Объектив Вега-12Б обзор

Вега-12Б 2,8/90

P7304065Вега-12 — это штатный объектив для среднеформатных фотоаппаратов типа Киев-60 и Киев-88. На этих камерах 90 мм объектив является нормальным.

Вега-12 выпускалась с двумя типами креплений — под байонет Б (для камер Киев-6С и -60) и В (для камер Салют и Киев-88). Сейчас варианты объективов с обоими креплениями можно встретить примерно с равной частотой.
В обзоре Вега-12 с байонетом Б и тип байонета указан в маркировке — Вега-12Б, что бывает не всегда. Кстати, обратите внимание, что название объектива нанесено латиницей, а тип байонета — кириллицей. Такая смесь шрифтов была нередкой в маркировках советской фототехники.

Данный экземпляр выпущен на Киевском заводе Арсенал в 1980 году.

Оптическая схема:

Схема
Фокусное расстояние: 90 мм
Размер кадра: 60×60 мм
Количество линз/групп: 5/4
Рабочий отрезок — 74,1 мм

Относительное отверстие: 1:2,8
Пределы шкалы диафрагм: 1:3,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — «Моргающая»
P7304069
Ближний предел фокусировки — 0,6 м

Соединения:
объектива с камерой — Байонет Б
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Вес — 375 грамм

P7304067Вега-12, конечно, крупнее, чем классический штатник под узкую пленку, но все-таки объектив небольшой и не слишком тяжелый.

Вега вполне пропорционально смотрится на современных аппаратах.

Просветление передней линзы едва заметного фиолетового оттенка.

Сама линза глубоко посажена за передней срез корпуса, который выполняет роль бленды и защищает линзу как от контрового света, так и от механических повреждений.
Кольцо фокусировки достаточно широкое и удобно ложится в руку. Полный ход геликоида около 250 градусов.

Кольцо управления диафрагмой — дальнее от аппарата. Это немного необычно, т.к. объектив имеет моргающую диафрагму. Обычно в таких случаях кольцо садят ближе к толкателю.

Диафрагмы переключаются с четкими щелчками без промежуточных делений.

P7304071Лепестков диафрагмы 6 штук.

Большинство объективов с байонетом Б имеют моргающую диафрагму и автоматически закрывать ее можно, естественно, только на соответствующей камере.
Однако, конструкция привода диафрагмы удачна тем, что для закрытия диафрагмы до рабочего значения толкатель нужно не надавить, а наоборот, отпустить.

На аппарате Киев-60 во время кадрирования толкатель все время нажат, а диафрагма при этом открыта. Во время нажатия на кнопку спуска толкатель отпускается и диафрагма прикрывается до рабочего значения.

P7304072P7304074
Благодаря этой особенности, объектив, будучи надетым через переходник на современные аппараты, без каких-либо проблем позволяет управлять диафрагмой в ручном режиме. Толкатель никогда не нажат и потому диафрагма всегда прикрыта до рабочего значения, которое можно менять поворотом кольца.

На тему использования объективов с байонетом Б на современных камерах Nikon у меня есть еще отдельная статья.

На полнокадровых камерах Вега-12 будет умеренным телевиком.

Чтобы лучше разобраться в том, как Вега-12 будет себя вести на разных современных аппаратах, рекомендую статью о кропе в советском фото.

Я тестировал Вегу, но, к сожалению, с ней нежданно произошел типичный для древних объективов казус — залипла диафрагма. Поэтому, все снимки сделаны на f2,8.

В применении Вега-12 оставила у меня очень хорошие впечатления. Объектив дает приятную картинку и пользоваться им удобно. Резкость Вега дает вполне приличную, хотя на f2.8 софт-эффект все-таки заметен.

На f4 все будет нормально, плюс среднеформатный объектив обеспечивает меньшее падение резкости к краям кадра, т.к. полнокадровые и кропнутые современные матрицы «видят» только центральную часть картинки, проецируемой объективом.

Еще мне понравился рисунок размытия, который дает Вега. Тут вкусы у всех индивидуальные, но, в разного рода рейтингах портретных объективов в Сети, Вега-12, как правило, стоит на высоких позициях. Бывает, что и на первых.

Стоит ли покупать Вегу на современную цифровую камеру?

Знаете, смысл есть. 90 мм — это отличное ФР для портретника. Вега-12 — не единственный вариант объектива с подобным ФР, но очень достойный.

Вега-12 с ее f2,8 — далеко не лидер по светосиле. Например, Юпитер-9 при схожем ФР в 85 мм дает f2. Но разница эта на практике не будет заметна. А глубина резкости при f2 на портретной дистанции так мала, что удачный снимок всегда будет вопросом лотереи.

Так что и f2,8 — уместно применять не всегда.

А уж если у вас зеркалка Nikon и вы присматриваетесь к объективу Юпитер-9, то очень рекомендую обратить внимание на Вегу-12.

Получите объектив со схожими характеристиками, сходного размера, с красивым размытием, с общественным признанием, но в отличие от девятого Юпитера, двенадцатая Вега с соответствующим переходником встанет на вашу камеру без каких-либо проблем с рабочим отрезком.

И цена на этот объектив, кстати, ниже на вторичном рынке.

На этом у меня все, удачи!


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Примеры фото:

DSC_4731DSC_4734DSC_4772DSC_4785DSC_4799DSC_4813DSC_4815

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.