Фотоэкспонометр Ленинград-6 обзор и инструкция



P2137128Сегодня мы рассмотрим довольно необычный советский фотоэкспонометр. Это будет Ленинград-6.

С одной стороны, шестая модель продолжает линейку экспонометров от ленинградского завода «Вибратор», с другой, это устройство радикально отличается от всех своих предшественников.

Если экспонометры Ленинград-2 и Ленинград-4 были основаны на селеновом фотоэлементе, то 6-й измеряется свет с помощью сернисто-кадмиевого (CdS) фоторезистора.

Именно фоторезистор использовался в советских фотоаппаратах с TTL-замером, например, в Зенит-TTL, Киев-15 или Зенит-12, и в целом, такая конструкция точнее и долговечнее.

Но конструкторы на остановились на этом, и решили, коли уж делать флагман, так по полной. Поэтому, Лениград-6, впервые в этой линейке оснащен, видоискателем. Причем не просто видоискателем, а зеркальным видоискателем.

Т.е. Ленинград-6 представляет собой пример радикально нового устройства.

Возможно, тут сказывалась конкуренция с линейкой экспонометров Свердловск. Об экспонометрах мало информации и я не знаю точно в каких годах производились те или иные модели. У кого есть сведения — поделитесь, пожалуйста.

Сейчас мы рассмотрим мой экземпляр экспонометра.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоэкспонометр Ленинград-6

Ленинград-6 — устройство крупное. Он заметно больше 8-й модели, с которой я обычно сравниваю все экспонометры. Больше и тяжелее.

Экспонометр поставлялся в строгом черном кожаном футляре, который придавал устройству еще больше массивности.

Форма и экспонометра и футляра — строгий параллелепипед.

В передней части экспонометра видны 2 круглых окуляра. Они очень похожи друг на друга, но назначение их совершенно разное. Тот, что в центре — это окуляр зеркального видоискателя, а тот, что смещен влево — это светоприемник фоторезистора.

Справа на переднем торце находится белый квадратик. Это — молочно-белый светофильтр. Но может перемещаться по полозьям справа-налево и обратно.


Назначение фильтра традиционно. Экспонометр позволяет измерять экспозицию двумя способами:

— измерение отраженного света;
— измерение падающего света.

В первом случае устройство нужно направлять на объект съемки с места фотографа. Во втором, наоборот, от объекта съемки на то место, на котором будет находиться фотограф.

При измерении падающего света фотоэлемент должен быть закрыт молочено-белым светофильтром. Его нужно сдвинуть с крайнего правого положения в крайнее левое, при этом фильтр перекроет светоприемник.

Напомню, ранее светофильтр у всей линейки Ленинград был отдельной деталью, которая крепилась в держателе на чехле. При необходимости, фильтр от чехла отстегивался и закреплялся на экспонометре.

Решение, примененное на 6-м Ленинграде — это очень удобно.

P2137138P2137141
На задней панели находится круглая крышка батарейного отсека с прорезью под монетку и юстировочный винт.

Да, Ленинград-6, как всякое устройство на фоторезисторе — требует элемента питания. Таким элементом является одна батарейка РЦ-53.

Вопросам и тонкостям подбора замены советским батарейкам в фотоаппаратуре у меня посвящена специальная статья.

P2137142На правом торце находится пружинная клавиша-качалка, управляющая чувствительностью замера, а ближе к пользователю — плоская кнопка контроля питания.
P2137149P2137150
На верхней панели находятся основные элементы управления, большинство из которых — традиционные.

В передней и средней части корпуса помещен круглый калькулятор экспозиции, в ближе к пользователю — шкала со стрелкой.

P2137154В центре калькулятора расположен круглый глазок видоискателя. Предполагается, что фотограф держит экспонометр горизонтально, примерно на уровне груди, направляя его на объект съемки. Если смотреть в видоискателе вертикально вниз, то в нем видно то, что находится перед экспонометром.
Угол зрения видоискателя примерно совпадает с углом восприятия света окуляром фоторезистора, поэтому, устройство измеряет освещенность того самого участка пространства, которое видно в видоискателе.

