Объектив Гелиос-65 2/50 Автомат обзор



Гелиос-65 2/50 Автомат

PB013757Нормальный объектив для зеркальных фотоаппаратов Киев-10 и Киев-15.

Гелиос-65 является предшественником существенно более распространенного Гелиос-81.

Расчет Гелиос-65 был осуществлен в 1957 году Государственным Оптическим Институтом (ГОИ). Задача при этом ставилась уменьшить фокусное расстояние Гелиос-44 с 58 до классических 50 мм.
Гелиос-65 можно считать промежуточным этапом. Сорта стекла в нем использовались те же, что и в 44-х Гелиосах и в целом объектив вышел не очень удачным.

Далее объектив был еще раз пересчитан под новые сорта стекла на сверхтяжелых кронах, и в итоге появляется Гелиос-81. Лантановые стекла позволили новому 81-му иметь вполне достойные характеристики.

На схеме Гелиос-65 было выпущено несколько объективов, которые следует считать скорее прототипами.

1Вот, например, Гелиос-65 под дальномерные аппараты с резьбой М39. Фото с zenitcamera.com.
Lens-Helios-65-08А вот Гелиос-65Ц для Зенитов с центральным затвором. На фото объектив на аппарате Зенит-11. Аппарат это очень редкий. Его не нужно путать с более поздним массовым Зенит-11. Это фото с photohistory.ru.
Выпускался Гелиос-65 и более или менее массово. Это был вариант Гелиос-65 Автомат для зеркальных аппаратов Киев-10 и Киев-15. В обзоре именно такой вариант.

PB013773Такой объектив был штатным для первых выпусков Киев-10. На этих аппаратах объектив сейчас и встречается. На моем экземпляре, например, крышка с надписью «Киев-10».
PB013778Объем выпуска таких 65-х предположить не берусь, но он был не очень велик, т.к. довольно быстро появились Гелиос-81 Автомат (справа на фото) и заняли место штатных.
Поэтому встречающийся Гелиос-65 Автомат все-таки довольно редко.

Сейчас мы рассматриваем экземпляр объектива Гелиос-65 выпуска 1965 года за номером 65908.

Оптическая схема:

helios-65-lens

Фокусное расстояние: 50 мм
Угол поля зрения: 45°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 44 мм

Относительное отверстие: 1:2
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 6
Регулировка диафрагмы — управляется из фотоаппарата
Ближний предел фокусировки — 0,5 м

PB013763

Соединения:
объектива с камерой — Байонет Киев-Автомат
Расположение крепления для светофильтров: переднее

Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 35/15 линий/мм

Вес — 186 грамм

PB013760Корпус объектива покрыт черной блестящей краской. Покрытие более позднего Гелиос-81 Автомат, по моим ощущениям, чуть более матовое.

Линзы Гелиос-65 Автомат имеют однослойное просветление фиолетовых оттенков.
Компоновка данного 65-го полностью вытекает из применяемого в нем типа крепления.

Самое близкое к камере узкое кольцо с черной накаткой — неподвижное. Оно служит для удерживания объектива во время присоединения и отсоединения от камеры.

Чуть дальше от корпуса— фокусировочное кольцо. Оно достаточно широкое и удобное. Фокусироваться комфортно.


Полный ход геликоида —длинный — около 270 градусов.

Шкала глубин резкости на объективе имеется. А вот кольца управления диафрагмой — нет.

Все управление диафрагмой осуществляется из фотоаппарата.

PB013767Лепестков диафрагмы 6 штук. У Гелиос-65 лепестки, в отличие от более поздней оптики под байонет Киев-Автомат, — серые, а не цвета меди. Хотя, поверхность все равно блескучая.

Есть информация, что и малое число лепестков и их специфическое покрытие — все это сделано ради снижения трения при закрытии / открытии диафрагмы.
PB013782Такова специфика байонета Киев-Автомат. Автоматика камеры сможет управлять диафрагмой только в том случае, если та будет закрываться и открываться совершенно свободно. Без малейшего сопротивления.

В итоге, отчетливые шестиугольники и риск паразитных переотражений внутри объектива — это основные нарекания к оптическим свойствам Гелиосов-81 Автомат.

На фото видно, что лепестки диафрагмы сходятся с люфтами, из-за чего форма отверстия регулярно получается не ровной. Эта особенность наблюдается на всех моих объективах Киев-Автомат.

Видимо, это также плата за низкое трение.

PB013797PB013804
Сейчас Гелиос-65 Автомат интересен скорее только коллекционерам. Нестандартный тип крепления и управления диафрагмой делает применение его с современными камерами задачей только для увлеченных энтузиастов.

Но вот если вы как раз энтузиаст и вам интересно посмотреть на картинку, которую дает 65-й Гелиос, то возникает дилемма. Все разновидности этого объектива, кроме Автомата, — супер-редкие, а вот Автомат относительно доступен и стоит не дорого.

Поэтому, может, и стоит повозиться.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Виталий:

    Пользуюсь данным обьективом.Каких-либо особых недостатков в формируемом изображении не замечал.Часто встречаются в интернете замечания по поводу низкой разрешающей способности.Но,наверное,это можно определить только в сравнительных тестах.Да – не суперрезкий,но это ведь и не Тессар.На диафрагмах 5,6 и 8 вполне достаточно резкости.На открытой мягковат.Зайцев особо не замечал за ним.Ну разве что в контровом освещении снимать.В общем – неплохой штатный обьектив.Для того времени – однозначно.Не забываем,что изготовлен не из сверхтяжелых кронов.Видимо,на тот момент ядерных реакторов для производства изотопов еще не хватало(шутка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *