Фотоаппарат Зенит-16 обзор и инструкция




P8284517Сегодня речь пойдет об очень своеобразном фотоаппарате. Зенит-16 смело можно считать самым необычным аппаратом среди всех более или менее массово выпускаемых Зенитов.

Зенит-16 — действительно радикально не похож на все, что выпускал КМЗ до него, параллельно с ним и после него.
Вернемся немного назад, в самое начало семидесятых.

На Красногорском Механическом Заводе придерживаются логики двух линеек фотоаппаратов. Одна — бюджетная, вторая — более продвинутая.

Если в бюджетной линейке все хотя немного и застойно, но в целом оптимистично (как и во всей стране), как раз готовится к выходу Зенит-ЕМ, то в сегменте камер высокого уровня работа не клеится….

Никак не удается довести до ума Зенит-7. Он и выпускается то уже давно — с 1967 года, а работы по доводке все еще ведутся. Совсем немного и терпение власть имущих в отрасли кончится — камеру свернут.

Вот в это самое время конструкторы начинают работу над новой камерой высшего уровня сложности.

При разработке аппарат получил индекс 15.

Зенит-15Экспериментальный Зенит-15, о котором идет речь прямо сейчас, не нужно путать с Зенитом-15, который выпускался несколько позже на БелОМО. Это совершенно разные аппараты.

ТТХ новой камеры в очередной раз планировались сногсшибательными. Аппарат обещал серьезный экспортный потенциал.

Да, в то время советские фотоаппараты уверенно шли на экспорт и пользовались популярностью за рубежом.
С расчетом на экспорт, помимо технически обоснованных нововведений, конструкторы также старались обойти существующие чужие патентные права и потому вносили, скажем так, юридические изменения в конструкцию. С т.з. техники смысл этих изменений бы уже не очень очевидным.

В итоге изменений накопилось очень много. Это и делает аппарат таким необычным.

Затвор 15-й унаследовал от 7-го. Перспективный, но капризный узел затвора седьмого Зенита был уже достаточно «допилен» к тому времени.

Для нового аппарата предполагался меньший набор выдержек, что снижало нагрузку на конструкцию.

Но это не все. На Зените-15 затвор повернули на 90 градусов. Шторки нового аппарата ходят вертикально. Снизу-вверх.

Что это дает? По вертикали кадр короче в полтора раза, значит при той же выдержке шторке нужно двигаться с меньшей скоростью.

Еще больше снизилась нагрузка на конструкцию. Выросла надежность затвора при отличных характеристиках.

Необычное расположение затвора само по себе предполагало перемещение некоторых органов управления с привычных мест на корпусе, но тут такое ощущение, что конструкторы вошли в раж.

Но об этом попозже.

Сильно изменилась форма корпуса. Аппарат стал выше и приобрел практически симметричный вид. Пентапризма была помещена в невысокую прямоугольную надстройку.

Впервые на отечественных зеркалках внешние покровы корпуса стали полностью пластиковыми. Причем, внутренний металлический каркас, естественно был. Все критичные к прочности делали, включая курок, были металлическими.

Кроме того, конструкторы пошли дальше и внедрили на 15-м Зените то, чего так и не получил 7-й — экспозамер. Причем, сразу внутрикамерный (TTL).

Индикацию сделали не стрелочную, как на Киеве-15, а с двумя микролампочками (!!!)

Аппарат с экспозамером на стадии разработки нарекли «Зенит-15ВС-полуавтомат».

«ВС» значит «Внутреннее Светоизмерение», а «Полуавтомат» — режим экспозамера, в котором экспонометр сопряженный, правильность экспозиции определяет автоматика, при отклонении от оптимума автоматика подсказывает, нужно света больше или меньше, но меняет настройки сам фотограф.

Проводя аналогии с современными аппаратами, советский полуавтоматический режим больше всего напоминает режим М.

В серию пошел именно Зенит-15ВС, но с именем Зенит-16.

Кроме перечисленного, новые аппараты имели еще несколько не столь заметных на первый взгляд, но существенных новшеств.

Например, штатный «горячий башмак» впервые появился именно на Зенит-16. Еще был оригинальный счетчик кадров и необычная скоростная система зарядки пленки.

Не то, чтобы во всех этих вещах был великий смысл. Думаю, тут просто имело место желание сделать по-новому максимально много.

Давайте рассмотрим Зенит-16 предметно.

Зенит-16 Полуавтомат

Фотоаппарат Зенит-16 Полуавтомат выпускался на КМЗ с 1972 по 1977 год.

Выпущено этих камер было не очень-то много. Всего около 11 тыс. штук. Для советской фото-индустрии это совсем скромно..

Штатный объектив — Гелиос-44М 2/58.

Крепление объектива — резьба М42×1. Рабочий отрезок — 45,5 мм. Поддерживается моргающая диафрагма.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с вертикальным ходом. Отбивает выдержки: 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В.

Длинных выдержек поменьше, чем у Зенита-7, но все равно — очень достойный набор для того времени.

Синхронизация вспышки на 1/125 и на всех более длинных выдержках — великолепный показатель.

Интересно, что на самих камерах выдержки синхронизации никак вообще не помечались.

Фотоаппарат оборудован горячим синхроконтактом. Автоспуска Зенит-16 лишен.

Размер поля изображения видоискателя — 22×33 мм

Тип фокусировочного экрана — линза Френеля с матовым кольцом и микрорастром.

Вес моего экземпляра без объектива 626 грамм.



Элементы управления:

Несколько слов о дизайне в целом. Корпус камеры снаружи целиком пластмассовый. Пластмасса выглядит более или менее качественной.

Обводы корпуса состоят из прямых, рубленных линий. При этом, форму корпуса нельзя назвать простецкой. Напротив, видно, что над дизайном работали, а нарочитая прямолинейность — это такая «фишка».

Большая часть корпуса текстурирована для более надежного хвата. Задняя крышка оклеена кожзаменителем, а на всех сторонах основного корпуса текстура нанесена на пластмассу.

Интересно, что текстура на корпусе охватывает всю его верхнюю часть, включая горизонтальные боковые части, а внизу оставлена гладкая полоса. Обычно было наоборот.

Собран корпус хорошо. Панели подогнаны плотно, не люфтят.

В целом, внешний вид аппарата, помимо, удивления, конечно, вызывает приятное впечатление. Хотя мне лично кажется, что задумка была не во всем удачной.

P8284520Над объективом Зенита-16 красуются 2 слова — «Зенит» и «Полуавтомат».

Индекс 16 нанесен на левой части корпуса и существенно ниже.
P8284528Справа от объектива довольно низко помещена кнопка репетира диафрагмы. Она же включает экспозамер. Свет измеряется на рабочем значении диафрагмы.

Еще ниже на боковой стенке шахты зеркала находится гнездо проводного синхроконтакта.
P8284522Сзади, конечно имеется глазок видоискателя. Чуть правее него расположена…. Кнопка спуска!

Да, у Зенита-16 кнопка спуска сзади. Я таких примеров больше не помню!
P8284533Спуск имеет недлинный и довольно мягкий ход. Автоматика моргающей диафрагмы устроена так, что на толкатель передается не усилие от нажимаемой кнопки, а усилие пружины спускаемого затвора.

Очень оригинальное решение, но на мой вкус это довольно неудобно.
Хват аппарата одной рукой теряет всякую надежность. Его просто невозможно зафиксировать, т.к. большой палец не сжимает корпус, а лежит на кнопке.

Еще правее — на стыке края дверцы и основного корпуса видно окошко счет