Объектив Гелиос-40 (М39) обзор

Гелиос-40 1,5/85 М39

P2122963Шестилинзовый сверхсветосильный анастигмат типа «Планар». Умеренно длиннофокусный.

Гелиос-40 выполнен на оптической схеме, аналогичной объективу Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75.

В Советские времена этот объектив выпускался под два типа креплений — под зеркальную резьбу М39 и под М42. Для дальномеров эти объективы не выпускались.
В обзоре представлен первый вариант — с резьбой М39 в белом корпусе производства КМЗ.

Если вас интересует версия М42, ее обзор я обязательно опубликую. Ищите на карте блога или подпишитесь на e-mail рассылку.

9Примечательно, что с распространением недорогих цифровых зеркальных камер, на этот сверхсветосильный объектив так поднялся спрос, что в 2012 году на КМЗ был налажен выпуск обновленной версии Гелиос-40 с креплениями в т.ч. на Nikon и Canon.
Оптическая схема:

helios-40-lens
Фокусное расстояние: 85 мм
Угол поля зрения: 28°
Размер кадра: 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Рабочий отрезок — 45,2 мм
Относительное отверстие: 1:1,5
Пределы шкалы диафрагм: 1:1,5–1:22
Количество лепестков диафрагмы — 10
Регулировка диафрагмы — с фиксированными значениями
Предустановка диафрагмы — есть

P2122966
Ближний предел фокусировки — 0,8 м
Соединения:
объектива с камерой — M39×1
для ввинчивающихся насадок — M66×0,75
для надевающихся насадок — ∅68 мм
Расположение крепления для светофильтров: переднее
Разрешающая способность по ТУ (центр/край): 32/16 линий/мм
Коэффициент светопропускания: 0,75

Вес — 940 г

P2122976Просветление химическое однослойное желто-фиолетового цвета.

Набор и расположение органов управления — достаточно традиционные для этого типа оптики.

Самое ближнее к камере кольцо с накаткой — неподвижное. Оно служит для комфортного накручивания объектива на камеру.

Кольцо фокусировки чуть дальше. Оно имеет характерную для всех зеркальных М39 объективов форму — гибрид гайки и шестеренки. Вогнутые части с накаткой, выпуклые — ровные.

Кольцо не очень широкое и расположено близко к корпусу фотокамеры.
При использовании, в руку ложится не оно, а расположенное чуть дальше кольцо закрывания диафрагмы, которое, к тому же, — шире. С непривычки легко спутать. Хотя, привыкаешь быстро.

Полный ход геликоида — около 270 градусов.

Шкала дистанций нанесена под кольцом фокусировки, на конической поверхности, обращенной к фотоаппарату. При использовании на современных зеркалках шкалы дистанций и ГРИП видно плохо.

Колец диафрагмы два. Самое дальнее от камеры отвечает за предварительную установку диафрагмы. Шкала со значениями — только для него!

Кольцо чуть ближе — служит для того, чтобы фотограф мог быстро закрыть диафрагму от полностью открытого положения (на котором происходит компоновка кадра) — до закрытого на столько, на сколько выставлено предварительно.

По положению этого кольца определить относительное отверстие невозможно. Оно не предполагает использование промежуточных положений – только крайние.

P2122979Диафрагма состоит из 10 лепестков. Это довольно много, но форма лепестков такова, что практически на любом значении они образуют круги с зубчиками. Так называемые «циркулярные пилы».

Лепестки черненые, матовые.
P2122988Гелиос-40 объектив тяжелый и поэтому в его конструкции имеется штативное гнездо. У моего экземпляра оно жестко закреплено на корпусе и объектив можно сориентировать на штативе только в горизонтальной ориентации кадра.

У некоторых версий этого объектива под резьбу М39 и у всех под М42, именуемых Гелиос-40-2, — штативное гнездо выполнено на подвижном хомуте и позволяет менять ориентацию кадра без участия головы штатива.
P2122982P2122985
Интересно, что когда я установил свой Гелиос-40 на зеркалку Nikon, то оказалось, что объектив «недовернут» и штативное гнездо расположено не снизу, а как-то почти по диагонали.

Первым делом, я, конечно, недобро помянул наших китайских друзей, которые делали переходник, но потом выяснилось, что и на Зенит-С данный объектив становится точно также — с «недоворотом».

Вот и чего после этого думать?

Проектировали Гелиос-40 для съемки в условиях низкой освещенности. В наше время современные матрицы позволяют практически не думать об уровне освещенности, и светосильные объективы интересны в первую очередь своим размытием заднего фона.

Гелиос-40 со своей светосилой f1,5 — да, размывает задний фон очень сильно. Но это не все.

Благодаря оптический схеме, Гелиосу-40 присущ такой эффект, как закручивание светлых участков заднего фона на открытых диафрагмах.

В принципе, это закручивание свойственно всем Гелиосам и в т.ч. на порядок более дешевым моделям из семейства Гелиос-44.

Но у 40-го оно выражено наиболее сильно.

Еще Гелиос-40 знаменит необычной кривой (графиком) разрешающей способности. Как правило, у объективов от центра кадра к краю разрешающая способность падает.

У Гелиос-40 разрешающая способность от центра сначала падает достаточно сильно, но потом — ближе к краю кадра снова начинает расти.

helios-40-resВот этот график.

Чем это вызвано? Ну, формулировка причины выглядит так: «кривизна поверхности изображения третьего порядка при невозможности хорошо исправить ее скомпенсирована кривизной пятого порядка».
Вам что-то понятно? Мне — нет.

Есть такая прозаическая трактовка. Дело в том, что Гелиос-40 был спроектирован на основе немецкого Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75.

Объектив не был полной копией — советские конструкторы пересчитали его схему под отечественные сорта стекла. В процессе этого даже изменилось ФР с 75 на 85 мм!

Так вот, есть мнение, что в процессе пересчета или была допущена ошибка или просто какой-то элемент схемы не удалось пересчитать без осложнений и эти осложнения были скомпенсированы некой «заплаткой».

Я не знаю, насколько достоверна эта информация, и мне совершенно неважно, что именно послужило причиной такого необычного поведения разрешающей способности.

Важно, что к дополнению к сильному размытию заднего фона, на открытой диафрагме у Гелиос-40 также сильно падает разрешающая способность от центра и это усиливает эффект размытия и подчеркивает разницу между резким объектом съемки в центре и совершенно нерезким пространством непосредственно вокруг объекта.

Кроме свойств размытия, принято считать, что Гелиос-40 хорошо передает объем пространства. Также он немного желтит, т.е. «теплит» картинку, делая ее уютной.

Итого, Глиос-40 — это отличный портретный объектив и объектив для творчества.

В рейтингах на лучший советский портретик, Гелиос-40, как правило, занимает верхнюю строчку, ну или входит в ТОП-3, в крайнем случае.

Благодаря всем этим своим оригинальным свойствам, Гелиос-40 стоит сейчас как чугунный мост. Это касается как советских изделий, так и моделей образца «2012 и свежее».

Высокий ценник только подчеркивает «элитность» данного объектива и поддерживает множество мифов о нем и его чудесных свойствах.

Вероятно, Гелиос-40 — это самый обсуждаемый советский объектив и самый противоречивый.

циклопТем, кто очень хочет иметь Гелиос-40, но ограничен в средствах, рынок предлагает объектив Циклоп.

Циклоп — это версия Гелиос-40, выпускаемая в 90-х годах Ростовским Оптико-Механическим Заводом для прибора ночного видения НЗТ-1.
Циклоп имеет схему, аналогичную Гелиос-40, посадочную резьбу М42 и в нем отсутствует механизм диафрагмы. Т.е. диафрагма Циклопа всегда одна — максимальная — f1,5.

Логика понятна — вам нужно от Гелиоса-40 именно f1,5, ну так вы ее и получаете.

Цена Циклопов примерно раза в полтора-два ниже, чем у Гелиосов-40, что все равно очень дорого.

Я не советую покупать Циклоп. Почему — немного ниже.

Хорош ли Гелиос-40? По моему мнению — да — весьма хорош. Хотя его вес и расположение органов управления делают его использование не удобным, а особенности оптической схемы — капризным. Все равно — хорош.

Если вам повезло откопать такой на антресоли — можете считать, что вам очень повезло. Немедленно на фотосессию.

А вот стоит ли покупать Гелиос-40? Знаете, не стоит. Объектив отличный, но цена его дороже, чем то, что он может вам дать.

Гелиос-40 не содержит волшебства. Он не гарантирует удачные снимки. Эффекты, которые он накладывает на изображение — очень интересны, но они не залог обязательного успеха.

Пройдемся прямо по списку.

1. Сильное размытие заднего фона вследствие малой ГРИП.

В сети много программ –калькуляторов ГРИП как для ПК, так и под смартфон. ГРИП на иностранный манер называется DOF.

Введите в программу необходимые параметры и вы увидите, что при f1,5 на дистанции лицевого портрета ГРИП измеряется считанными сантиметрами.

Это значит, что при МАЛЕЙШЕЙ оплошности нос вашей модели будет в фокусе, а глаза – нет!

Диафрагма f1,5 — это ОЧЕНЬ сложная для использования штука. Подтверждение резкости, которое предлагает вам ваш цифровой фотоаппарат — бесполезно в этом случае. Навести вручную через видоискатель — тоже очень сложно. Выход — это LiveView + максимальное увеличение области, где фокус должен быть.

В общем, поигравшись с f1,5, многие начинают использовать менее агрессивные значения диафрагмы. И именно поэтому я не рекомендую Циклоп. На нем такой переход невозможен.

2. Резкое падение разрешающей способности от центра к не самым дальним окраинам.

Да, неплохо подчеркивает размытие. Но только в том случае, если ваш объект находится строго по центру кадра. Лицевой портрет, где в центре — глаза модели — вот, наверное, и все, что приходит в голову для использования такого эффекта.

Как может повысить художественную ценность снимка возврат разрешающей способности на самом краю кадра — я придумать не могу.

3. Закручивание заднего фона.

Очень интересный эффект. Но он возникает не всегда. Чтобы получить отчетливое закручивание, нужен все-таки подходящий фон. И объект съемки нужно в этот фон вписать.

Я после прогулки с Гелиосом-40 забраковал все снимки, на которых фон крутился. Да, банально просто промазал фокусом в непосредственно объект.

И еще этот эффект не всегда уместен. Как со всеми художественными эффектами — часто лучше не перебарщивать.

Что имеем в остатке?

Гелиос-40 — объектив для постановочного фото. Для ситуации, когда место, фоны, сценарий — тщательно продуманы. Модель готова позировать сколько нужно. В общем, для неспешного творческого процесса.

Часто вы так снимаете? Я — нет.

Конечно, можно и придавить диафрагму. Тогда все существенно проще. Но более темные Гелиосы стоят на порядок дешевле.

Конечно, все это — только мое мнение. У вас иное? Отлично, пишите в комментариях!

В любом случае, перед покупкой Гелиос-40 стоит сначала поискать его у знакомых и опробовать. И только убедившись, что — да, вам комфортно его использовать, — только тогда покупать.

На Авито просто МАССА предложений Гелиосов-40 выпуска после 2012 годов — едва пользованных. К чему бы это? :о)

Гелиос-40 под резьбу М39 отлично пойдет как портретник как на зеркалках, так и на беззеркалках на полном кадре. С поправкой на вес! Маленькие беззеркалки будут смотреться как задние крышки. Баланса в такой связке не будет вообще, зато будет реальный риск вырвать к чертям байонет у камеры.

На кропе нужно понимать, что большая часть «чудо-закручивания» — обрежется. В остальном все хорошо, но стоит ли это тех денег, что за него просят?

Установить этот объектив на вашу камеру помогут 2 переходника.
— М39-М42
— М42-ваша система.

Переходники М39-ваша система сделаны не под этот объектив.

Имейте также в виду, что при съемке удаленных предметов у данной версии в некоторых случаях могут возникать проблемы с фокусировкой. Все потому, что переходник М42-ваша система рассчитан на рабочий отрезок объектива 45,5 мм.

А объектив имеет нестандартный чисто советский рабочий отрезок 45,2 мм.

Если у вас зеркалка Nikon, то переходник М42-Nikon вам нужен с линзой. Но если вы собираетесь снимать именно портрет, то и с единственным переходником М39-Nikon — сможете снимать портреты от поясного и крупнее, без всяких дополнительных линз.

Тестовые снимки:

DSC_2265DSC_2286DSC_2309


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress.

Выбрать переходник для своей камеры вам поможет табличка.

Переходник М39-М42 вам понадобится дополнительно во всех случаях.

Тип Брэнд Рекомендация Ссылка на переходник
Full frame Crop
Зер- кал- ки Nikon Отличный портретник. Но довольно дорогой. Многие фишки будут ослаблены кропом. Портретник по прежнему отличный. Но стоит ли платить столько? M42-Nikon F с линзой
Canon M42-Canon EF
Sony M42-Sony/ Minolta
Pentax M42-Pentax K
Без- зер- кал- ки Sony M42-NEX
Оlympus/ Panasonic M42-m 4/3
Fuji M42-FX
Nikon M42-Nikon 1

На этом у меня все. Не забывайте о лайках и репостах. Удачи!

Читайте также:

комментария 2

  1. Виктор:

    Здравствуйте! При установке на Никон с переходником без линзы какая будет максимальная дистанция фокусировки?

    • Иван:

      Добрый день. Тот, что в обзоре, поз резьбу М39 — около 2,4 метра. Вариант Гелиос-40-2 с резьбой М42 — около 4-х метров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.