Фотоаппарат Москва-5 обзор и инструкция



P5253734Мы начинаем рассматривать советские среднеформатные фотоаппараты и поэтому снова ненадолго возвращаемся в 50-е.

Тридцати пяти миллиметровая фотопленка для узкоформатных фотоаппаратов именуется «тип 135». А среднеформатную пленку обозначают как «тип 120». Существует также вариант с большей длинной — «тип 220».
Среднеформатная пленка существенно шире привычного нам 135-го типа. Ее ширина 61,5 мм — почти вдвое больше. Эта пленка не имеет перфорации.

Для среднеформатной пленки не применяются кассеты — только катушки. Тем не менее, пленку можно заряжать на свету. Все потому, что витки пленки на катушке на всю длину проложены полосой черного непрозрачного бумажного ракорда.

Среднеформатная пленка позволяет делать кадры форматом от 45×60 мм до 60×90 мм. Также интересно, что некоторые фотоаппараты позволяют менять размер кадра.

Пленка типа 120 была внедрена фирмой Kodak еще в 1901 году, а узкоформатная пленка стала применяться для фото только в 1934 году.

Несмотря на то, что использовать более компактную пленку, безусловно, удобнее, средний формат не вытеснен узким полностью до сих пор.

Все дело в том, что разрешение кадра с большим физическим размером, естественно, значительно выше. Это было справедливо в 30-г годах 20-го века, справедливо и сегодня, в 21-м веке. И для цифровых матриц — тоже справедливо, кстати.

Фотоаппараты Москва создавались на основе немецкой камеры Zeiss Super Ikonta C 6×9 Folde. Технологии и документация были получены СССР в счет репараций.

Линейка начала производиться с 1946 года и включает модели, соответственно, Москва-1, -2, -3, -4, -5.

Я расскажу о последней модели — Москва-5, которая является наиболее технически совершенной.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Москва-5

Москва-5 — это «гармошка». Внешний вид камеры навивает мысли о совсем уж далекой древности.

Между тем, выпускалась эта Москва с 1956 по 1960 годы. Это, конечно, очень давно, но в том же 56-м начали выпускаться Зоркий-4 и Зенит-С.

Аппараты не то, чтобы современные, но вполне себе классического вида.

Производились все модели Москвы на КМЗ, и конкретно пятой модели было выпущено около 216 тыс. штук.

Москва-5 — фотоаппарат дальномерный, причем окошко дальномера не совмещено с видоискателем. База дальномера 65 мм.

Объектив несъемный Индустар-24 3,5/105 с однослойным просветлением. Для среднего формата 105 мм это нормальный объектив. ЭФР для 35-мм пленки будет примерно 58 мм.

Предел закрытия диафрагмы — f32. Как говорится, «ого-го!»…

По имеющейся информации, объектив вполне пристойный, но им рекомендовано снимать с дистанции более 3-х метров. Благо, большой запас по разрешению легко позволял делать кроп при печати фотографий.

Собственно, аппараты типа Москва рекомендовались для съемок больших групп людей и пейзажей.

Затвор центральный и имеет собственное имя — Момент-24С. Отбиваются выдержки 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, В. Второй раз «ого-го!». Чудесно для 56-го года.


Аппарат оборудован проводным синхроконтактом и механизмом автоспуска.

Вес моего экземпляра 870 грамм.

Элементы управления:

Москва-5 — аппарат с необычной компоновкой, поэтому самую насыщенную деталями сторону — переднюю — мы оставим на потом.

P5253739Сзади у Москвы-5 находятся:
— круглый глазок дальномера;
— прямоугольное окошко видоискателя;
— два круглых окошка с красными стеклами — на съемной задней крышке.
Видоискатель Москвы-5 не совмещен с дальномером. Поэтому, для фокусировки — гладим в окошко дальномера, для кадрирования — глядим в видоискатель.

Дальномер дает круглое, маленькое, темное и довольно мутное изображение.

Все было бы немного печально, если бы этот аппарат не был бы адаптирован для съемки с фокусировкой на гиперфокальном расстоянии.

Интересно, что в работе дальномера задействован откидной «целик», именуемый в инструкции «компенсатор». Этот компенсатор — самая важная и сложная часть дальномера.

Оба окошка дальномера, что расположены в корпусе камеры — смотрят всегда ровно вперед. Поля их зрения без компенсатора не совпадают.

Однако, правое окошко дальномера смотрит на мир через компенсатор. При фокусировке в компенсаторе вращаются одновременно и в противоположные стороны две линзы. При этом меняется оптическая схема компенсатора и он смещает поле зрения правого окошка дальномера.

Т.е. компенсатор выполняет тут же функцию, что и подвижное зеркало в традиционных фото-дальномерах.

К видоискателю никаких претензий. Картинка некрупная, но очень светлая.

Окошки на крышке служат для контроля номера кадра. Традиционного счетчика кадров у аппарата нет. Но на среднеформатной пленке номера кадров нанесены прямо на бумажный ракорд.

Эти номера и видно в окошечки на крышке. Для предотвращения засветки, окошки забраны красными стеклами, и, кроме того, закрыты сдвижными заслонками. Чтобы открыть заслонку нужно сдвинуть влево довольно элегантный поводок.

Окошек две штуки потому, что Москва-5 умеет делать кадры формата 60×60 мм и 60×90 мм.

Чтобы перейти на размер 60×60 мм, в фильмовый канал вставляется специальная рамка, входящая в комплект аппарата.

На пленку типа 120 входит 12 или 8 снимков в зависимости от выбранного размера кадра.

На крышке внутри есть переключатель, который в зависимости от выбранного размера кадра позволяет открыть только одно окошко с номером кадра. Второе — блокируется. Таким образом, путаницы не возникнет.

Головка перемотки пленки не имеет стопора. Это значит, что перемотку нужно осуществлять визуально контролируя в окошке появления номера следующего кадра! При появлении номера нужно просто прекратить перемотку.

Интересно, что формат изображения видоискателя тоже настраивается под заданный формат кадра. Прямо над видоискателем на верхней панели аппарата имеется ребристый диск. Он меняет поле зрения видоискателя на прямоугольное или на квадратное.

P5253746Снизу у аппарата находится штативное гнездо (по оси объектива) и 2 пружинных фиксатора катушек.

Замок крышки расположен на правом торце. Крышка съемная.
P5253743На верхней панели Москвы находятся слева направо:
— головка перемотки пленки, верхняя часть которой отдана под памятку типа и чувствительности пленки;
— кнопка спуска;
— маленькое отверстие-индикатор готовности кадра к съемке;
— кнопка открывающая переднюю крышку при раскладывании фотоаппарата в рабочий режим;
— переключатель формата кадра в видоискателе.
Головка перемотки расположена слева. Пленка в Москве-5 движется справа-налево.

У этого аппарата взвод затвора и транспортировка кадра — это отдельные операции.


Кнопка спуска — тоже слева. Вот это обстоятельство с непривычки сильно напрягает.

У Москвы-5 можно спустить затвор двумя способами. Кнопкой, о которой идет речь и клавишей около объектива. Клавиша это тоже слева, но с учетом вытянутой вперед формы аппарата, пользоваться ей, пожалуй, удобнее, чем кнопкой.

Переходим к передней панели.

P5253738В верхней ее части находится окошко видоискателя и два глазка дальномера.

Но в разложенном состоянии все внимание, конечно, приковывают — массивная крышка, откинутая влево, блестящие рычаги, выдвигающие гармошку и сама гармошка.
P5253771В фокусировке гармошка не участвует. Ее единственная функция — делать аппарат складным.
P5253752Фокусировка осуществляется вращением специального ребристого колеса. Его вращение передается и на объектив и на линзы компенсатора.

Это колесо хорошо видно на фото.
P5253748Затвор представляет собой единый блок с объективом, поэтому все органы управления сконцентрированы в передней части аппарата очень плотно.

Шкала дистанций нанесена на самом переднем срезе объектива. Контроль дистанции осуществляется по треугольному индексу — прямо под фокусированным колесом.
Чуть ближе камере вокруг объектива помещен погон черного цвета. На правой его части нанесена шкала ГРИП.

P5253758На левой части погона нанесена шкала диафрагм. Погон неподвижен, а управляется диафрагма перемещением никелированной стрелки-указателя. Доступ к стрелке затруднен крышкой аппарата.

Как уже говорилось, Москва-5 адаптирована для съемки на гиперфокальном расстоянии. У этого аппарата есть то, чего не хватает буквально на всех советских шкальниках — две красные точки.
Одна точка расположена на шкале диафрагм между f11 и f16.

Вторая — на шкале расстояний между 8 и 15 метрами.

Выставив параметры по красным точкам мы получаем фокус на ГФР, который обеспечивает нам резкость от 4,5 метров и до бесконечности.

Отвлекусь на секунду и обращу внимание на то, как филигранно изготовлены все элементы управления. Шкалы — нанесены не краской, нет. Все линии — это канавки в металле.

Погон со шкалой диафрагм и ГРИП — залит черной глянцевой глазурью (или что это за материал?). А циферки — выступающий над глазурью никелированный металл. Очень красиво!

P5253756Еще ближе к камере вокруг объектива расположен еще один погон. На нем нанесены значения выдержек. Это погон вращается и снабжен для этого накаткой. Риска для контроля выдержки продолжает индекс расстояний.
P5253753Под объективом справа находится рычаг взвода затвора. Чтобы взвести затвор, рычаг нужно за ребристую головку поднять вверх, где он зафиксируется. При спуске рычаг возвращается вниз.

Тоже под объективом, но уже слева – находится клавиша спуска с черной пластиковой лапкой. Ход ее вертикальный снизу вверх.
Синхроконтакт помещен на корпус затвора снизу.

P5253760Хочу отметить, что на откидной крышке аппарата имеется небольшой откидной упор, который позволяет установить аппарат ровно на плоской поверхности в вертикальной ориентации. Это полезно, например, при использовании автоспуска.

На этой же откидной крышке имеется второй штативное гнездо! С его помощью камеру можно закрепить на штативе в вертикальном положении.
Вроде мелочи, а приятно.

P5253762Закрывается Москва-5 несложно, но нужен небольшой навык. Главное не забыть предварительно сложить компенсатор.

Затем нужно нажать на диагональные рычаги и сдвинуть их по направляющим немного к камере. Крышка при этом начнет закрываться, а гармошка – складываться.
Теперь нужно подправить объектив так ,чтобы он «поднырнул» левым краем под крышку и тогда крышка без проблем закроется полностью и зафиксируется.

P525376520170603_171923
В сложенном состоянии Москва-5 — очень компактна. На фото справа вид сложенной гармошки изнутри аппарата.

Отношение к камере.

Москва-5 относится к тем камерам, которые меня поразили при знакомстве с ними. У неподготовленного энтузиаста внешний вид Москвы, ее гармошка — сразу настраивают на снисходительное отношение к предметам дремучей древности.

Но сразу, как только начинаешь изучать аппарат, поражаешься на сколько он продуман и по своему совершенен.


Увы, но Москву сейчас уже вряд ли можно считать актуальным аппаратом для фотографирования. Но удивлять своими решениями камера продолжает и сейчас.

Чего только стоит перемотка пленки с визуальным контролем границ кадра по двум окошкам? Это нельзя считать очень уж продвинутым решением, но как необычно!

А оптический компенсатор в дальномере? Я такого нигде больше не видел.

А переключение границ кадра в видоискателе? Да это просто hi-tech для 50-х то!

А с какой любовью выполнен узел объектива с затвором?

В общем, Москва-5 — это великолепный образец раннего советского фотопрома. Камера красивая и очень необычная.

Подходя со строго практической точки зрения — расположение всех органов управления так нетипично, что привыкаешь ко всему этому нескоро. Сложно даже сказать, в каком положении камерой удобнее пользоваться — в вертикальном или горизонтальном. Боюсь, что человеку, непривычному к Москве — будет неудобно в любом. :о)

На этом у меня все. Удачи!

Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Вам может также понравиться...

комментариев 8

  1. Аноним:

    У меня Москва-2. И сложилось глубокое впечатление, что он для левши. А за гиперфокальные метки отдельное спасибо

  2. Святослав:

    Мне больше нравится Москва-2/4. Синроконтакт на такой камере не очень-то и нужен (репортаж ею, что ли, снимать?), дырка 3.5 на практике не сильно отличается от 4, а видоискатель однозначно лучше, хоть и приходится его всякий раз открывать – закрывать. Все же перечисленные вами эстетские прелести Москвы достались ей от немецкого родителя. Это вообще фирменная черта немецких камер – их приятно деожать в руках, на них приятно смотреть. Видно, что автор дизайна продумывал каждую мелочь, чтобы камера понравилась пользователю. У меня есть довоенная Super Iconta (кстати, с дыркой 3,5), есть пластиночная AGFA 9×12 и такого же формата Ideal с ранним ещё Компуром образца 1912-го года. И уже на нём диапазон выдержек 1 – 1/250. И стоит ли удивляться такому же диапазону на дальнем наследнике того же Компура? Собственно, он был почти стандартным для центральных затворов того времени. Не, конечно, была ещё Смена с подрезанным снизу рядом, но всё же это камеры совершенно разного уровня.
    И небольшая поправка про компенсатор. В нём стоят не линзы, а призмы. Две тоненьких призмы с совсем крохотными углами преломления, которые выставлены и вращаются так, чтобы взаимно компенсировать действие друг друга в вертикальной плоскости, и чуть отклонять луч по горизонтали в зависимости от установки объектива.

  3. Саша:

    Хочу попробовать поснимать на этот аппарат на улице, в паре с современными студийными вспышками через радиосинхронизатор. В тёмное и пасмурное время. Очень интересно что получится из этой затеи. Вспышки хочу записать от автомобильного аккумулятора, через инвертор 12 вольт в 220. Подходит даже самый слабый и компактный инвертор от фирмы Dexp, его силы хватает даже на запуск моделирующей лампы вспышки.

  4. Виктор:

    На форумах нелестно отзывались об оптике. Надысь посканировал старые пленки с нее – действительно ни одного резкого кадра. Может объектив такой, может дальномер, но факт налицо.

  5. Аноним:

    Вызывает недоумение то, что при всей своей относительной профессиональности у аппаратов семейства не предусмотрена резьба для светофильтров. Для профессиональной съёмки пейзажей они бы уж точно пригодились.

    • Аноним:

      Беру слова обратно. Недавно заметил на авито москву-5 с нерезьбовым фильтром, насаживающимся на объектив. Всё таки были значит фильтры для неё.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *