Фотоаппарат Старт обзор и инструкция

P2133078Старт — камера интересная и неоднозначная. Как, собственно, и весь советский фотопром. Но обо всем по порядку.

На дворе конец 50-х. Начинается золотое время советского фото. Конструкторская мысль в СССР идет в ногу со временем, иногда это самое время даже опережая на немного. КМЗ уже выпустили несколько удачных зеркалок.
Спрос массового любителя более чем удовлетворен отличным Кристаллом. Отчего б не сделать фотоаппарат для профессионалов? А легко!

Новый фотоаппарат предназначался прежде всего для репортеров. В том числе, конечно и для спортивных. Отсюда и название — Старт.

Фотоаппарат задумывался как весьма продвинутый, с отличным набором характеристик и опций. Что в итоге получилось? Сейчас узнаем.

Фотоаппарат Старт

Старт производится на КМЗ в 1958-64 гг. Было выпущено около 77 тыс. экземпляров этого аппарата.

Фотоаппарат получил ряд передовых по тем временам ТТХ. Это была реальная заявка на профессиональную камеру.

В качестве штатного объектива — впервые увидел свет Гелиос-44 2/58. Сейчас эта оптическая схема всем набила оскомину. Но тогда — это был прорыв.

Причем объектив был с прыгающей диафрагмой! 1958 год, на секундочку.

Крепление объектива — байонет Старт ни с чем не совместимый.

P2133111Конструкция байонета представляет собой накидную гайку на корпусе камеры. В процессе фиксации объектив не проворачивается совсем.

При установке он вводится в пазы байонета сразу в рабочем положении. После этого гайка байонета проворачивается и объектив фиксируется.
Рабочий отрезок — 42 мм. Короткий рабочий отрезок дает возможность комфортного использования различных переходников.

Затвор — матерчатый, шторно-щелевой с горизонтальным ходом. Отбивает выдержки: 1, 2, 4, 8, 15, 60, 125, 250, 500, 1000, В. Отличный набор.

Старт оборудован проводными синхроконтактами под два типа вспышек, а также автоспуском.

Пентапризма у Старта — съемная. В то время это считалось важной опцией и обязательным атрибутом профессиональной фототехники.

Размер поля изображения видоискателя — 22×33 мм или 85% площади кадра. По тем временам — очень и очень достойно.

Увеличение окуляра — 5Х.

Фокусировочные экраны были сменные! Вау! Фотографу предлагался выбор между клиньями Додена и матовым стеклом.

Аппарат вышел увесистым. 700 грамм без объектива. А со штатным Гелиосом — так и вовсе 920.

Элементы управления:

P2133079Первое, что бросается в глаза даже при беглом осмотре Старта — это массивная «пристройка» справа от объектива, похожая на спаренный с танковым орудием пулемет..

Так конструкторы реализовали спусковую кнопку. Да, она расположена спереди, а не сверху, как более типично.
Почему весь этот узел такой крупный? Все дело в том, что штатная оптика Старта оснащена прыгающей диафрагмой с необычным приводом.

Прыгающая диафрагма значит, что фокусировка всегда происходит при полностью открытой диафрагме. А до рабочего значения она закрывается только в момент нажатия на кнопку спуска. Для закрытия диафрагмы не нужны никакие отдельные манипуляции с объективом. Нужно только нажать на кнопку спуска.

Сейчас все это давно стало нормой. Но по тем временам это был прорыв.

Так вот на Старте кнопка спуска, по сути, расположена на объективе. Ну не сама кнопка спуска, а ее удлинитель с клавишей. Этот удлинитель механически связан с объективом и снимается вместе с ним.

При нажатии на клавишу – в первую очередь ее движение передается на механизм, закрывающий диафрагму в объективе и лишь потом, толкатель, обращенный к камере — нажмет, собственно, на кнопку спуска аппарата.

Объективная клавиша вынесена довольно далеко вперед. Давить ее нужно указательным пальцем и для этого приходится ощутимо им тянуться.

Ход кнопки длиннющий. И усилие, требуемое для нажатия — меняется по ходу движения. Все это делало Старт сильно подверженным эффекту «шевеленки».

P2133117Конструкторы предполагали, что оптика с таким хитрым устройством может оказаться не очень распространенной и поэтому предусмотрели использование со Стартом и обычных объективов с резьбой М39. Для этого в комплект к аппарату шел переходник с резьбы М39 на байонет Старт.
P2133115Замечательное решение, особенно учитывая, что никаких иных объективов, кроме штатного к Старту не выпускалось……
P2133113С нештатным объективом на кнопку спуска нужно давить уже на самом аппарате. Эта кнопка небольшая, но тоже немного вынесена вперед от корпуса. Конструкторы не забыли даже снабдить ее резьбой под спусковой тросик. А пользоваться ею, строго говоря, даже удобнее.

Конечно, с объективом М39 пользователь терял прыгающую диафрагму.

Кроме всего описанного, спереди у Старта имеются два гнезда синхроконтактов слева, а также рычаг завода и кнопка старта автоспуска — справа.
P2133084Сзади — только окуляр видоискателя.

Видоискатель у Старта отличный. Картина смотрится просто огромной и очень светлой. Кружок с клиньями Додена — крупный и сами клинья не темнеют практически при недостаточном освещении.
После общения с подобными системами фокусировки у Зенитов — видоискатель Старта вызывает реальный шок. Почему в 58-м это могли делать, а в 90-х — нет?

А вот зеркало у Старта — «залипающее». Жалко. Но не делали тогда других еще. Зеркало опускается только при взведенном затворе. При спущенном затворе зеркало поднято и в видоискателе ничего кроме темноты не видно.

P2133089Снизу —штативное гнездо (по оси объектива) и замки съемной задней крышки. Да, крышка не откидная, а съемная.

Интересно, что конструкция замков такова, что в открытом положении их откидные рукоятки невозможно сложить в парковочное положение. Т.е. фотограф всегда в курсе, что крышка не заперта и непонятностей не произойдет.
P2133085Сверху у Старта имеются:
— головка обратной перемотки с памяткой типа и чувствительности пленки;
— головка резака пленки;
— съемная пентапризма;
— головка выдержек;
— кнопка отключения затвора;
— головка взвода затвора и транспортировки кадра, снабженная курком и счетчиком кадров.
Сразу переходим к резаку. Не знаю, как для кого, а по мне — феерическое устройство.

P2133101Если головку открутить и потянуть наверх, то она вытянет за собой металлический шток около миллиметра толщиной.

А внутри аппарата поперек пленки проедет серпообразный резак. Пленка будет разрезана.
P2133099P2133097
Что это нам дает? А вот что. Допустим, мы зарядили в аппарат новую пленку. Отсняли 5 кадров и срочно хотим делать с них фотокарточки. Мы ведь репортеры. Засняли сенсацию и срочно ее в тираж.

Что делать с оставшейся пленкой? Придется ею пожертвовать, хотя и жалко и выдают ее на работе строго по нормам, между прочим.

Старт предлагал фотографу поступить так:

1. Отснятый «хвост» не открывая камеру отрезать;

2. Намотать его в принимающую кассету;

3. Открыть камеру и забрать материал в проявку;

4. У неиспользованной пленки подрезать конец, заправить его в новую принимающую кассету, закрыть камеру, перемотать засвеченные кадры и снова гнаться за сенсациями.

Все просто и вместо всей пленки мы потеряли всего несколько кадров.

P2133109Для того, чтобы снять пентапризму нужно сдвинуть ее назад. Операция очень простая. Вместо пентапризмы можно поставить шахту. Но шахты у меня нет — показать не могу.
P2133091Вот головка выдержек — вызывает некоторое разочарование. Имеем традиционную историю — выдержки можно менять только при взведенном затворе, а при не взведенном — не только нельзя ничего менять, так еще и не понять какая выдержка, собственно, выставлена.
Если вдуматься, то ничего необычного тут нет. Фотоаппараты, у которых выдержки можно менять независимо от взвода затвора тогда существовали. Но они имели куцый набор выдержек. А Старту дали набор отличный. С этим набором Старт унаследовал и недостаток таких систем установки выдержки.

P2133096Как уже говорилось, чтобы зарядить пленку, нужно снять заднюю стенку. Для этого нужно открыть 2 поворотных замка на нижней панели корпуса.

Отношение к камере.

Для меня, Старт — фотоаппарат контрастов.

Я даже не буду сейчас сетовать на залипающее зеркало и невозможность менять выдержки при невзведенном затворе.

Да, это неудобно, но в те времена это было нормально. И в СССР нормально и на западе.

Аппарат вышел отличный для своего времени! А в чем же контраст?

А в том, что камера получилась ненадежная и часто выходила из строя. Не поручусь за 100% точность, но не исключено, что именно в виде Старта советский фотолюбитель впервые получил аппарат как-бы высокого уровня, но с низкой надежностью.

Увы, этот тренд низкой надежности мало-мальски сложной техники, едва сформировавшись — так и стал мэйнстримом. Сколько не пытались его сломать — так и не удалось.

Низкая надежность несовместима с понятием профессиональной фотоаппаратуры и поэтому в Союзе ни разу не удалось выпустить профессиональную камеру. Не от нехватки передовых идей, а от неспособности довести эти идеи до ума…….

Со Стартом пользователи впервые получили камеру, для которой невозможно достать сменную оптику. Не сложно (легко в Союзе не доставалось ничего), а именно невозможно. Ведь к Старту не выпускали ничего, кроме штатного объектива. Счастье еще, что были переходники.

Потратить немалые средства на разработку байонета и не продать ничего населению — это по нашему………..

Вот такие контрасты. Камера сам по себе отличная, а в рамках системы — первый и, увы, не последний провал.


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

0001020304050607080910111213141516

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.