В паспорте сказано, что угол восприятия экспонометра по горизонтали составляет 18 градусов, а по горизонтали 22. Я на пальцах прикинул и пришел к выводу, что это примерно соответствует углу объектива с ФР 85 мм или чуть шире на полном кадре.

Если ошибаюсь — поправляйте.


Почему выбран такой угол, если большинство фотографов снимали штатниками в 50-58 мм?

Рискну предположить, что это аналог центрально-взвешенного замера для нормального объектива, т.к. устройство измеряет свет только центральной части снимка.

Видоискатель зеркальный и перенаправляет свет вертикально вверх под прямым углом, попутно переворачивая картинку вокруг горизонтальной оси. Поэтому, верх и низ в видоискателе находятся на своих местах. А вот лево и право, естественно, перепутано.

Имеет место ровно та же ситуация, что и в видоискателях TLR аппаратов. Подробнее об это можно почитать в статье про Любитель-166В.

Видоискатель имеет довольно простую оптическую схему, картинка в нем далека от идеала и к тому, чтобы уверено ловить нужный объект — нужно приноровиться.

Тем не менее, наличие видоискателя, это, во-первых, действительно позволяет точнее оценить экспозицию в сложных условиях, а во-вторых, это круто!

Использовать шестой Ленинград удобно и интуитивно просто. Алгоритм такой:

1. Выставляем на калькуляторе чувствительность пленки, вращая центральную часть за два выступающих вверх поводка.

Шкалы традиционно предлагается две. Слева в DIN, справа — в ГОСТ

2. Решаем, каким методом замера будем пользоваться и в зависимости от этого или перекрываем светоприемник фильтром или нет.

3. Направляем экспонометр в нужную сторону. Если мы измеряем отраженный свет, есть смысл поймать главную часть композиции в видоискатель.

4. Нажимаем на нижнюю (ближнюю к нам) половину клавиши-качалки. При этом, включается менее чувствительный замер, и в соответствующем окошке выскакивает шкала от 11 до 20. Кнопку нужно удерживать некоторое время. Несколько секунд.

Стрелка при этом приходит в движение. Если стрелка не дошла до цифры 11, а замерла левее, значит света мало и нужно включить более чувствительный режим.

Нажимаем верхнюю (дальнюю) клавишу. Шкала меняется. Теперь на ней цифры от 1 до 11.

Нужно добиться того, чтобы стрелка уверено указала на какой-то участок одной из шкал.

Есть еще такая фишка. Если в момент самого замера за стрелкой наблюдать неудобно, то конструкторы припасли очень приятное решение.

В момент, когда фотограф перестает давить на качалку, она возвращается в нейтральное положение. Позиция стрелки при этом фиксируется и она застывает в том положении, в котором была в момент замера.

Можно спокойно поднести экспонометр в глазам и увидеть результат замера, хотя устройство «смотрит» уже совсем в иную сторону.

P21371445. Итак, стрелка указала на шкале на какое-то число. Вращая калькулятор за внешнее кольцо с накаткой нужно выставить это число в нижней части калькулятора напротив крупного треугольного индекса.
6. Расчет окончен. В верхней части калькулятора выстроены друг напротив друга корректные экспопары. Выбираем любую и переносим в аппарат.

Контроль питания также устроен очень просто. Нужно нажать кнопку контроля и убедиться, что стрелка достигла красной области на шкале. Вот и все.

В целом, Ленинград-6 — устройство очень приятное в обращении. Это — редкий, на самом деле, пример в советской фото-индустрии, когда одним рывком был создан совершенно новый класс устройств, который мало того, что технически превосходит предыдущие поколения, но и содержит еще несколько неожиданных фишек, а также не потерял, при этом, в надежности и удобстве использования.


К сожалению, что исходя из того, что Лениград-6 встречается редко, можно сделать обоснованное предположение, что не все у модели было гладко. И тонким местом скорее всего была цена.

Хорошие вещи советский фотопром делать умел, когда хотел, а вот хорошие и дешевые — нет.

Все это только моя гипотеза, но я так думаю, что конкуренцию с линейкой Свердловск (ее мы рассмотрим попозже) все-таки выдержать не удалось и обошли конкуренты шестой Ленинград именно более низкой ценой.

Если у вас есть свои гипотезы — излагайте.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *