Site icon Фототехника СССР

Фотоаппарат Чайка-2 обзор и инструкция



Это второй обзор на моем сайте по полуформатным фотоаппаратам. Первый был про Агат-18. Полуформатным называется фотоаппарат, который рассчитан на стандартную 35 мм пленку, но отображает на ней кадры вдвое меньшего размера. Не 24х36, а 24х18 мм.
Серия аппаратов Чайка выпускалась БелОМО (в те годы еще Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова), так же как и Агат-18, но предшествовала ему. Первая Чайка появилась в 1965 году.

Сегодня мы рассмотрим вторую модель — Чайка-2. От первой она отличалась, в основном, внешне. Значительное отличие было только в том, что объектив у Чайки-2 стал съемным, но на этом мы остановимся позже.
Вообще, логика существования полу-форматных аппаратов для меня не совсем очевидна. Рискну предположить, что дело все-таки в экономии фотопленки. Полуформатники делают на стандартной фотопленке не 36, а 72 кадра. Если ограничиваться при этом отпечатками небольшого размера (опять же экономия), то расходы пользователя на расходники сокращаются при том же качестве.

Все это верно, да только вот сами аппараты Чайка, да и многие прочие советские полуформатники не выглядят как воплощение идеи экономии…

Возьмем, к примеру, любую Смену. Ясно, что аппарат бюджетный. Простой, пластмассовый.

Посмотрим теперь на Чайку. Да, это тоже, как и Смена шкальник, т.е. априори аппарат не высокого класса.

Но при этом у Чайки тяжелый металлический корпус с мягкой оклейкой. Курковый взвод. Довольно замороченная трансмиссия обратной перемотки. Со второй модели объектив стал съемным. А у третьей появился встроенный экспонометр.

Нет, Чайку делали не из логики экономии, и я думаю, стоила она ощутимо дороже Смены. Покрывала ли экономия пленки переплату за аппарат? Вопрос. Я ответа не знаю.

Если у вас есть соображения — пишите.

Примечательно, что название Чайка линейка получила в честь Валентины Терешковой, — первой женщины-космонавта, совершившей свой полет 16 июня 1963 года. Позывным Терешковой было слово «Чайка».

Давайте рассмотрим саму камеру.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Чайка-2.

Чайка-2 выпускалась в 1967—1972 годах Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова. Аппарат массовый. Его выпустили около 1,25 млн штук.


Объектив Индустар-69 2,8/28. Напомню, для полу-кадрового аппарата 28 мм — это нормальный объектив. Предел диафрагмирования f16.

Объектив у второй Чайки съемный, однако, его нельзя назвать сменным. Хотя присоединительная резьба была вполне обычная М39, но вот рабочий отрезок — совершенно нестандартный — 27,5 мм.

Все известные мне источники сходятся в том, что сменной оптики под такой рабочий отрезок никогда не выпускалось и не планировалось.


Вероятно, какая-то задумка все-таки была, иначе, зачем делать объектив съемным, но никто даже не попытался как-то эту идею развить.

Объективы с системных советских дальномеров к Чайке не подходили из-за большего рабочего отрезка. А объектив Чайки к тому же не покрывал кадр 24х36 на Зорких и ФЭДах.

Вот скажите, а что помещало сделать рабочий отрезок на 1,3 мм больше?…

Однако, народные умельцы все-таки придумали как можно применить эту особенность Чайки. Они начали использовать Чайку с удлинительными кольцами, а конкретно — для копирования книг. На 1 кадр помещается 2 страницы, а на стандартную пленку в 72 кадра — 144 страницы (!!!) Зная дефицит хорошей литературы в Союзе, такое решение смотрится очень интересным.
Читать такую фото-копию книги можно вполне комфортно с помощью самого простого фильмоскопа.

Конечно, при использовании шкальника с удлинительными кольцами остро встает вопрос фокусировки. Шкала на объективе теряет силу, а по факту навестись позволяет зеркальный аппарат, но не шкальник. Поэтому, в 70-80-е годы в нескольких журналах публиковались специальные таблицы.

Я знаю, что среди журналов был Моделист-Конструктор и у меня есть его электронная подшивка. Но вот пролистать два с лишним десятка номеров — это для моего бюджета времени задача неподъемная. Если кто-то знает более точные координаты этих таблиц по номерам журнала, пожалуйста, сообщите. Я приложу таблицы к этому обзору.

Большая благодарность Сергею Винокурову, который вспомнил, что статья о Чайке была в номере 8 МК за 1977 год. Статью я привожу ниже. Поищу еще более подробные материалы.

Затвор — центральный пятилепестковый — отбивает выдержки 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.

Чайка оборудована проводным синхроконтактом, но лишена скобы для вспышек.

Автоспуска нет.

Вес моего экземпляра с объективом — 390 грамм.

Элементы управления

Чайка-2 — аппарат плотно сбитый и выглядит очень лаконично.

Верх и низ корпуса выполнены из светлого металла, средняя часть оклеена мягким кожзамом.

Спереди, помимо объектива, расположены: окошко видоискателя (слева), кнопка спуска (справа сверху), гнездо проводного синхроконтакта (справа снизу).
Видоискатель, что ожидаемо, сориентирован вертикально. Чтобы сделать горизонтальный кадр, аппарат нужно повернуть.

Картинка, которую видоискатель дает не очень крупная, но довольно светлая.

Гнездо синхроконтакта как-то уж сильно близко посажено к объективу. Предположу, могли возникать проблемы с присоединением крупных штекеров.

Сзади, помимо глазка видоискателя находится курок взвода затвора. С пластмассовой лапкой. Сам курок двигается в горизонтальной прорези корпуса и ход его довольно короткий, под стать компактному корпусу аппарата. Все удобно и органично смотрится.
На ребре корпуса на стыке задней и верхней панелей имеется углубление, в которое помещено зубчатое колесико, управляющее выдержками.

Такое положение селектора выдержек, по правде говоря, менее удобно, чем традиционная головка или даже чем то решение, которое применено на Сменах.

Но смотрится все очень свежо.

Снизу из органов управления — только штативное гнездо и головка обратной перемотки с памяткой чувствительности пленки в центре. Головка совсем плоская. Чтобы плену перемотать нужно ее немного вытянуть из корпуса. При этом, автоматически отключится затвор.
Вращение головки через весь корпус передается наверх на вилку катушки. Решение довольно симпатичное, но только вот не вяжется оно с идеей упрощения и удешевления.
Задняя крышка аппарата откидная. Замок точно такой же как на Зенит-Е находится на левом торце.
Верхняя панель Чайки-2 выглядит очень лаконично, вероятно, к этому конструкторы и стремились.


Помимо упомянутого уже селектора выдержек, тут находятся только два забранных прозрачным оргстеклом окошка.

В том, что ближе к центру — видны числа выдержки, а то, что правее — окошко счетчика кадров.

Остановимся еще немого на объективе. Он хотя и сменный, но является все-таки неотъемлемой частью камеры. Оптическая схема Индустара-69 4/3. Объектив очень маленький. По компактности он может соревноваться с объективом Индустар-50-2.
На объективе есть накатка для более удобного его откручивания. Еще довод в пользу того, что оптика все-таки предполагалась сменной. Иначе на эту накатку просто незачем тратить металл.

Кольцо фокусировки находится на самом краю. Шкала расстояний содержит также символы дистанций.

Диафрагма управляется узким и очень неудобным кольцом на переднем торце объектива.



Отношение к камере

Что ни говори, но советская фототехника не блистала разнообразием дизайна и конструкционных решений.

Поэтому, Чайка-2, хотя и совсем простой аппарат, но мне лично импонирует, т.к. выглядит необычно, имеет не такую уж и простую и довольно продуманную конструкцию.

Возможность применения аппарата для копирования книг, так и вообще вызывает неподдельное уважение. Я не знаю, на сколько, на самом деле такая функция была известна и востребована, но, думаю, вариант может быть рабочим.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Статья об использовании Чайки для фоторепродукции:

МК № 8 / 1977

Инструкция:


Exit mobile version