Фотоаппарат Зоркий-12 обзор и инструкция



PA133410Зоркий-12 — довольно редкий фотоаппарат. Его принято условно относить к семейству Зоркий-10, однако, стоит двенадцатый в этом семействе, конечно, особняком.

Есть некое поверхностное визуальное сходство, есть общий принцип автоматического управления экспозицией на основе селенового фотоэлемента. На этом сходство и заканчивается.
PB053816
Зоркий-12 — это шкальный фотоаппарат. Зоркий-12 — это полу-кадровый аппарат, с форматом кадра 18х24 мм. И, наконец, Зоркий-12 рассчитан на применение кассет типа Agfa rapid, и это самая большая его особенность.

Рассмотрим чуть подробнее, что представляет из себя система Rapid?

Rapid — это система быстрой зарядки пленки в аппарат. Казалось бы, что в этой операции такого прямо сложного? Тем не менее, крупные фото-производители несколько раз пытались улучшить сочетание пленки тип 135 и стандартной кассеты, предложенной Leica еще в 20-х годах XX века.

Rapid — не первый подход к снаряду, так сказать.

В 1963 г фирма Kodak разработала и выпустила фотопленку тип 126. Это было сочетание 35-мм фотопленки с односторонней перфорацией (размер кадра 28х28 мм) и неразъемного одноразового картриджа, в котором были передающая и принимающая кассеты соединенные перемычкой, выполнявшей функцию прижимного столика и кадрового окна.

Instamatic_filmКартридж продавался с пленкой, повторное использование не предполагалось. Вмещал картридж 12, 20 или 24 кадра. Пленка наматывалась с бумажным ракордом, на котором через окошко на картридже можно было видеть номер кадра. На фото картридж тип 126.
В этом обзоре все фото, кроме снимков моего Зоркий-12, взяты с Wiki.

Ясно, что заправлять аппарат таким картриджем, действительно, проще простого. Открыл, вложил, закрыл.

126_film_negative_strip_(small)
В любой момент полу-отснятый картридж можно было заменить на другой, например, с пленкой иного типа. Полагаю, один кадр при этом приходилось жертвовать, но это вполне приемлемо.

Действительно, удобное решение. Картриджи тип 126 выпускались аж до 2008 года, но вытеснить классическую пленку тип 135 эта система не смогла и для большинства фотолюбителей оставалась неизвестной экзотикой все это время.

Недостатки такого типа фотоматериала понятны:
— размер кадра все-таки меньше классического;
— длина пленки ограничена 20-ю кадрами;
— цена 1 комплекта выходила явно дороже, т.к. включала сам картридж и еще бумажный ракорд.

zenit-pak-front-sВ СССР картриджи типа 126 и фотоаппараты под них не выпускались. Однако, на КМЗ был проект зеркального фотоаппарата Зенит-ПАК под этот формат пленки. Фото с zenitcamera.com.
Чуть позже, в 1964 году фирма Agfa разработала собственную систему быстрой зарядки фотопленки — Рапид (Rapid), использующую две одинаковые кассеты.

Agfa_Optima_Rapid_250_back_openedВ системе Рапид передающая и принимающая кассета были отдельными. Особенность системы состоит в том, что при протяжке экспонированного кадра аппарат двигает пленку, не наматывая ее на принимающую катушку, а двигая ее за перфорацию зубчатым валиком.
В принимающую кассету пленка, фактически, «заталкивается».

440px-Rapid_-_Zorki_-_SmenaБлагодаря кассете с более сложным устройством, пленка, попадая в нее, шла по направляющим пружинам и сворачивалась вокруг сердечника.

Система Рапид использует стандартную 35 мм перфорированную фотопленку, но, увы, такая система протяжки не могла «впихать» в принимающую кассету отрезок длиннее 60 см. А это всего 12 стандартных кадров.
Еще одна особенность в том, что опустевшая кассета может быть переставлена на место принимающей сразу. Менять положение катушки не нужно. Это действительно несколько ускоряет процесс.

Обратная перемотка в системе Рапид не предполагалась.

Теоретически, пленка должна входить в прорезь принимающей кассеты сама, но рекомендовалось все-таки заводить конец в кассету вручную при зарядке.

Кассеты Рапид неразборные. По задумке, пленку нужно было покупать сразу в кассетах. Заправить кассету обычной пленкой тип 135 тоже можно, но вначале нужно отмерить и отрезать кусок длиной 0,6-0,7 метров, а потом втолкать (именно втолкать) его в кассету, стараясь не трогать эмульсию.


