объектива в комплекте, т.е., как сейчас говорят, в комплектации body.

Вызвано это было двумя причинами. Во-первых, зоопарк различных типов креплений объективов был довольно велик, а во-вторых, в стране был дефицит фото-товаров.

Если бы аппараты продавались без объективов, очень часто случались бы ситуации, когда фотолюбитель или не может физически купить подходящий объектив, т.к. нет его в продаже в данный момент, или по ошибке покупает объектив несовместимый.

Вот почему фотоаппараты продавались сразу с объективом и были готовы к использованию «из коробки». Комплектные, или штатные объективы были именем прилагательным к фотоаппарату и акцента на том, чем фотоаппарат укомплектован не делалось.

Поэтому, когда часть Зенитов-4 стали комплектовать не Вегой, а Рубином, возникло затруднение. Не делать акцента на Рубин было бы крайне странным.

Но продвигать на рынке комплект, а не фотоаппарат было очень непривычно для нашего консервативного маркетинга.

В итоге, чтобы не смущать ни людей, ни стандарты производственного и бухгалтерского учета — аппарату с Рубином присвоили собственный номер.

Так все стало на свои места. Есть Зенит-4 — он с Вегой, есть Зенит-6 — он с Рубином.
Кстати, я не знаю более ни одного случая, кроме Зенита-6, в котором советские системные фотоаппараты комплектовались бы не «полтинником» (или объективом с аналогичным ЭФР для размеров кадра, отличных от 35 мм).

Есть информация, что Рубином планировали комплектовать и часть Зенитов-5. Но такая комбинация выходила совсем уж недостижимо дорогой и от идеи отказались. Хотя получилось бы просто невероятная квинтэссенция технической мысли.


В этом обзоре я не буду подробно описывать элементы управления фотоаппарата и его объектив.

Если вас интересуют эти вопросы, пожалуйста, ознакомьтесь с моими обзорами:

1. Обзор фотоаппарата Зенит-4. Обзор подробный. Все что там написано на 100% относится к Зениту-6. Аппарат очень необычный — рекомендую ознакомиться.

2. Обзор объектива Рубин-1 2,8/37-80. В нем я приготовил небольшой сюрприз для энтузиастов.

Далее, если говорить строго, то у меня нет 6-го Зенита (тушки). Не стал покупать. Почему? Да все потому же. И полки не резиновые — хранить одинаковые, по сути, аппараты 4-й и 6-й, да и фабрика Госзнака расположена где-то не у меня в квартире.

Недешевый и не рациональный дубль выходит, в общем :о)

Я ограничился Рубином. Чтобы получить представление о 6-м Зените достаточно присоединить Рубин к 4-му. Именно эту конфигурацию вы и видите на снимках.

Шильдика на снимках нигде не видно, поэтому разницы абсолютно никакой.

Итак, что можно сказать конкретно о Зените-6?

Комплект вышел весьма громоздким и тяжелым. Вес аппарата с объективом 1,8 кг (!!!).

Для хранения и транспортировки к аппарату прилагался футляр, который, кроме как небольшим чемоданом не назовешь.

На фото для сравнения приведен футляр от Кристалла.

Все это делает эксплуатацию Зенита-6 весьма специфичной и схожей со среднеформатной техникой.
Отрицательным моментом является тот факт, что пристыкованный Рубин сильно перекрывает окошко экспонометра.

Думаю, что польза от экспонометра в 6-м Зените была очень номинальной.
Собственных ушек для нашейного ремня у Зенитов 4-6 не предусмотрено. На шее или плече аппараты предполагается носить на ремне футляра, в том числе во время съемки.

С Зенитом-6 такой фокус, естественно, не пройдет. :о) Поэтому на Рубине были собственные ушки для ремня. Зенит-6 можно было носить на ремне без футляра.

Также на Рубине имеется собственное штативное гнездо.

Зенит-6 не предполагался как массовый фотоаппарат. Было выпущено всего 8,9 тысячи этих комплектов. Одной из причин такой немассовости была, конечно, цена.

В кадре из фильма на ценнике видна его стоимость — 400 рублей. По данным сайте КМЗ, где есть некоторые ретроспективные цены, Зоркий-6 в те же годы стоил 35 рублей.

На той же витрине в фильме за дальномерный Киев с экспонометром просят 75 рублей.

Разница, как говорится, налицо. Имидж и в СССР стоил дорого.



Отношение к камере:

Тут я напишу про всю линейку сразу.

Если уж продолжать тему фантастики, то Зениты-4, -5, -6 были на советском фото-рынке как пришельцы из какой-то параллельной вселенной.

Вроде и похожи на окружающих, но если приглядеться — во всем другие.

Они пришли непонятно откуда, и ушли неизвестно куда, не оставив потомства.

Только 4 года выпускались эти уникальные камеры и вызывали у фотолюбителей восхищение и трепет. Такие совершенные и несуразные одновременно.

Я уверен, что если бы прошло 2-3 поколения, мы бы увидели в конце концов просто замечательный фотоаппарат с центральным затвором.

Но, увы, поколение было только одно — первое и оно же последнее.

Шторные затворы как неожиданно оказались в тупике, так и вышли из него тоже неожиданно и при этом быстро.

На смену матерчатым шторкам пришли металлические ламели, а затворы стали ходить не горизонтально, а вертикально.

Этим все преимущества центральных затворов были нивелированы. Остались одни недостатки.

В СССР центральные затворы ушли из сегмента системных фотоаппаратов, а вместе с ними ушла и такая короткая эпоха Зенитов 4-6.

Кроме упомянутых мной объективов Вега-3 и Рубин-1, для центральных Зенитов предполагалось также выпускать такую оптику:

—Мир-1Ц 2,8/37
— Гелиос-65Ц 2/50 (менее удачный вариант, чем Вега-3)
— Юпитер-25Ц 2,8/85(довести светосилу до f2 не позволил конструктив байонета)
— Таир-38Ц 4/135

Буква «Ц» в названии указывает на байонет Ц. В литературе эту букву, как правило, указывают, но на оправах Веги и Рубина я ее не видел.

Вцелом, ассортимент вполне зачетный. Вместе с трансфокатором Рубин — данное крепление могло бы стать одним из самых перспективных.

Но, увы, получилось так, как получилось. Линейка аппаратов прервалась, а из всего парка оптики сейчас можно встретить только Веги и Рубины. Остальные может и выпускались, но так мало, что сейчас встретить уже невозможно.

На этом у меня все, не забывайте о лайках и репостах, если материал вам нравится.


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:


Exit mobile version