Фотоаппарат Зенит-5 обзор и инструкция



Цикл рассказов Айзека Азимова «Я, робот», определивший тему развития робототехники в литературе (да и в науке тоже) вышел еще в 1950 году!

Роман Станислава Лема «Эдем» уже написан и в 1966 году будет опубликован на русском. В романе роботы помогают людям выполнять тяжелую, монотонную или опасную работу на чужой планете.

Человечество уже морально готово к появлению робототехники.

Именно в это время в СССР принципиально должен был появиться и появился соответствующий эпохе фотоаппарат. Это был Зенит-5 и сейчас мы рассмотрим его подробнее.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Зенит-5

P3173258Зенит-5 выпускался на КМЗ в 1964-1968 годах. За эти годы было выпущено около 11,5 тысяч Зенитов 5-й серии.

Зенит-5 входил в линейку Зенитов 4-6, все модели которой были построены на одной принципиальной схеме.
Конкретное отличие Зенита-5 в том, что этот фотоаппарат имел встроенный электромотор и аккумулятор, благодаря чему мог автоматически взводить затвор и транспортировать отснятый кадр.

Зеинт-5 — первый в мире системный серийно выпускавшийся фотоаппарат со встроенным мотором.

Первый в мире — ни много, ни мало.

До этого электроприводы в фототехнике применялись только в виде отдельных приставных модулей.

iПо моим сведениям, из иностранной техники первый случай встроенного мотора имел место в камере MINOLTA SR-M в 1970 году. Если у вас имеются иные данные — пожалуйста, сообщите.

Зенит-5 создавался на основе Зенита-4 и отличается от него только мотором и вытекающими из его наличия последствиями.
В данном обзоре я не буду полностью описывать фотоаппарат, чтобы не занимать у вас лишнего времени.

Если вам интересен Зенит-5, пожалуйста, прочтите прежде обзор Зенита-4. Все что там написано на 100% актуально для Зенита-5.

А потом возвращайтесь ровно на это самое место.

Итак, мотор обеспечивал Зениту-5 скорострельность 1-1,5 кадра в секунду.

Важный момент — обратная перемотка отснятой пленки — выполнялась вручную.

Аккумулятор бы несъемным и формально незаменяемым. Но он был собран из стандартных аккумуляторов типа Д. Умельцы могли, при желании, изготовить новую сборку.

Zenit-5-chargerДля зарядки аккумулятора в комплект поставки входил блок питания. У меня такого нет, как он выглядел — привожу фото из Инета.

Зарядки аккумулятора хватало на 400, примерно, кадров в теплое время года. На морозе — существенно меньше.

Есть байка о том, что в новеньком Зените-5, подаренном Хрущеву, взорвался аккумулятор по причине избыточной зарядки.
Какой-либо контроль степени зарядки аккумулятора конструкцией аппарата не предусмотрен. Разрядка – всегда сюрприз.

К счастью, взвести затвор можно было и вручную. Даже после неполного взвода на разряженной батарее.

P4123487Зенит-5 вышел и тяжелее 4-го. Его вес без объектива 980 грамм. На 110 грамм тяжелее.
P3173282Против Зенит-3М разница тем более впечатляет.

Органы управления и приемы подбора экспозиции — ровно такие-же как у Зенита-4.
Пройдемся только по отличиям

P3173264На Зените-5 отсутствует курок. При наличии мотора этот пережиток старины не нужен, конечно. :о)

Однако, имеется обычного вида головка, которой вполне можно взводить затвор.
P3173265На фото мы видим над пентапризмой скобу для вспышек. Это не отличительная особенность 5-х зенитов.

Кронштейн со скобой — съемный и может быть установлен на любой Зенит-4-5-6.
P3173268На нижней панели больше всего изменений. Штативное гнездо смещено вправо. Оно уступило место разъему для подключения зарядного шнура.

А слева виден переключатель работы встроенного мотора. Обратите внимание, что подписи на английском — «on» и «off». Да и на шильдике название — латиницей.
В 60-е годы английские подписи на фототехника ставили совсем не «для понтов». «Понты» такого рода были бы истолкованы компетентными органами совершенно однозначно.

Если подписи английские, значит предполагался экспорт. Да, совершенно очевидно нужно признать, что Зенит-5 был не по карману большинству советских граждан.



Отношение к камере:

Зенит-5 — это аппарат, как сейчас модно говорить, — имиджевый. Имиджевый как для владельца, так и для страны-производителя.

Мотор в фотоаппарате для 60-годов это очень смело. Чрезмерно смело. И не очень то и нужно. Но круто, блин!

«Безумству храбрых поем мы песню….»

Даже сейчас фотоаппарат с несменным аккумулятором вызвал бы скепсис у потребителя. А в 64-м году???

Не мог этот аппарат быть массовым и популярным. Таковым он и не был. Тираж всего 11,5 тыс. экземпляров только подтверждает эту мысль.

К сожалению, электродвигатели в Зенитах-5 были не очень качественными. Низкого качества были сами материалы из которых изготавливались детали двигателей.

По словам современных мастеров, все части двигателей быстро окислялись и моторы работать переставали.

Я не встречал ни одного Зенита-5 с работающим мотором. Более того, предложения по продаже этих камер с сохранившимся с советских времен блоком питания — огромная редкость.

Очевидно, что смысл в этом аксессуаре пропал еще при молодости аппаратов и блоки питания выбрасывали.

А вот что мне странно, так это низкая активность энтузиастов по починке электромотора в Зените-5.

Механику починить в этом фотоаппарате — да — проще убиться веником.

Далеко не каждый мастер возьмется, и еще меньше справятся. Сложная конструкция, нет запчастей, ломаются всегда критически важные и сложные узлы.

Но мотор-то? Современная технология позволяет встроить двигатель да хоть вовнутрь старого.

Если кто-то знает о примерах таких экспериментов — напишите, пожалуйста. А пока, у меня, попытка заменить двигатель в Зените-5 — в планах на среднесрочную перспективу.

В общем, печально, но после 5-го Зенита советский фотопром так ни разу и не пытался выпустить моторизованную камеру до почти самого заката. В самом конце вышел Зенит-КМ, обзор этого аппарата я обязательно напишу.

Других примеров я не знаю. Если что – пишите в комментариях.


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14

Вам может также понравиться...

комментария 4

  1. Знает ли кто-нибудь – под каким напряжением работал мотор? И какое напряжение давало подзарядное устройство на выходе для перезарядки аккумуляторов?

  2. Если кто-либо будет пытаться как я оживить электропривод на Зените 5, то делюсь опытом. ДЛя того чтобы снять нижнюю панель нужно всего лишь вывинтить два маленьких винта и кольцо со шлицами вокруг штативного крепления. Не надо пытаться отвинтить такое же кольцо вокруг кнопки обратной перемотки – оно не закрепляет панель.
    Внутри четыре крупные перезаряжаемые батарейки Д-02 IV-65. Небольшой заряд сохранился на моих батарейках. Сейчас пытаюсь разобраться – в каком состоянии мотор и можно ли перезарядить батарейки.

  3. Александр:

    у меня есть зарядное устройство

    • Михаил Мандрыгин:

      Добрый день! Только сейчас увидел ответ. Вы хотите оставить его в комплекте с Зенитом 5 или готовы уступить?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *