Фотоаппарат Зенит-4 обзор и инструкция

P31632051964 год. Небывалый подъем советской индустрии. 3 года назад в космосе побывал Юрий Гагарин. Менее года сталось до выхода человека в открытый космос. На очереди Луна, потом Венера, потом…… Потом, но уже очень скоро.

Время творчества Стругацких. В 1964 году была опубликована их повесть «Трудно быть богом». Звезды так близко, что вот-вот и их можно будет потрогать рукой.
В фото-индустрии СССР настоящий полдень XXII века. Мы идем в ногу, (а в чем-то и на шаг впереди) с лучшими мировыми практиками. У нас все получается и мы готовы сворачивать горы.

Именно в это время появляется на свет невероятно фантастическая фотокамера, ныне незаслуженно забытая. Это Зенит-4.

Фотоаппарат Зенит-4

Зенит-4 это базовая камера из 3-х фотоаппаратов отдельной линейки. В линейку входили Зенит-4, -5, -6.

Фотоаппараты этой удивительной серии были абсолютно инновационными и очень непохожими на все, что выпускалось у нас до и после них.

Но обо всем по порядку.

Зенит-4 выпускался на КМЗ в 1964-1968 годах. Было выпущено около 19,5 тысяч этих фотоаппаратов.

При разработке Зенит-4 за основу был взят фотоаппарат Bessamatic немецкой фирмы Voigtländer. Советские конструкторы заимствовали у немецкого прототипа ряд принципиальных решений.

VoigtlaenderbessamaticПри этом, Зенит-4 не является полной копией Bessamatic. Это именно творческая переделка «на основе». На снимке хорошо видна разница.

Кто как, а я нисколько не упрекаю инженеров за использование best practice решений. Это абсолютно нормально. Зазорно — наоборот не знать о таковых решениях или не уметь использовать их в свое благо.
Bessamatic содержал в себе сразу несколько революционных для того времени новаций.

Во-первых, фотоаппарат имел центральный затвор. В то время шторные затворы подошли к пределу своих технических характеристик и существовало мнение, что дальнейший прогресс фото-затворов возможен только на базе центральных конструкций.

Во-вторых, для этого фотоаппарата был впервые в мире создан применимый для массового производства объектив с переменным фокусным расстоянием Zoomar.

Безусловно, выпустить такой объектив хотели и на КМЗ, но Bessamatic был фотоаппаратом настолько специфичным, что копировать один только объектив было невозможно. Для объектива требовалось создавать и подходящую камеру.

Есть мнение, что линейка Зенитов 4-6 является единственным в своем роде примером создания фотоаппарата под объектив.

Затвор Зенита-4 — центральный, залинзовый.

Фотоаппараты линейки Зенит 4-6 является единственными советскими фотоаппаратами с центральным затвором и сменной оптикой.

Затвор отбивает выдержки: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В. Это очень хорошо для зеркалки того времени, но даже не это самое интересное.

Фотоаппарат оборудован проводным синхронизатором. Благодаря центральному затвору Зенит-4 может синхронизироваться с ЛЮБЫМИ вспышками на ЛЮБЫХ выдержках.

Даже сейчас современные цифровые зеркалки не могут синхронизироваться со вспышкой (если она не поддерживает специальный режим FP) на выдержке короче 1/250 – 1/320.

Этот режим поддерживают только старшие модели внешних вспышек. Встроенные вспышки FP не поддерживают.

В те же времена, синхронизация происходила строго на одной выдержке. Как правило на 1/30. Поэтому, возможности синхронизации Зенита-4 были просто фантастическими.

Крепление объектива— байонет Ц.

«Ц» значит центральный. Геометрически байонет скопирован с немецкого прототипа. Но объективы не являются взаимозаменяемыми с немецкими из-за разного рабочего отрезка.

Повторю, Зенит-4 не был полной копией.

Байонет в обращении весьма удобный. Гораздо удобнее того, что применялся на Старте. Никаких претензий в сравнении с современными конструкциями.

Рабочий отрезок — 47,58 мм.

Штатный объектив — Вега-3Ц 2,8/50. Объектив пришлось делать с нуля под новую концепцию. Нестандартного в этом объективе не только уникальный байонет, но визуализация ГРИП. Подробнее об объективе я напишу в отдельном обзоре.

Диафрагма – моргающая.

Фотоаппарат оборудован автоспуском.

Размер поля изображения видоискателя — 23,2×35,2 мм или более 90% площади кадра. Для того времени — небывалое значение.

Увеличение окуляра — 5Х.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло с клиньями Додена.

Зеркало Зенита-4 — залипающее. Не получилось у конструкторов сделать его опускающимся. И без того конструкция вышла очень сложной.

Поясню.

Затвор аппарата находится сразу за объективом, т.е. ПЕРЕД зеркалом. Чтобы в видоискателе что-то было видно, затвор должен быть открыт.

Но как же пленка?

Чтобы не случилось засветки, перед пленкой в том месте, где у аппаратов со шторным затвором расположен собственно затвор, у Зенита-4 находится подъемная шторка.

Во время визирования шторка опущена и свет на пленку не попадает.

Рассмотрим процессы, которые проходят внутри аппарата при фотографировании.

Стартовое положение — затвор не взведен.
— затвор закрыт;
— зеркало поднято (в видоискателе ничего не видно);
— шторка поднята.

Фотограф взводит затвор:
— опускается шторка;
— открывается затвор;
— опускается зеркало (можно визировать).

Фотограф нажимает на спуск:
— закрывается затвор
— поднимается зеркало
— поднимается шторка
— затвор отрабатывает выдержку, т.е. открывается и снова закрывается.

Опять находимся в стартовом положении.

Вот такие сложные эволюции. Хотя справедливости ради нужно сказать, что современные зеркалки в режиме Live View производят аналогичные, по сути, операции.

Разница только в типе затвора, из-за чего отсутствует в современных зеркалках дополнительная шторка. А так — очень даже похоже, даже сложнее.

Затвор при спуске закрывается, открывается, снова закрывается и снова открывается. О как.

Зенит-4 впервые среди серийных Зенитов оборудован встроенным селеновым экспонометром. Экспонометр сопряженный (!!!).

P3163223Пентапризма выполнена съемной. Чтобы снять пентапризму, нужно просто сдвинуть ее назад. Взамен можно установить шахту. У меня шахты нет, показать не могу.

А можно ничего не устанавливать. Весь функционал аппарата, включая управление экспозицией сохраняются и при отсутствии в креплении пентапризмы и шахты (!!!).
Вес моего экземпляра без объектива 870 гамм. Вес немаленький, прямо так скажем.

Элементы управления:

P3163206Передняя часть Зенита-4 насыщена элементами управления. Все они так или иначе группируются вокруг объектива или на выступе корпуса, образованным шахтой зеркала.

Сверху над объективом виден светоприемник экспонометра.
Справа от объектива находится большая клавиша спуска. Ход клавиши достаточно мягкий и умеренно длинный. Сама клавиша удобная.

Единственно, расположена она низковато. То положение руки, которое удобно для нажатия на спуск — не очень удобно для взвода затвора. Приходится немного перехватывать фотоаппарат.

Слева на боковом торце выступа имеется гнездо для спускового тросика. Я ранее не встречал конструкций, в которых спусковой тросик ввинчивался не в кнопку спуска.

А ниже на диагональном скосе выступа — гнездо для проводного синхроконтакта.

P3163228На выступе корпуса находится основание объектива, в котором собственно и помещается центральный затвор.

На этом основании расположены кольца выдержки и диафрагмы, снабженные удобными поводками.
На кольцах слева направо указаны диафрагмы в порядке уменьшения отверстия и выдержки в порядке укорачивания. Обратите на это внимание, мы к этому еще вернемся.

Оставим пока управление экспозицией и продолжим рассматривать элементы управления.

P3163226Снизу основания объектива имеется кнопка, отпирающая байонет.

Чтобы объектив снять, нужно эту кнопку нажать и повернуть объектив против часовой стрелки примерно на 45 градусов. Все как у современных фотокамер.
Слева на основание помещен рычаг, который задает тип применяемой вспышки и взводит автоспуск.

P3163210Сзади находится окуляр видоискателя и металлическая лапка курка взвода затвора и транспортировки кадра.

Лапка курка находится именно сзади, а не сверху, как наиболее типично. Сам курок спрятан в горизонтальном разрезе корпуса, только лапка выступает на задней панели. Весьма необычно смотрится.
Видоискатель Зенита-4 очень хороший. Очень. Большой, светлый, снабженный клиньями Додена, которые остаются функциональными даже в полумраке.

Справа в поле зрения видоискателя ходит две стрелки. Но об этом позже.

P3163214Снизу имеем штативное гнездо строго по оси объектива и кнопку отключения затвора.
P3163218P3163216
Рулетка обратной перемотки находится на левом торце корпуса, там же где замок задней откидной стенки.

P3163211Сверху слева направо видим:
— головку управления экспозицией
— дугообразное окошко счетчика кадров
— памятку типов используемой пленки.
Как выглядит процесс подбора экспозиции у Зенита-4?

Феерично! Сейчас расскажу подробнее.

P3163220Первым делом нужно выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки.

Для этого нажимаем пальцем на верхнее основание головки управления экспозицией и проворачиваем его до совмещения чувствительности заряженной пленки на шкале с небольшим круглым индексом.
На головке 2 шкалы — ASA (ГОСТ) и DIN.

Если объектив используется со светофильтром, то значение чувствительности нужно совмещать не с круглым индексом, а с цифрой, соответствующей плотности фильтра. Так в систему расчета экспозиции вводится поправка на плотность фильтра.

Далее, смотрим в видоискатель на объект съемки. Там справа видны 2 стрелки.

Одна из них, та, что прямая и тонкая — ходит вверх-вниз в зависимости от освещенности сцены.

Вторая, та, что потолще и с колечком на конце — тоже ходит вверх-вниз при вращении головки управления экспозицией.

Для выбора правильной экспозиции нужно вращая головку «поймать» тонкую стрелку в колечко более толстой.

P3163225Вот тут я снял пентапризму и обе стрелки хорошо видны. Только видны они без пентапризмы, естественно, слева.

Итак, не отрываясь от видоискателя (!!!) ловим стрелку. Но самое удивительное еще впереди.

Экспонометр то сопряженный.
Поэтому, когда мы вращаем головку, двигается не только стрелка в видоискателе. Двигается еще кольцо диафрагм на основании объектива!

Кольцо выдержек останется неподвижным и значит экспопары меняются.

Да, у объектива при этом еще перемещаются флажки, отмечающие глубину резкости. Но об этом я более подробно расскажу в обзоре объектива Вега-3Ц.

Итак, стрелки совмещены. Экспозиция рассчитана. Перед треугольным индексом на верхней части основания объектива расположились какие-то значения выдержки и диафрагмы. Это правильная экспопара. Одна из. Выдержка и диафрагма уже выставлены и аппарат готов их отработать.

Но что делать, если нам нужна другая экспопара?

Очень просто. Беремся за пластиковые поводки на основании объектива и начинаем вращать кольцо выдержек. При этом начинает вращаться и кольцо диафрагм тоже.

Вы же помните, что у ОБОИХ колец слева — «больше света», а справа «меньше света»?

Поэтому, когда мы вращаем кольцо выдержек в одну сторону, наше усилие передается на кольцо диафрагм инвертировано и кольцо диафрагм вращается в другую!

Экспопары меняются, а экспозиционное число остается неизменным.

Не знаю как у кого, а когда я впервые увидел это все в действии, у меня взорвался мозг. Выглядит все это просто завораживающе.

Это ж нужно столько механики напихать в аппарат!!!

Далее наводим фокус и жмем на спуск.

Если во время компоновки кадра освещенность сцены немного изменилась (на солнце наползло облако), фотограф узнает об этом, т.к. тонкая стрелка убежит из колечка. Подстроить экспозицию можно не отрываясь от видоискателя – немного подкрутив головку управления экспозицией.

Как мы помним, при этом изменится положение кольца диафрагм. Далее можно жать на спуск — сразу — не отвлекаясь на изменение параметров съемки. Очень удобно.

P3173280Задняя крышка у Зента-4 откидная. Замок находится на левом торце корпуса.

Тут я хочу остановиться еще на одном моменте. Прижимной столик у Зенита-4 сделан из стекла. Благодаря этому он не подвержен истиранию пленкой.
P3173281Стертый столик может хуже прижимать или даже царапать пленку. Любителю, наверное, сложно «запилить» столик до такого состояния. А вот для профессионалов это была проблема.

В Зените-4 столик поставили стеклянный, т.е. вечный, по сути.

Отношение к камере:

Зенит-4 — аппарат удивительный. Я только перечислил его особенности, а пост получился просто неприлично длинный. Надеюсь, у кого-то хватило терпения дочитать до конца :о)

Несмотря на то, что его внешнее оформление как-то не поворачивается язык назвать «дизайном», Зенит-4 обладает своей неповторимой харизмой и стилем.

К сожалению, аппарат вышел не очень надежным. Слишком много механики и слишком мало защиты «от дурака». Сломать Зенит-4 можно на раз-два.

Управление не очень интуитивно. Не всегда понятно — можно все еще крутить кольца / головки в эту сторону или уже нельзя. Слишком уж сложно они двигаются относительно друг друга.

P3293363Рычаг автоспуска (он же рычаг выбора типа вспышки), пожалуй, самый провальный узел аппарата. Взводить автоспуск можно только при взведенном затворе, в целом узел вышел ненадежным и неудобным.
Очень мало Зенитов-4 дожило до наших дней с исправными механизмами. По этой причине аппарат не очень известен.

А жаль. Аппарат заслуживает большей известности и популярности.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

000102030405060708091011

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.