По мне, Рапид все-же не дает ощутимых преимуществ в удобстве, а ограничение в 12 кадров — сводит их все «на нет» и далее в минус. При отсутствии кассет с пленкой в продаже (а так и было) ручная зарядка — удовольствие сильно ниже среднего.

В СССР на всплеске интереса к новой системе в 60-70-х годах выпускалось несколько типов аппаратов под Рапид. Среди них, Зоркий-12 — герой сегодняшнего обзора и схожие между собой Смена-Рапид и Смена-SL, которые мы рассмотрим позже.

Система Рапид в СССР не прижилась.

Занятно, но попытки усовершенствовать 135-ю фотопленку не прекратились и в новейшей фото-истории.

В 1996 гожу консорциумом крупнейших производителей аппаратуры и фотоматериалов: Nikon, Canon, Minolta, Kodak и Fujifilm была предложена система APS (Advanced Photo System).

Система состояла из фотопленки формата IX240 шириной 24 мм с расширенными возможностями автоматической обработки и специальной кассеты.

Films135_APS
Применение более узкой пленки обусловлено тем, что современные фотоматериалы имеют уже достаточное разрешение, чтобы формировать качественное изображение на пленке более узкой, чем тип 135.

Формат позволял использовать длину рулона в трех вариантах: 15, 25 или 40 кадров.

APS действительно предлагала пользователю несколько интересных фишек.

Пленка снабжалась магнитными полосами, на которых камера записывала служебную информацию.

Например, частично отснятую пленку можно в любой момент смотать обратно в кассету и заменить на другую. Далее, эту пленку можно снова вставить в аппарат и тот самостоятельно найдет начало неэкспонированного участка по меткам на магнитной полосе.

Еще система позволяла делать негативы разных форматов. Стандартный размер кадра на пленке IX240 — 30,2 х 16,7 мм.

В этот кадр аппарат мог уместить на выбор 3 варианта формата:
— APS-H — «HD», полный кадр 30,2×16,7 мм с соотношением сторон 16:9;
— APS-C — (англ. Classic) поле негатива 25,1×16,7 мм с соотношением сторон 3:2;
— APS-P — (англ. Panoramic) поле негатива 30,2×9,5 мм с соотношением сторон 3:1.

Т.е. изменение формата происходит за счет уменьшения размера негатива по одной из сторон. В любом случае, при съемке всегда расходуется один полный кадр. Уменьшение размера кадра не ведет к росту их количества.

О том, какой формат запечатлен на негативе, оборудование фотопечати узнает из той же магнитной полосы.

Система APS предполагала, что пленка никогда не покидает кассету вне фотоаппарата проявочной машины или установки фотопечати.

Проявленная пленка сматывалась в ту же кассету. Просмотреть кадры непосредственно пользователь не мог. Выбор кадров для печати осуществлялся по индексному отпечатку.

IX240_Cartridge320px-IX240_Indicators
Сама кассета также интересна. Ее торец содержит ряд индикаторов, которые позволяют ориентироваться в том, что мы имеем в кассете. Индикаторы означают:

— «1» (круг): новая, неэкспонированная пленка;
— «2» (полукруг): частично экспонированная пленка;
— «3» (крест): полностью экспонированная, но не проявленная пленка;
— «4» (квадрат): проявленная пленка.

В общем, APS и в самом деле, штука интересная, но в начале 2000-х фото-индустрия начала массово переходить на цифру, которая не оставила шансов продвинутым пленочным системам.

Но, вернемся в СССР к системе Рапид. Зоркий-12 выпускался в 1967-68 годах. Объем выпуска был мизерный — около 7,2 штук. Аппарат был полукадровый, что отчасти компенсировало малую емкость кассет. Зоркий-12 мог сделать 24 кадра.

По линии полукадровых аппаратов на Зоркий-12 больше всего похож, пожалуй, ФЭД-Микрон (с 1968 года). Тоже шкальник, тоже полукадровый, тоже с автоматическим управлением экспозицией на основе селена. Но, под стандартную кассету.

PB143946
Можно провести аналогии с аппаратом Чайка-3 (с 1971).

PB053822
По линии Рапид, аналогичны 12-му Зоркому два Ленинградских шкальника, Смена-Рапид и Смена-SL (с 1968).

В обзоре экземпляр Зоркий-12 в отличном состоянии 1968 года за номером 6801672.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Зоркий-12

Зоркий-12 выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1967 по 1968 год. Было выпущено около 7,2 тыс. экземпляров этого аппарата, что очень мало

PA133432Объектив Гелиос-98 2,8/28, несъемный. Для полукадровго аппарата 28 мм это нормальный объектив. Подробнее о кроп-факторе в советском фото читайте тут.

Аппарат шкальный.
Зоркий-12 управляет экспозицией автоматически на основе селенового фотоэлемента. Затвор — центральный.

Лепестки затвора и диафрагмы расположены вплотную, но это разные узлы.

Экспозицией Зоркий-12 управляет очень просто. Если выставлен режим автомата, то выдержка будет всегда одна, — 1/125, а диафрагмой аппарат будет управлять, меняя ее от f2,8 до f16. Т.е. имеем режим приоритета единственной выдержки.

Если вместо автомата диафрагмы выбрано конкретное ее значение, то выдержка будет всегда 1/30 и это и есть также режим синхронизации.

Автоспуска у аппарата нет, но имеется скоба для принадлежностей и гнездо проводного синхроконтакта.

Весит мой экземпляр 407 грамм.

Элементы управления:

Зоркий-12 — аппарат очень компактный. Он сильно меньше, чем упомянутые выше ФЭД, Чайка и Смены. Преимущество маленького кадрового окна в Зорком-12 реализовано на 100%.

Форма корпуса — кирпич кирпичом, однако, все не так просто. Дизайн аппарата продуман тщательно и не лишен стиля.

PA133413Особенности эргономики Зоркого-10 к двенадцатому почти не передались. Транспортировка пленки у него осуществляется зубчатым колесом с классическим расположением под большой палец правой руки, а кнопка спуска — это кнопка, расположенная достаточно удобно.

В передней части аппарата находится объектив, передний глазок видоискателя и гнездо проводного синхроконтакта справа.
PA133431На объективе нет никаких органов управления, кроме кольца фокусировки. Шкала с метражом перемежается с несколькими символами. Шкалы ГРИП нет.
PA133427Диафрагма управляется на левом торце. Там зубчатое колесико и забранное пластиком окошко, в котором видны значения диафрагм. Чтобы включить автоматический режим, нужно повернуть колесико вправо до упора. В окошке появится буква А.
PA133429На правом торце — сдвижная кнопка, отпирающая замок задней дверцы.
Дверца откидывается влево, причем откидываются только примерно 4/5 задней стенки и встают почти перпендикулярно. В оставшейся левой части находится видоискатель, который помещен левее кассеты, а не сверху.

PA133438PA133440
Чувствительность пленки выставляется зубчатым колесом, которое находится внутри аппарата в гнезде пол левую кассету. Это вполне логично, зачем нужна возможность менять чувствительность, если пленка уже внутри?


Окошко со значением чувствительности, тем не менее, вынесено на заднюю стенку под видоискатель.

PA133419Видоискатель у Зоркого-12 хороший, — очень большой и светлый. Конечно, фокусироваться через него не нужно, но вот подгадать момент для съемки все-таки проще через хороший видоискатель.
В поле зрения кадрирующие рамки. Если, по мнению автоматики, света слишком много или слишком мало, кнопка спуска будет заблокирована, а в поле зрения появится некий красный сигнал. Как это выглядит, точно сказать не могу, т.к. у моего экземпляра автоматика уже нерабочая.

PA133424Снизу только штативное гнездо.
PA133423Сверху видим:
— скобу для принадлежностей;
— окошко счетчика кадров;
— спусковую кнопку.
К слову, окошек на корпусе три и все закрыты прозрачным пластиком.

Спусковая кнопка имеет средний по длине и довольно тугой ход. Гнезда под тросик в ней нет.

Автоматика работает таким образом, что диафрагма прикрывается до рабочего значения за счет усилия при нажатии на кнопку спуска. Пределом для ее закрытия служит или вручную выставленное значение или ограничитель автомата.

Затвор, естественно механический, т.е. работа автоматики сводится к расчету экспозиции и создаю препятствия для закрытия диафрагмы далее определенного уровня.

Еще автоматику умеет блокировать кнопку спуска и отображать этот факт в видоискателе.

Вот, пожалуй, все по управлению.

Отношение к камере:

Зоркий-12 — это, конечно, имиджевый любительский аппарат. Красивый, современный, но много снимать им не удобно, а качество снимков будет «не фонтан». В СССР такие аппараты не приживались. Отечественному потребителю было нужно что-то более практичное. «Заряжать пленку в стандартной кассете неудобно? Какой вздор….»

Аппараты под кассеты Рапид шли в основном на экспорт.

Тем не менее, Зоркий-12, — это яркий пример того, что в конце 60-х советский футором мог вполне оперативно реагировать на мировые тренды и создавать вполне конкурентоспособные образцы новой продукции.

На этом у меня все, удачи!

PS Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Инструкция (благодарность eugigufo.net):

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *