Фотоаппарат Ленинград обзор и инструкция


Ленинград — это фотоаппарат, который не назвать иначе, как аристократичным. Именно такие ассоциации приходят в голову, когда держишь Ленинград в руках.

В дизайне этой камеры нет ничего крикливого или необычного. Ровно также настоящий джентльмен никогда не станет привлекать к себе лишнее внимание.

Но стоит приглядеться и становится понятно — Ленинград — камера особой породы и стати, полная приятных сюрпризов.

С огромным удовольствием делаю ее обзор.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


История создания фотоаппарата Ленинград началась в 1948-49 годах на Ленинградском опытно-механическом заводе (ЛОМЗ) Государственного оптического института (ГОИ).

По имеющимся сведениям базовую концепцию и некоторые чертежи прототипа завод получил от некого немецкого инженера. В этом нет ничего необычного, во многом советская фото-промышленность в послевоенные годы развивалась за счет полученных в счет репараций от Германии оборудования, материалов, технологий.

Тут нужно отметить, что передавались ЛОМЗ в данном случае именно концептуальные идеи, а не серийный образец и изначальный концепт, все-таки очень сильно отличался от финальной реализации. Ленинград нельзя считать копией какого-то конкретного аппарата.

i813BCJAQК концу 1953 года имелось уже несколько образцов прототипа нового аппарата (не оснащенных еще пружинным приводом), проект носил имя «Ленинград» и все материалы его были переданы на ГОМЗ.

На фото один из первых прототипов.
К проекту на ГОМЗ были подключены лучшие инженеры и уже в 1956 году (очень быстро) свет увидели несколько первых опытных образцов.

i0J2T6NK2Leningrad-prototype
Первоначально, помимо пружинного взводного механизма те камеры имели шторный металлический затвор с вертикальным ходом. Крепление оптики было байонетное своеобразной конструкции. Линейка опытной оптики для перспективной камеры имела собственный специальный разъем.

Leningrad-pre-ser-compl
Для присоединения объектива его необходимо выставить на бесконечность, после чего нажать на специальные зацепы-фиксаторы с боков, установить объектив на место и отпустить фиксаторы. Пружинные зацепы распрямлялись и фиксировали объектив. Судя по всему, на фото именно этот образец.

Прототип имел комбинированный коллимированный видоискатель отличного качества.


Данный концепт признали неудачным, и в 1955 году прототип аппарата был полностью конструкционно переработан. Отказались и от металлического затвора в пользу проверенного уже шторного матерчатого с горизонтальным ходом и от байонетного крепления оптики в пользу распространенной резьбы М39. На фото опытный образец 1954 года.

iD4PKR29VЗатвор аппарата отбивал автоматические выдержки: 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, 1/500, 1/1000.
Главной проблемой новой модели было отсутствие мерного валика. Из-за этого межкадровые интервалы никак нельзя было сделать одинаковыми. Ближе к концу пленки расстояние между кадрами могло приближаться к целому кадру. Были также случае наслоения кадров друг на друга, что существенно хуже, конечно.

Еще одной большой проблемой был дальномер оригинальной конструкции, который оказался капризным ненадежным узлом.

Две эти проблемы полностью устранены не были до самого окончания производства аппарата.

iFBS7G48CКо второй половине 1956 года надежность Ленинграда была приведена к неким разумным пределам, а дальномер снабжен юстированными винтами над окном дальномера на верхней панели корпуса и слева от окна дальномера на передней панели.
С 1957 года началось серийное производство, и в его ходе Ленинград претерпел несколько непринципиальных изменений внешнего вида и конструкции.

iQWLPV0G6В 1957 году вышла ограниченная партия аппаратов, посвященная 250-летию города Ленинград. Эта партия комплектовалась красивой многоцветной коробкой, но на самих юбилейных камерах никаких специальных маркировок не ставилось.

Всего в 1957 году было выпущено 5000 аппаратов Ленинград и юбилейными из них были только малая часть.
В 1958 году в Брюсселе проходила тридцатая Всемирная выставка, на которой СССР был широко представлен. Фотопром был частью советской программы и Ленинград на выставку, конечно повезли.

iBOC3GFUHПеред выставкой ГОМЗ провел ревизию конструкции, и решено было укрепить корпус дополнительными двумя винтами. Экземпляры, подготовленные для выставки, были первыми, у которых спереди четыре винта, а не два.

Еще интересно, что специально для выставочных камер ГОМЗ изготовил 40-50 экземпляров объективов Юпитер-8 2/50 собственного производства. Серийные аппараты комплектовались оптикой производства КМЗ, а на выставке решили показать, что «сами с усами». На этом фото именно выставочный Ленинград и если приглядеться видно, что объектив имеет логотип ГОМЗ.

На выставке Ленинград получил «Гран-при», хотя вызвал у публики, скорее, смешанные чувства. Вопрос вызывало несоответствие скорости, с которой можно было отснять Ленинградом пленку и времени, которое нужно на замену кассеты. Чтобы открыть камеру нужно несколько минут, это не совсем типичный процесс.

Смущали людей и неодинаковые межкадровые интервалы.

Нужно также отметить ,что КМЗ на выставке показывал свою Комету, которая смотрелась более прорывной.

Тем не менее, приз был получен.

iMRJXOUQ4В 1957-58 годах предпринимались попытки адаптировать пружинный механизм Ленинграда для непрерывной съемки при зажатой кнопке спуска с регулируемой скоростью 3 или 6 кадров в секунду. Эти модели не пошли в серию и остались штучными прототипами. На фото такой экземпляр. Селектор скорости серийной съемки хорошо виден над рычагод автоспуска.
iPONIPXRPБыла еще одна интересная модификация. В Сети о ней не сказано, что она обладала функцией скоростной съемки, но мой источник, которому я 100% доверяю утверждает, что эта модель модель тоже снимала сериями при зажатом спуске. Обратим также внимание на переднее расположение кнопки спуска.
В дополнение прикладываю несколько уникальных фото Ленинграда этой модели не из сети.

IMG-20190228-WA0005
IMG-20190228-WA0007

IMG-20190228-WA0001IMG-20190228-WA0002IMG-20190228-WA0003IMG-20190228-WA0009
Leningrad-logoПосле Брюссельской выставки, естественно, появились экспортные варианты Ленинграда.


В 1961 годы на Ленинградах изменился ряд выдержек. Новый стандарт предполагал такие числа: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000.

В 1962 году ГОМЗ был переименован в ЛООМП, но новые логотипы появились на аппаратах только к 1964 году. До этого момента скорее всего для сборки использовали выпущенные ранее комплектующие.

Ленинграды с логотипом ЛООМП и экспортными надписями сейчас являются редкостью.

iGTHOOX5BВ 1963 году на ЛООМП началось серийное производство подводных боксов УКП под Ленинград.
i95AOE06AВ это же время вышла небольшая партия аппаратов с пружинным заводом увеличенной мощности до 36 кадров, правда до рядовых покупателей они не дошли. Все отправились в оборонные ведомства.
Нумерация аппаратов Ленинград имеет несколько особенностей.

До 1958 года нумерация была шестизначной и первые две цифры означают год выпуска. Оставшиеся 4 цифры позволяют пронумеровать 9 999 аппаратов за год.


После признания в Брюсселе Ленинград пережил некоторый ажиотаж спроса и объемы выпуска к концу 1958 года превысили номерной лимит. Седьмой знак в номер почему-то не ввели, а вместо этого начали новую сквозную нумерацию с 000001 уже без обозначения года.

Такая нумерация существовала с конца 1958 по 1960 год, и за это время было выпущено около 17 000 аппаратов.

В конце 1960 года вернулись к прежней системе нумерации с годом выпуска, но в конце 1963 года номерной лимит снова был превышен и принцип снова изменили. С конца 1963 года под порядковый номер аппарата оставили 5 знаков, а только один – первый отвечал за год выпуска. «3» = 1963, «4» = 1964.

В 1964 году классическая нумерация снова вернулась.

В 1961 году велись работы над аппаратом Ленинград-2, который должен был стать первым аппаратом ГОМЗ, оснащенным экспонометром. До серийного выпуска проект не дошел. Фото этого аппарата обнаружить не удалось.

Пора посмотреть мой экземпляр. В обзоре аппарат с номером 315053, 1963 года выпуска.

Фотоаппарат Ленинград

P1162574Дальномерный фотоаппарат. Серийно выпускался в 1956—1965 годах на ГОМЗ – ЛООМП – ЛОМО.

Всего за эти годы было выпущено около 80 тыс. экземпляров этих камер.

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, Ленинград» получил «Гран-при», о чем гордо сообщается на первом развороте инструкции.
Штатный объектив Юпитер-8 2/50 или Юпитер-3 1,5/50

3-й Юпитер — неплохо для штатника, согласитесь? У меня, правда, версия с 8-м Юпитером.

Сменная оптика имеет резьбу M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм

Затвор шторно-щелевой, матерчатый и горизонтальным ходом. Отбивает выдержки 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В, Д.

Шикарный набор выдержек.

Важной особенностью камеры является наличие пружинного заводного привода для автоматического взвода затвора и протяжки пленки. Этот привод позволяет сделать до 12 кадров подряд со скоростью теоретически до 3-х кадров в секунду (зависит от скорости нажатия на кнопку спуска, сериями данный тип снимать не умеет).

Похожий механизм мы рассматривали на ЛОМО-135ВС, но на Ленинграде эта функция не смотрится как чудачество.

P1162594Синхроконтакт — только проводной, зато снабжен регулировкой времени упреждения.

Ленинград — фотоаппарат не маленький. Корпус его — массивный. На передней панели выполнены удобные приливы, улучшающие хват. Причем, не только под правую руку, но и под левую.
Видно, что форму корпуса продумывали. Держать камеру в руках очень удобно.

Все тушки — 765 грамм. Прилично.

Окрас камеры — традиционный для тех лет. Светлый металл сверху и снизу. Середина оклеена приятным на ощупь черным кожзаменителем.

Несколько крупных, но не топорных элементов управления придают камере вескости. Солидности. Значимости.



Элементы управления:

P1162576Спереди — все весьма традиционно. Помимо объектива имеем переднее окошко видоискателя и глазок дальномера. Последний — довольно крупный и имеет прямоугольную форму.

База дальномера 57 мм. Большая база и это должно положительно сказываться на точности дальномера.
Рычаг взвода автоспуска находится на привычном месте. А вот кнопочки старка автоспуска взгляд на причинном месте не находит.

Чтобы запустить отсчет автоспуска — нужно нажать спусковую кнопку.

Еще в правой части лицевой панели конструкторы расположили разъем синхроконтакта.

P1162577Задняя часть камеры обилием элементов управления не блещет. Слева виден глазок видоискателя, а справа — движок обнуления счетчика кадров.

Видоискатель у Ленинграда просто шикарный. Не находится более подходящего определения. Именно шикарный.
То, что видоискатель огромный и светлый — это, в общем, вполне ожидаемо и принимается как само собой разумеющееся.

Но помимо этого в видоискателе нанесены кадрирующие рамки для сменных объективов на 50, 85 и 135 мм. А само поле видоискателя соответствует полю зрения объектива 35 мм.

Рамки даже снабжены подписями ФР, выраженными по старому — в сантиметрах.

Ленинград — инструмент профессионала. Естественно, что профессионал будет использовать сменную оптику. А коли это достоверный факт — зачем утруждать занятого человека всякими там внешними видоискателями? Баловство это все.

Но и это еще не все. Особый восторг вызывает область дальномера. Это вам не махонькое туманное пятнышко в которое нужно вглядываться.

Область дальномера на Ленинграде — просто огромная. Она четкой прямоугольной формы. Наводить резкость по такому дальномеру — одно удовольствие.

Жаль, что конструкция видоискателя Ленинграда сколько инновационна, столь и ненадежна. Дальномер часто сбивается и его нужно юстировать.

P1162579Снизу камеры тоже есть сюрпризы.

Замок, запирающий съемную заднюю стенку — только один. — слева.

Но чтобы открыть камеру — повернуть этот замок —мало. Справа есть широкая ребристая головка винтового замка. Ее требуется вывинтить перед открытием.
В середине нижней панели имеется штативное гнездо. Гнездо расположено практическое по оси объектива. Не ровно по оси — но очень близко.

P1162590А вокруг штативного гнезда располагается откидной упор, который не дает камере «клюнуть носом» в случае, если на нее накручен тяжелый сменный объектив.
PC252471Откинув эту пятку Ленинград с Юпитером-9 или Юпитером-11 можно поставить на стол и камера будет стоять ровно не заваливаясь.


Верхнюю панель сложно назвать перегруженной.

Слева — большая и удобная головка обратной перемотки.

Рулетка была б лучше, но и головкой пользоваться удобно, т.к. она реально большая и хваткая.

P1162584Верхняя часть этой головки отведена под памятку чувствительности и типа пленки.
Далее, слева-направо видим:
— «холодную» скобу для вспышек;
— головку выдержек;
— кнопку спуска;
— окошко счетчика кадров;
— перекидной тумблер переключающий выдержки в ручной и автоматический режимы;
— головку завода пружинного механизма.

Головка выдержек — очень, очень мелкая. Размер этой головки —единственное, за что хочется пожурить конструкторов. Я, конечно, не инженер, но рассматривая камеру и так и эдак — я не нахожу ни одной причины или ограничения почему эту головку нельзя было бы сделать раза в полтора больше диаметром и повыше.

P1162587На такой маленькой головке уместили так много выдержек, что они просто не умещаются в один ряд! 8-я выдержка выдавлена во второй слой. А 60-я в 3-й!

Выдержки можно менять только при взведенном затворе!
Головка завода пружины — очень крупная. Какое тут изящество? Перед вами инструмент, которым работают. В т.ч. в перчатках.

Заводится головка с солидным стрекотанием. Ход при заводе вначале совсем легкий, но постепенно, понятное дело, становится более тугим. Я заводу на 12 полу-оборотов. Примерно. Дальше боязно.

Кнопка спуска загорожена заводной головкой и тянуться к ней — не буду кривить душой — неудобно.


Видно, что конструкторы как могли улучшили эргономику. Кнопка сделана высокой и смещена просто максимально вперед. Но, что есть, то есть. Палец, лежа на кнопке, некоторый дискомфорт испытывает. Ход кнопки достаточно тугой и очень длинный. Палец движется довольно далеко и при этом огибает заводную головку. Есть ощущение, что можешь не успеть это движение выполнить и нажать с опозданием.

Затвор срабатывает при нажатии, а при отпускании кнопки шторки возвращаются на исходную позицию. При срабатывании затвора головка выдержек проворачивается. Щелкает затвор довольно громко, но вибрации особой я не ощущаю. 10 срабатываний на одном заводе я свободно получаю, явно не заводя пружину до предела. Поэтому, 12 паспортных срабатываний аппарат точно делает, а скорее, – больше.

P1162597Чтобы зарядить пленку, нужно снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.

Отношение к камере:

Мне однозначно нравится Ленинград. Это — очень принятая, солидная и продуманная в мелочах камера. Конструкторы создали настоящий шедевр.

Пусть известно о не очень надежной конструкции дальномера и о дороговизне камеры в тем времена — все равно, большая ленинградцам благодарность за эту замечательную камеру.

Отличный функционал, хорошая эргономика, превосходное качество, строгий, аристократичный дизайн. Все это воплощено в камере, которая с гордостью носит имя Ленинград.

Также предлагаю подробный видео-обзор и короткий ролик 360-видео в HD качестве

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Удобнее всего сейчас купить переходник на Яндекс-Маркете. Выбрать переходник на вашу систему поможет эта таблица.

Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. Особого смысла в этом нет. На беззеркалке возможно полноценное использование.

Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.

Тип Бренд Ссылка на переходник
Зеркалки Nikon M39-Nikon F
Canon M39-Canon EF
Sony М39-Sony/Minolta
Pentax M39-pentax K
Беззеркалки Sony M39-NEX
Оlympus/ Panasonic M39-m 4/3
Fuji M39-FX
Nikon M39-Nikon 1
Nikon M39-Nikon Z

Инструкция:

Ленинград
Ленинград_001
Ленинград_002
Ленинград_003
Ленинград_004
Ленинград_005
Ленинград_006
Ленинград_007
Ленинград_008
Ленинград_009
Ленинград_010
Ленинград_011
Ленинград_012
Ленинград_013
Ленинград_014
Ленинград_015
Ленинград_016
Ленинград_017

Вам может также понравиться...

комментариев 6

  1. Об этом фотоаппарате, когда я начал заниматься фотографией, из Справочника фотографа мне было известно его наименование, а его описание меня интересовало только из любопытства: диковинный аппарат с пружинным заводом на несколько кадров, в котором я никакого смысла не видел, не Зоркий и не ФЭД, несравнимо дорогой. Отношение к этому фотоаппарату изменилось, когда в одном из журналов была опубликована фотография Бориса Чугунова «Автограф чемпионки», а еще точнее, когда я познакомился с Борисом Чугуновым, а еще точнее, когда я узнал, что его знаменитая фотография была сделано Ленинградом. Гимнастка в прыжке «расписалась» лентой затейливой подписью, что и «поймал» Борис. И сделать он это не смог бы, если у него в руках не было Ленинграда, который отбивал с небольшой задержкой десяток кадров зараз. Поймать такой сюжет обычным фотоаппаратом – редкая удача, как, впрочем, и Ленинградом, но шансов с Ленинградом было больше. Это был редкий фотоаппарат, хотя выпускался вполне приличными тиражами, не миллионными, конечно, но многотысячными. Я думаю, что поэтому под этим обзором нет комментариев, это был фотоаппарат для избранных гурманов от фотографии, каким был и остается Борис Чугунов. Скажу больше, я не держал этот фотоаппарат в руках никогда.

    • Иван:

      Делать серию снимков при зажатом спуске массовые версии Ленинграда не умеют. Видимо у Б. Чумакова было что-то весьма редкое.

  2. Сергей Михайлович:

    Когда-то давно у меня был «Ленинград». Я его покупал осознанно, уже зная о технических проблемах, связанных с вечно сбивающимся дальномером при срабатывании механизмов камеры и с ослаблением пружины взвода затвора и перемотки плёнки. Я на него много снимал своих маленьких детей. Прекрасная камера для съёмок шустрых мелких непосед. Мне очень нравился «Ленинград». Но, чтобы купить Canon A-1 с вайндером, я был вынужден его продать. «Японец» лучше решал задачи по фотоохоте за мелкотой.

  3. Сергей Михайлович:

    К слову о межкадровых промежутках. Мой «Ленинград» на стандартной плёнке мог снять не более 35 кадров. У «Алмаза103» или «Praktica MTL-5B» на 36-кадровой плёнке получались 38 кадров. Для недешёвой плёнки неплохая экономия.

  4. Мерзлая Собака:

    Сегодня у меня появился Ленинград. Ранний, два винта.К сожалению, несмотря на приличный внешний вид камера убитая.Думаю, стоит ли реставрировать или оставить как есть.

    • Иван:

      Двухвинтовой Ленинград не на столько раритетный аппарат, чтобы его стоило сохранять в первоначальном виде любой ценой. На мой взгляд аккуратный ремонт у хорошего мастера стоит провести. В рабочем состоянии аппарат интереснее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *