Фотоаппарат Любитель-166 обзор и инструкция



P8314708Сегодня мы рассмотрим среднеформатный двух-объективный (TLR) фотоаппарат Любитель-166.

На моем сайте есть уже статья о похожей, но немного упрощенной камере — Любитель-166В.

В ней я немного рассказываю о принципе работы и о некоторых преимуществах TLR-систем.

Сейчас повторяться не буду, но рекомендую ознакомиться со статьей по ссылке. Там же будет и краткая история фотоаппаратов Любитель.
А мы сразу перейдем к герою сегодняшнего обзора.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Любитель-166

Любитель-166 это самая технически сложная модель, среди всех советских Любителей. Можно было бы сказать и «самая технически совершенная», был бы 166-й более надежным.

Увы, именно из-за низкой надежности, от производства 166-х отказались в пользу более простых моделей -166В и -166У.

Из-за чего весь этот сыр-бор?

У Любителя-166 перемотка кадра сблокирована со взводом затвора, а для спуска есть полноценная удобная клавиша. Имеется также и счетчик кадров.

Напомню, у модели Любитель-166В, взвод затвора и перемотка кадра – это две отдельные операции, чтобы спустить затвор нужно аккуратно подцепить ногтем маленький рычажок, а номер кадра контролируется через окошечко в задней стенке по номерам, нанесенным на подложку пленки.

Вот все эти механизмы и не получилось «довести до ума».

Но, обо всем по порядку.

Любитель-166 выпускался на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) в 1976-1981 годах. Всего этой модели выпустили около 70 тыс. штук. Это немало, но и немного по советским меркам.

PA235213Съемочный объектив — несъемный Т-22 4,5/75. Просветленный. Триплет. Три линзы в трех группах. Светосильным объектив никак не назвать. Предел диафрагмирования — f22.

Для среднего формата ФР 75 мм – это примерно как 40 мм для современной полнокадровой зеркалки.
Объектив видоискателя – однолинзовый 2,8/75. За счет большей светосилы, теоретически в видоискателе проще определять факт наведения фокуса. И светлее картинка и ГРИП уже.

Аппарат рассчитан на среднеформатную пленку тип 120. Формат кадра 60х60 мм.

Затвор центральный междулинзовый. Отбивает выдержки 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.

Аппарат имеет скобу для вспышек с центральным синхроконтактом. Проводной синхронизации нет.

Механизма автоспуска Любитель-166 не имеет. Это, пожалуй, единственное, чем он уступает версии -166В.

Вес моего экземпляра 620 грамм.



Элементы управления:

Корпус аппарата по форме приставляет собой параллелепипед. В горизонтальном сечении форма корпуса близка к квадратной.

Элементы управления разбросаны по всем граням.

P8314710Сзади у Любителя-166 имеется только памятка чувствительности и типа пленки. Красного окошечка для контроля движения пленки нет. Зато, этой модели есть покадровая блокировка протяжки и классический счетчик кадров.

Сзади же в верхней части корпуса находится защелка замка, запирающего заднюю крышку аппарата.
P8314711Перематывать отснятый кадр нужно головкой на правом торце камеры. Головка довольно крупная и ухватистая. Вращать головку положено по часовой стрелке. Обратный ход блокируется храповиком. Одновременно с перемоткой взводится затвор.

Понятное дело, это гораздо удобнее отдельных операций.

На правом же торце расположено небольшое окошко счетчика кадров.
P8314713На левом торце помещена скоба для вспышек с центральным синхроконтактом и два фиксатора катушек — единственный от принимающей и левый от подающей.

Так и хочется сказать, что у модели Любитель-166 сихроконтакт СТАЛ центральным. Но все дело в том, что он БЫЛ таковым. 166-я модель выпускалась раньше, чем –166В.
P8314729Крепление вспышки сбоку выглядит довольно необычно. Хотя, по идее, такое расположение вспышки должно давать неплохое расположение теней.
P8314723Снизу — штативное гнездо строго по центу камеры. Еще нужно обратить внимание на наличие выраженных ножек для установки камеры на горизонтальную поверхность.
P8314725Верхний торец занят шахтой видоискателя.

В «походном» положении шахта сложена и практически не выступает над корпусом. Защелка шахты находится ближе к заднему торцу, рядом с защелкой крышки аппарата. Важно по запарке их не перепутать :о).

При раскладывании шахты — ее стенки поднимаются за счет пружинок по очереди. Вначале — передняя стенка, потом задняя и, наконец, две боковых.
Смотреть в шахту нужно вертикально вниз, удерживая при этом аппарат примерно на уровне груди.

Картинка в видоискателе очень большая и очень светлая, но на этом достоинства заканчиваются.

Картинка перевернута справа налево. С непривычки ОЧЕНЬ сложно навести аппарат точно на цель, т.к. картинка движется в противоположную сторону движению аппарата.

Видоискатель сильно критичен к тому, на какой дистанции от глаз он находится, под каким углом в него смотрит фотограф и вертикален ли сам аппарат.

Попытки отладить картинку в видоискателе сильно отвлекают от собственно сюжета съемки.

P8314724В центре видоискателя расположен матовый круг. Лично для меня, навести фокус по видоискателю Любителя — крайне сложно. Причем, специальная откидная лупа, на мой, взгляд, особо не помогает.

В общем, система экзотичная и не очень практичная.
P8314726Для тех, кто не смог побороть такой способ фокусировки конструкторы оставили подарок.

В задней стенке шахты имеется небольшое прямоугольное отверстие. А центральную часть передней стенки можно откинуть вовнутрь шахты. Так получается простой, но надежный рамочный видоискатель.

Конечно, ни о какой фокусировке тут речь уже не идет. Но конструкторы и об этом позаботились.

Шкала диафрагм и шкала дистанций Любителя имеют специальные белые точки. Если выставить все по ним, то аппарат будет сфокусирован на гиперфокальное расстояние. В фокусе будет все пространство от 4,5 метров и до бесконечности.
При этом, конструкция объектива такова, что именно примерно с этого расстояния он начинает давать достойную картинку. Ближе — будут достаточно сильные искажения.


И именно с этой дистанции параллакс перестает заметно влиять на компоновку кадра.

В общем, Любитель — это все-таки скорее шкальный фотоаппарат, заточенный на ГФР и с опцией зеркалки.

P8314709Основные органы управления расположены на передней панели Любителя.

В первую очередь видны два объектива. Объективы сцеплены вместе зубцами как шестеренки. Вращение одного передается на другой. Таким образом, фокусировка обоих происходит одновременно.

Зубцы шестеренок выполняют роль накатки. Вращать комфортно любой из объективов.
PA235210Шкала дистанций видна в прорези над верхним объективом. Интересно, что расстояния на шкале отбиты теми же числами, что и обозначаются диафрагмы. 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11 метров.
Я такого ранее не припомню и никакого объяснения этому решению в инструкции не нашел. Если вы знаете, почему сделано именно так — пишите в комментариях.

Белая точка чуть дальше 8 метров.

На аппарате нет шкалы ГРИП. Шкала эта приведена только в инструкции.

PA235196Все самое главное отличие Любителя -166 от более простых моделей сосредоточено вокруг нижнего объектива (в него же встроен затвор).

На фото слева Любитель-166, справа – Любитель-166В.

Первое, что бросается в глаза — это относительно крупная клавиша спуска справа в нижней части.
Нажимать ее нужно большим пальцем правой руки. Делать это несравнимо удобнее, чем цеплять ногтем мелкий спусковой рычажок у Любителя-166В.

Выдержка и диафрагма меняются с помощью поводков вокруг объектива. Но у этой модели поводки отнесены друг от друга, что удобнее.

Поводок выдержки как и у Любителя-166В — снизу, а поводок диафрагмы находится в ином месте — слева от объектива.

Оба поводка имеют удобные пластиковые головки. В целом, пространство вокруг нижнего объектива выглядит не так сумбурно, как у модели -166В.

Шкалы выдержек и диафрагм также имеют отличие. Шкалы продублированы, как это сделано, например, у аппарата Смена-8М.

PA235200PA235204
Шкала диафрагм (слева вверху на аппарате, не на фото) имеет дубль в виде шкалы чувствительности пленки (справа снизу), а для шкалы выдержек (справа вверху) есть дубль в виде символов погоды (слева внизу).

PA235203PA235206
Таким образом, новичок может выставить диафрагму исходя из чувствительности пленки, а выдержку — от состояния погоды в диапазоне от «Солнечно» до «Сильно пасмурно».

В итоге, Любитель-166 хотя и, вроде как, старшая модель, но, с другой стороны, — лояльнее к новичкам.

PA235199На фото шкалы фотоаппарата Любитель-166В для сравнения.

Можно заметить, что у 166-го «любительские» шкалы смещены вниз, а «профессиональные» — вверх. Это оправдано. Логика выставления экспозиции по «любительским» шкалам, от чувствительности и погоды — не предполагает частное изменение параметров съемки. Выставил и снимай себе.
Для тех, кто активнее управляет экспозицией шкалы вынесены наверх.

Белая точка находится между f8 и f11.

По мне, так расположение шкал и поводков на 166-м Любителе все-таки неоднозначно с т.з. эргономики. Если Любитель-166В можно просто положить горизонтально на правую руку и глядя сразу на обе шкалы левой рукой двигать полозки, то в случае с 166-м, на камеру нужно смотреть с разных сторон.

Правда, расположение полозков, судя по всему, подбирали так, чтобы менять экспозицию не перехватывая камеру правой рукой.

Поводок диафрагм неплохо ложится под большой палец левой руки, а поводок выдержек двигается указательным и большим пальцам правой. Сам поводок не видно, но шкала с указателем хорошо видна.


В общем, чувствуется, что над эргономикой работали. Хотя, все равно непривычно….

Крышка для зарядки пленки у Любителя откидная на петлях. Откидывается крышка вниз, причем, крышка представляет собой не только заднюю, но и нижнюю стенки камеры. Пленка в аппарате идет снизу наверх, совершая Г-образый путь.

Отношение к камере

Для меня Любитель-166 это в первую очередь еще один пример обратной эволюции фототехники, которая, увы, часто имела место в СССР. 166-я модель была наиболее продвинутой среди двух-объективных советских фотоаппаратов, но сделать ее надежной так и не удалось.

Механизм сблокированной перемотки и взвода затвора (+ счетчик кадров), — оказался слишком сложным и часто выходил из строя.

Именно поэтому Любитель-166 сняли с производства и заменили его моделями Любитель-166В и -166У.

Почему при этом не поменяли числовой индекс, а ограничились добавлением одной буквы – очередная загадка советский фото-истории. Есть множество примеров более сильного изменения названия и при меньших конструкционных отличиях.

Как я уже говорил, если вы хотите попробовать средний формат, то начать с недорогой советской камеры – идея правильная. А Любитель при этом — самое бюджетное решение среди советской среднеформатной техники. И самое компактное. И самое легкое.

Другое дело, стоит ли искать именно Любитель-166 (без букв)?

По моему мнению, – не стоит, т.к. велик риск, что механизмы камеры выйдут из строя очень быстро. Лучше найти упрощенную модель. Такие, к тому же, и найти проще и стоят они дешевле.

Тем более, вряд-ли Любителем вы будете пользоваться долго. Или средний формат «не зайдет» или захочется более совершенной техники.

На этом у меня все. Удачи!

Также предлагаю небольшой ролик 360-видео:


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09

Вам может также понравиться...

комментариев 11

  1. Илья Шалман:

    Шкала расстояний просто повторяет стандартные диафрагменные числа, принятые в своё время с вводом в СССР международных нормалей.

  2. Александр:

    В цифровом индексе 166 “зашифрован” формат кадра 6х6см.
    Вероятно, именно поэтому её и не меняли в следующих моделях.

  3. Степан:

    Здравствуйте!
    Позволю себе пару слов в защиту “Любителя”. Если очень нужно – он может поясной портрет. И он может боке на своих d4,5. Он его даже закручивает. Да, это сложно, это для мазохиста – но возможно.
    Почему на них жмут диафрагму – кажется, понятно. Во-первых – реально сложно фокусировать. Особенно начинающему фотографу – а такие им чаще всего и снимают. Вот люди и страхуются от недофокуса. Вторая причина – убийственное ЛОМОшное качество. Из пяти осмотренных в комиссионке камер, две или три были с перекошенными нижними линзоблоками. Или объективами. По-моему, это заводской брак – а камеры прошли ОТК. Поэтому, кстати, свой нынешний “Любитель” я выбирал с линеечкой и матовым стеклом – вы бы видели глаза продавца…
    Резюмирую свои много букв: хорошо сделанный “Любитель” камера редкая. Но снимает сильно выше ожиданий. Но это сложно и мало кому нужно.

  4. Аноним:

    Белые точки на шкалах позволяют поставить гиперфокал, при такой установке всё, что попадает в дистанции от 4,5 м до бесконечности, получается резким. Что, кстати, при хорошем свете во многих случаях попросту освобождает фотографа от наведения резкости вообще. Мелочь – а приятно. Доделки 166 сводятся к чернению ободков линз объектива, к постановке шторки из черной бумаги между объективом и пленкой и к юстировке обоих объективов. Этого оказывается достаточно для получения на выходе неожиданно классных кадров, в которых “всё на месте”. Геликоиды полезно смазать чем-нибудь густым – тогда объективы не болтаются.

  5. Аноним:

    Жаль в статье не приведен способ зарядки пленки, на всех видео что есть в интернете заряжают именно в буквенную версию и ориентируются по красному окошку.
    Был бы Вам очень признателен за краткую памятку по конкретно этой модели.

    • Аноним:

      хочу добавить что счетчик кадров скорее всего вышел из строя, а опыта у меня в этом не много

    • Виктор:

      В инструкции ж написано.

      • Аноним:

        инструкция написана для рабочего фотоаппарата, однако если не работает счетчик кадров то все наугад.

  6. Андрей:

    В руки попался любитель 166 универсал, случайно нажал на механизм автоспуска, теперь не нажимается затвор. Кто знает, что можно сделать в такой ситуации?

  7. Степан:

    Здравствуйте!
    Исправляю написанное ранее. Пообщался в Сети со знающим человеком и тот, думаю, прав. У Любителей 1,2 – выпуска 50х – скорее всего, заводского брака было мало. А “ужасы” виденные мной – последствия плохого ремонта, либо действительно бракованные камеры, проданные официально с уценкой.
    А вот 166е – увы, да – там уже, как говорится, началось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *