Светофильтры



PC146500В советские времена выпускалось немало различных видов светофильтров. Какие-то из них, в почти неизменном виде, присутствуют в продаже и сейчас. Какие-то уже практически не применяются.
Не претендуя на 100%-ю полноту, пройдемся по основным параметрам светофильтров, их видам и назначению.

Первое, чем отличаются светофильтры — это их диаметр. Это естественно, т.к. размер самих объективов может сильно отличаться.

Диаметр фильтра на советских объективах указывался на оправе. В большинстве случаев, после диаметра через знак «х» указывался шаг резьбы.

PC146522Также нужно знать, что советские светофильтры могли крепиться как к передней части объектива, так и к задней. На этом фото фильтры для объективов Мир-20 Автомат (побольше) и Мир-47К (поменьше). Первый крепился к передней части объектива, второй — к задней.
У большинства объективов с задним креплением фильтра, сам по себе фильтр является частью оптической схемы объектива. Даже если вам не требуется никакой фильтр, какой-то из них стоять должен обязательно. Например, ультрафиолетовый.

Отличались светофильтры и по способу крепления. Основной способ — это резьба, конечно. Но были варианты с креплением только за счет трения.

PC146531PC146526
Так крепились фильтры как для довоенных ФЭДов, так и для очень современных советских объективов. Правда, тут уже применяются дополнительные зажимы для более надежной фиксации.

На абсорбционных (цветных) светофильтрах в маркировке указывали цвет и плотность фильтра.

Фильтр ведь отсекает часть светового потока. В результате, экспозицию, рассчитанную внешним экспонометром нужно корректировать.

Множитель показывает, во сколько раз нужно увеличить количество света за счет изменения настроек аппарата – выдержки или диафрагмы.

Запись 1Х означает, что корректировка не требуется. 2Х — означает, что света нужно в 2 раза больше, т.е. экспозицию нужно скорректировать на 1 ступень.

При 4Х — света нужно в 4 раза больше, т.е. требуется 2 ступни корректировки.

С появлением TTL экспозамера надобность в такой корректировке исчезла. Камера все измеряет сама.

По назначению рассмотрим следующие виды:

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Ультрафиолетовый светофильтр

PC146501Маркировался как УФ-1Х. Фильтр визуально прозрачный и никакого видимого влияния на изображение не оказывает.

В настоящее время в продаже имеется масса УФ-фильтров. Зачем они конкретно нужны?
В рекламе этим фильтрам приписываются многочисленные, практически магические свойства по улучшению качества картинки. На практике всего этого волшебства ждать не стоит.

Для чего ж их все-таки придумали? Да еще и выпускали во времена СССР, когда реклама еще не была столь агрессивной?

Я встречал два объяснения.


Первое. Существуют специальные объективы для научной детальности, пропускающие ультрафиолетовые лучи. Применяются они, естественно, со специальной пленкой. Если по какой-то причине нужно блокировать прохождение УФ-излучения через этот объектив, — на него надевают специальный фильтр.

Второе. При съемке в условиях высокогорья длиннофокусной оптикой, при стечении ряда обстоятельств, на изображении, в результате действия УФ лучей, теоретически могут возникать некоторые артефакты.

Особой ясности не возникает, но понятно, что УФ фильтр на самом деле вещь довольно специфичная, нужная далеко не всегда. В большинстве же случаев УФ-фильтры никакого влияния на изображение не оказывают.

Зачем их раньше часто прилагали к объективам? Да просто как защитные. Эти фильтры предохраняют переднюю линзу от грязи и механических повреждений. Способность задерживать УФ лучи — лишь дополнительное свойство с неочевидной полезностью.

Поляризационный светофильтр

1126476245_1-900x600Да, в СССР выпускались и такие. Маркировались «ПФ» с указанием диаметра резьбы. Рассказу о действии поляризационного светофильтра у меня посвящена отдельная статья.


Нейтральный светофильтр

filtr_n-4_40_5x0_5Этот фильтр нужен, чтобы снизить интенсивность светового притока, никак не влияя на прочие его характеристики. Просто немного затемнить.

В советские времена потребность в таком фильтре была, пожалуй, даже повыше, чем сейчас.
Ведь выдержки короче 1/500 были редкостью. Если у вас заряжена пленка под 250 единиц, а снимать нужно днем и солнце яркое и желательно получить размытие, т.е. прижимать диафрагму нельзя, то единственный выход, это использовать нейтральный фильтр.

Правда наводить на зеркалке фокус с ним — очень сложно. В видоискателе банально темно.

Переходим к абсорбционным светофильтрам.

Это как раз те самые цветные стекла, которые сейчас если и применяются, то очень редко.

Зачем было нужно все это цветное многообразие? Тем более, что использовали все эти фильтры только с черно-белой пленкой!

Да, именно с черно-белой.

Давайте рассмотрим каждый цвет в отдельности.

Желтый светофильтр

PC146520PC146511
На заре любительской фотографии желтый светофильтр был если не единственным, то наиболее часто применяемым.

Дело в том, что ранние фотоматериалы обладали высокой светочувствительностью только к сине-фиолетовой части видимого спектра. Такие фотоматериалы называются ортохроматическими.

Желтые, оранжевые, красные цвета пленка фиксировала слабо. Подчеркиваю, речь о черно-белой пленке. Но на ней ведь, хотя и в черно-белом формате, но с естественным балансом света и теней должны отражаться все цвета.


Если пленка на цвет не реагирует, то в этом месте она не темнеет. Значит, на итоговом фото это место будет засвечено.

Применение желтого фильтра позволяло приглушить, ослабить высокую чувствительность эмульсии к сине-фиолетовой части спектра и тем самым компенсировать недостаточную чувствительность к желтым лучам.

Годам к 60-м, все негативные и обращаемые черно-белые фотопленки в СССР были уже равномерно чувствительны ко всему спектру. Такие фотоматериалы называют панхроматическими.

Однако, желтые светофильтры не потеряли при этом своего значения. Они широко применялись при съемке пейзажей и сюжетов, в которых значительную часть кадра занимает небо.

Ослабляя поток голубого света от неба, желтый светофильтр передает на итоговой фотографии небо более темным. На небе четче и ярче проступают облака.

Желтый фильтр снижает действие воздушной дымки, которая и в ясный день просматривается в пейзаже с далью.

При портретной съемке желтый светофильтр способствует ослаблению или даже исчезновению на лице веснушек.

Также этот фильтр усиливает контраст светотени. В этом несложно убедиться, просто положив фильтр на ладонь. Рисунок кожи через желтое стекло будет казаться более контрастным и четким.

Зеленый светофильтр

Его применяют при съемках пейзажей, в которых преобладает зелень разных оттенков. Фильтр способствует раздельному тональному изображению этих оттенков.

Желто-зеленый светофильтр

PC146508PC146517
Желто-зеленые светофильтры в большей степени, по сравнению с желтыми, приближают спектральную чувствительность пленки к чувствительности глаза, способствуя тонально правильной цветопередаче


Желто-зеленый светофильтр наиболее подходит для лучшей передачи зелени и зеленых массивов, для подчеркивания различных оттенков зелени при ландшафтных съемках. Передача неба, облаков, воды не отличается от передачи с желтым фильтром.

Оранжевый светофильтр

PC146503Этот светофильтр сильно затемняет зеленый и осветляет красный, желтый и оранжевый цвета. Более темным, чем с плотным желтым светофильтром, передается синее небо и более резко на нем выделяются тонкослойные, перистые облака и белые здания.
Более темными, чем в действительности, почти черными передаются теневые части объекта, проработка деталей в них едва проступает и даже исчезает.

Оранжевый светофильтр способствует лучшей передаче дали, сильно убирая воздушную дымку.

Красный светофильтр

PC146512Одно из наиболее эффектных применений светофильтра — превращение дневного объекта в ночной. Если съемки происходили при солнечном освещении и небо было безоблачным, то такой снимок создает эффект лунного освещения.
Синее или голубое небо передается очень темным, почти черным. Такими же передаются теневые места объекта съемки. На фоне темного неба резко выделяются облака, которые часто выглядят неестественно белыми.

Голубой светофильтр

PC146518Этот фильтр является полной противоположностью всех вышеперечисленных цветных фильтров. Он ослабляет оранжево-красные лучи. Это позволяет уменьшать контраст изображения дальних планов с целью усиления эффекта воздушной перспективы.
Про цветные фильтры — все. По весне обязательно пойду поснимать на ч/б пленку и обязательно с фильтрами!

PC146534Ну и на закуску интересный факт. Недавно узнал, что на фильтрах к довоенным ФЭДам прямо на стекло в периферийной области наносилось такое вот клеймо.

Невооруженным взглядом его заметить нереально. Снимок сделан с увеличением.
Точность просто филигранная!

У меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Вам может также понравиться...

комментария 2

  1. Iglex:

    “Ультрафиолетовые” светофильтры нужны для уменьшения влияния на плёнку избыточного УФ-излучения. Влияние это – не “некоторые артефакты”, а передержка, плюс в случае цветной плёнки – смещение баланса цвета в синюю сторону. И совершенно безразлично, длиннофокусной оптикой вы снимаете или любой другой.
    Избыточная УФ-составляющая в солнечном свете появляется там, где воздух особенно чист и прозрачен: за городом и особенно на море, в горах. В иных условиях значительная часть УФ-лучей задерживается атмосферой.
    Оптическое стекло гораздо более проницаемо для УФ-лучей, чем обычное. Фильтр УФ-1х делается из обычного стекла. Использовать его в качестве защитного – затея плохая. Это лишнее стекло в системе объектива, если оно не улучшает изображение – оно его ухудшает.
    Специальные защитные фильтры для дорогих объективов, которые появились в продаже в 90-е годы, имеют просветление и не равноценны УФ-1х. И стоят гораздо дороже.
    Объективы с многослойным просветлением не требуют дополнительной защиты от УФ-лучей, но таких даже в 80-е годы в СССР производилось относительно мало, поэтому сменные объективы с редким размером резьбы для насадок комплектовались этим фильтром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *