Фотоаппарат Киев-4М обзор и инструкция

P1162601В обзорах, посвященных линейкам дальномерных камер ФЭД и Зоркий, я упоминал, что оба советских фотогиганта начинали с копирования немецкой камеры Leica II.

А что-же Киевский Арсенал?
Арсенал точно также начал с копирования немецких технологий. Но опирались они не Leica II как Красногорцы и Харьковчане, а другую камеру — Contax-2.

В самом конце 40-х годов производственные мощности завода Carl Zeiss (Jena), документация и готовые комплектующие Contax были перевезены в счет репарации в СССР. На этой базе было развернуто производство дальномерных фотокамер на Киевском Арсенале.

Несколько лет камеры собирались прямо из немецких комплектующих!

Так было выпущено несколько тысяч изделий.

А с 1949 года Арсенал начал производить все комплектующие самостоятельно. При этом немецкие специалисты консультировали Арсенальцев и помогали отладить производство.

Камеры, выпускаемые Арсеналом, получили название Киев.

Нужно отметить, что Киевляне выбрали для своего прототипа очень интересную камеру. Я бы даже сказал, что в 50-х, да и в 60-х дальномерные Киевы смотрелись более «продвинутыми» чем их «конкуренты» Зоркие и ФЭДы.

К сожалению, начав с очень высокого старта, Арсенал не спешил свою камеру улучшать. В итоге, Киев-2, -3, -4 — все очень похожи друг на друга. И финальная версия Киев-4М, родом из 80-х, на поверку, имеет совсем немного отличий от своего прототипа из 30-х годов.

В общем-то, логика конструкторов понятна. Зачем чинить то, что и так отлично работает? Я не буду с этим спорить.

Но с другой стороны, для 80-х дизайн дальномеров Киев смотрелся уже весьма винтажно. То в технических решениях, что в 60-е годы выглядело все еще свежо и брутально, — к 80-м откровенно устарело.

Но вот чего у Арсенальцев не отнять, так это умения сначала сделать камеру не такую как у всех, а топом не забросить систему, а развить ее, выпустить целую линейку камер, да еще и снабдить эти камеры отменным парком оптики.

На протяжении всей истории советской фото-индустрии — далеко не единожды Арсенал демонстрировал такое умение отстаивать свои системы. И мы не раз увидим это на страницах моего ресурса.

Что принципиально необычного в камерах Киев?

Дело в том, что на камерах Киев применяется тип крепления, отличный от того, что был у всех прочих советских дальномеров со сменной оптикой. Если ФЭДы, Зоркие, Ленинграды имели для оптики резьбу М39, то Киевы — байонет Contax-Киев.

Несмотря на то, что оптика с байонетом Contax-Киев не подходила к прочим советским дальномерам, тем не менее, для системы Киев выпускался ассортимент объективов не хуже, а в чем-то и разнообразнее, чем для резьбы М39.

Давайте вспомним, сколько отличных разработок КМЗ не получили ни одного объектива, кроме штатного?

Эволюция основной линейки фотоаппаратов Киев не очень сложная, но немного запутанная.

Киев-2(1947-1955) был точной копией Contax-2. Не имел экспонометра и синхроконтакта.

Киев-2А (1956-1958) — получил проводной синхроконтакт.

Киев-3 (1952-1955) — имел встроенный экспонометр и не имел синхроконтакта.

Киев-3А (1956-1958) — получил проводной синхроконтакт.

Таким образом, до сих пор отсутствие/наличие экспонометра обозначалось цифрой «2»/«3» в названии. А наличие синхроконтакта — добавлением литеры «А».

Далее, камеру несколько модернизировали и появился Киев-4. Синхроконтакт был у всех вариантов Киев-4. Но литера «А» у некоторых моделей в названии присутствовала.

Правда, указывала она теперь на отсутствие экспонометра.

Киев-4 (1957-1979) — экспонометр имел.

Киев-4А (1958-1980) — нет.

Далее была еще одна, скорее, косметическая модернизация и к названию камеры добавили литеру «М». Литера «А» по прежнему указывала на отсутствие экспонометра.

Киев-4М (1976-1985) — экспонометр имел

Киев-4АМ (1980-1985) — нет.

Из этой линейки классических Киевов, я поместил в коллекцию только финальную модель Киев-4М как наиболее технически совершенную.

Хотя нужно отметить, что есть упоминания о снижении качества продукции Арсенала новых моделях.

Также оговорюсь, что Арсенал предпринимал еще одну попытку модернизации своих узкоформатных фотоаппаратов. Так появился Киев-5.

Киев-5 визуально сильно отличается от перечисленных выше камер. Я буду считать его находящимся вне линейки моделей 2-4, хотя, строго говоря, это и не на 100% обосновано.

По Киеву-5 у меня будет отдельный обзор — там и поговорим и нем.

Пока остановимся на модели Киев-4М.

Киев-4М

Киев-4М выпускался на киевском заводе Арсенал с 1976 по 1985 годы.

Штатный объектив Гелиос-103 1,8/53.

Объектив обладает очень неплохой светосилой и нужно отметить, что в варианте с резьбой М39 этот объектив не выпускался.

И штатник со светосилой более 2 — это, между прочим, круто. Немного таких примеров было в СССР.

Тип крепления — байонет Contax-Киев наружный и внутренний.

Более подробно этот чрезвычайно интересный байонет рассмотрен у меня в отдельной статье.

Идем дальше.

Затвор — шторный с вертикальным движением шторок.

Шторки собраны из узких металлических звеньев (жалюзи).

Этот затвор не похож на те, что мы рассматривали ранее у системных дальномеров.

Отбиваются выдержки 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 и B.

Это очень большой ассортимент выдержек. Камеры Киев получили его с самых первых моделей. Это делает честь системе.

Камера снабжена автоспуском и «горячим башмаком».

Представленная в обзоре модель Киев-4АМ имеет также и встроенный несопряженный селеновый экспонометр.

Корпус Киева металлический. Оклеен традиционным текстурированным черным кожзаменителем.

Модели с экспонометром имеют узнаваемую надстройку сверху.

Вес моего экземпляра без объектива — 636 грамм.

Элементы управления

P1162606Спереди, помимо объектива и размещенных на оправе байонета шкал расстояний и глубины резкости, расположены слева направо:
— окошко видоискателя;
— гнездо проводного синхроконтакта;
— панель селенового фотоэкспонометра, закрытая подъемной крышкой;
— большой прямоугольный глазок дальномера
— рычаг и стартовая кнопка автоспуска.
База дальномера 90 мм. Очень большая база. Дальномер Киева имеет самую большую базу из всех советских фотокамер.

Правда тут есть и отрицательный момент. Окошко дальномера смещено так далеко вправо, что его постоянно перекрывает средний палец правой руки.

А уж если мы решили воспользоваться для фокусировки специальным колесиком, то средний палец просто ну никак не уместить, чтобы он при этом не мешал дальномеру.

P1162624Панель экспонометра закрывается крышкой. Простое и замечательное решение. Ведь то, что селеновые фотоэлементы выгорают на свету — известно было всегда.

В инструкции прямо рекомендовано открывать крышку только на период расчета экспозиции, после чего закрывать.
Я полагаю, что поднятая крышка, кроме того, выполняет функцию козырька-бленды, отсекая от экспонометра свет с неба. Так достигается более точный замер освещенности именно расположенного впереди объекта.

Интересно, почему, такие крышки не применялись, например, на Зенитах?

Ясно, что экономили, но в масштабах всего аппарата такая простая деталька не должна была серьезно удорожать общую стоимость.

Кнопка старта автоспуска скрыта под рычагом его взвода. Практической отдачи в этом нет, но выглядит весьма приятно. Видна продуманность в мелочах.

P1162608Сзади — только глазок видоискателя.

Сам видоискатель — я бы назвал средним. Он дает не очень крупную и затемненную картинку.

А вот область дальномера в центре — отличная. Большая, прямоугольная, светлая.

В сочетании с широченной базой — использовать дальномер Киева-4М — одно удовольствие.
P1162614Снизу камеры расположены два поворотных замка, запирающие съемную заднюю стенку и штативное гнездо.

Штативное гнездо располагается на оси объектива, что также подчеркивает продуманность камеры.
P1162612Верхняя панель имеет сложную форму из-за расположенной по центру надстройки экспонометра.

Слева направо на ней расположены:
— несопряженный калькулятор экспозиции, в центре которого помещена головка обратной перемотки с рулеткой;
— скоба для вспышек с «горячим» синхроконтактом;
— стрелочный индикатор экспонометра;
— фокусировочное колесико и расположенная за ним нажимная пластина, разблокирующая стопор внутреннего байонета;
— дугообразное окошко счетчика кадров;
— массивная головка транспортировки кадра и взвода затвора; совмещенная с головкой выдержек и расположенной в центре кнопкой спуска.

P1162615Расчет экспозиции на Киеве-4М выглядит так:

1. На верхней части внутреннего кольца калькулятора выставляем чувствительность заряженной в аппарат пленки.
P11626202. Вращаем внешнее ребристое кольцо калькулятора так, чтобы в окошке экспонометра стрелка совместилась с ромбообразным индексом.

3. После совмещения стрелки с индексом, любая из расположенных напротив друг друга пара диафрагмы (в нижней части внутреннего кольца) и выдержки (на внешнем кольце) — являются корректной экспопарой.
4. Если света мало и стрелка не дотянулась до ромба, то можно попытаться совместить ее с индексами «2» или «4» на той же шкале. В этом случае, значение выдержки, вычисленное на калькуляторе нужно умножить на 2 или на 4 соответственно.

Я нигде ранее не встречал возможности так точно оценивать экспозицию при недостаточной освещенности. Однозначно — зачет Киеву-4М.

P1162623Колесико фокусировки — интересный элемент, присущий дальномерным Киевам.

У этих аппаратов фокусировку можно осуществлять вращая объектив во внутреннем байонете или можно крутить специальное небольшое колесико в верхней части корпуса указательным пальцем.
За колесиком расположена пластинка при нажатии на которую разблокируется внутренний байонет, если он запаркован в положении бесконечности.

Более подробно работа байонета Contax-Киев описана в отдельной статье. Тут углубляться в этот вопрос не буду.

Все сделано так, что вращение колесика и нажатие на пластинку происходит одновременно.

Очень забавная функция, но на мой вкус — бесполезная.

P1162621Головка взвода затвора и транспортировки пленки — большая и удобная.

Правда, для 80-х отсутствие курка было все-таки уже очень не солидно. Тем более для камеры с замахом на профессиональное использование.

Чрезмерно долго Арсенальцы почивали на лаврах удачной камеры не внося в нее никаких существенных изменений.
Интересно, что эта же головка меняет выдержки. Для изменения выдержки головку нужно приподнять и повернуть до нужного значения.

На Арсенале вообще любили располагать управление выдержками в самых разнообразных местах. Дальше мы неоднократно в этом убедимся.

Относительно того, можно ли менять выдержки при невзведенном затворе — не все ясно. В инструкции написано что, рекомендуется менять выдержки при взведенном затворе.

И как следует понимать эту фразу? Это — не прямой запрет, что указан для ФЭД-ов и Зорких. Но и не разрешение. Почему не рекомендуется и чем мы рискуем, если не следуем рекомендациям — не указано.

Может, вы знаете? Пишите в комментариях.

Если бы у меня в 80-е был Киев, я бы, конечно, воспринимал эту туманную рекомендацию как запрет.

Но зная количество техники, вышедшей из строя при несоблюдении пользователями очередности изменения выдержки — я считаю, что если Киев в отличии от ФЭДа будет выходить из строя не каждый раз, а только один раз через десяток — в зависимости от конкретных выдержек или от стечения иных обстоятельств — это уже повод для уважения.

Кнопка спуска расположена близковато к правому караю. Но по другому в данном случае никак. Зато кнопку ничего не загораживает и у нее удобный короткий ход. В итоге пользоваться ею вполне комфортно.

P1162630Чтобы зарядить в камеру пленку нужно повернуть снизу два замка и снять заднюю стенку. Далее все типично.

Отношение к камере.

Киев-4М — фотоаппарат замечательный. Технических необычных решений в него напихано столько, что вызывает восхищение.

Конечно, это относится ко всей линейке дальномерных Киевов, отличий между которыми немного, а не к именно модели -4М.

На его борту отличный комплект параметров.

Работа со сменной оптикой — это вообще песня (ну или пляски с бубнами, как посмотреть….)

Аппарат обладает узнаваемым стилем и выраженной харизмой.

Однако, харизма эта — это харизма винтажной вещи. Подчеркнутая винтажность делает Киев милым и привлекательным — сейчас в 21-м веке.

В 80-х и тем более в начале 90-х — как общий дизайн, так и многие решения — выглядели уже устаревшими. А хотелось пользователям, конечно, чего-то модернового.

В плане дизайна у меня большой вопрос к стилю начертания названия камеры над объективом.

Ну что это за вязь? Ну старомодно же!

В общем, последним моделям Киева не помешал бы основательный рестайлинг.

К слову сказать, модели с литерами М в названии, а далее и Киев-5 — и были, попыткой осовременить фотоаппарат.

Попытка, отчасти, удачная. Отчасти.

Обилие черных пластиковых вставок, черный Гелиос-103, рулетка для обратной перемотки, центральный синхроконтакт — все это серьезно освежает дизайн Киева-4М.

Но только освежает, не более того. Общая старомодность остаются.

Ну а если без сантиментов, то Киев-4М в свое время был, конечно, очень крутым аппаратом и делал его владельца весьма авторитетным товарищем не взирая ни на что :о)


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Инструкция:

0001020304050607080910

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.