Объектив Вега-12Б обзор



Вега-12Б 2,8/90

P7304065Вега-12 — это штатный объектив для среднеформатных фотоаппаратов типа Киев-60 и Киев-88. На этих камерах 90 мм объектив является нормальным.

Вега-12 выпускалась с двумя типами креплений — под байонет Б (для камер Киев-6С и -60) и В (для камер Салют и Киев-88). Сейчас варианты объективов с обоими креплениями можно встретить примерно с равной частотой.
В обзоре Вега-12 с байонетом Б и тип байонета указан в маркировке — Вега-12Б, что бывает не всегда. Кстати, обратите внимание, что название объектива нанесено латиницей, а тип байонета — кириллицей. Такая смесь шрифтов была нередкой в маркировках советской фототехники.

Данный экземпляр выпущен на Киевском заводе Арсенал в 1980 году.

Оптическая схема:

Схема
Фокусное расстояние: 90 мм
Размер кадра: 60×60 мм
Количество линз/групп: 5/4
Рабочий отрезок — 74,1 мм

Относительное отверстие: 1:2,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:3,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — «Моргающая»
P7304069
Ближний предел фокусировки — 0,6 м

Соединения:
объектива с камерой — Байонет Б
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Вес — 375 грамм

P7304067Вега-12, конечно, крупнее, чем классический штатник под узкую пленку, но все-таки объектив небольшой и не слишком тяжелый.

Вега вполне пропорционально смотрится на современных аппаратах.

Просветление передней линзы едва заметного фиолетового оттенка.

Сама линза глубоко посажена за передней срез корпуса, который выполняет роль бленды и защищает линзу как от контрового света, так и от механических повреждений.
Кольцо фокусировки достаточно широкое и удобно ложится в руку. Полный ход геликоида около 250 градусов.

Кольцо управления диафрагмой — дальнее от аппарата. Это немного необычно, т.к. объектив имеет моргающую диафрагму. Обычно в таких случаях кольцо садят ближе к толкателю.

Диафрагмы переключаются с четкими щелчками без промежуточных делений.

P7304071Лепестков диафрагмы 6 штук.

Большинство объективов с байонетом Б имеют моргающую диафрагму и автоматически закрывать ее можно, естественно, только на соответствующей камере.
Однако, конструкция привода диафрагмы удачна тем, что для закрытия диафрагмы до рабочего значения толкатель нужно не надавить, а наоборот, отпустить.

На аппарате Киев-60 во время кадрирования толкатель все время нажат, а диафрагма при этом открыта. Во время нажатия на кнопку спуска толкатель отпускается и диафрагма прикрывается до рабочего значения.

P7304072P7304074
Благодаря этой особенности, объектив, будучи надетым через переходник на современные аппараты, без каких-либо проблем позволяет управлять диафрагмой в ручном режиме. Толкатель никогда не нажат и потому диафрагма всегда прикрыта до рабочего значения, которое можно менять поворотом кольца.

На тему использования объективов с байонетом Б на современных камерах Nikon у меня есть еще отдельная статья.

На полнокадровых камерах Вега-12 будет умеренным телевиком.


Чтобы лучше разобраться в том, как Вега-12 будет себя вести на разных современных аппаратах, рекомендую статью о кропе в советском фото.

Я тестировал Вегу, но, к сожалению, с ней нежданно произошел типичный для древних объективов казус — залипла диафрагма. Поэтому, все снимки сделаны на f2,8.

В применении Вега-12 оставила у меня очень хорошие впечатления. Объектив дает приятную картинку и пользоваться им удобно. Резкость Вега дает вполне приличную, хотя на f2.8 софт-эффект все-таки заметен.

На f4 все будет нормально, плюс среднеформатный объектив обеспечивает меньшее падение резкости к краям кадра, т.к. полнокадровые и кропнутые современные матрицы «видят» только центральную часть картинки, проецируемой объективом.

Еще мне понравился рисунок размытия, который дает Вега. Тут вкусы у всех индивидуальные, но, в разного рода рейтингах портретных объективов в Сети, Вега-12, как правило, стоит на высоких позициях. Бывает, что и на первых.

Стоит ли покупать Вегу на современную цифровую камеру?

Знаете, смысл есть. 90 мм — это отличное ФР для портретника. Вега-12 — не единственный вариант объектива с подобным ФР, но очень достойный.

Вега-12 с ее f2,8 — далеко не лидер по светосиле. Например, Юпитер-9 при схожем ФР в 85 мм дает f2. Но разница эта на практике не будет заметна. А глубина резкости при f2 на портретной дистанции так мала, что удачный снимок всегда будет вопросом лотереи.

Так что и f2,8 — уместно применять не всегда.

А уж если у вас зеркалка Nikon и вы присматриваетесь к объективу Юпитер-9, то очень рекомендую обратить внимание на Вегу-12.

Получите объектив со схожими характеристиками, сходного размера, с красивым размытием, с общественным признанием, но в отличие от девятого Юпитера, двенадцатая Вега с соответствующим переходником встанет на вашу камеру без каких-либо проблем с рабочим отрезком.

И цена на этот объектив, кстати, ниже на вторичном рынке.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Вы можете использовать объективы с байонетом Б на современной цифровой камере.  Для этого вам понадобится переходник.Проще всего сейчас купить переходник на Яндекс-маркете. Подобрать переходник под свою фото-систему вам поможет такая таблица:

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon  P6-Nikon F
Canon  P6-Canon EF
Sony  P6- Sony/ Minolta
Pentax  P6-pentax K
Резьба М42  P6-М42
Беззеркалки Sony  P6-NEX
Оlympus/ Panasonic  P6-m 4/3
Fuji  P6-FX
Nikon P6-Nikon 1
Nikon P6-Nikon Z

 

Примеры фото:

DSC_4731
DSC_4734
DSC_4772
DSC_4785
DSC_4799
DSC_4813
DSC_4815

Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Здравствуйте. По ремонту объектива “Вега-12Б” инструкций существуют? Литература какая? На моём коллекционном “Киев-6С” не работает на объективе “моргалка”. Спасибо.

  2. Аноним:

    Цифра есть цифра что не говори. Насмотревшись на фото с киева 60 как вижу цифровые кадры аж глаз режет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *