Фотоаппарат Киев-30 обзор и инструкция



P8304587Среди разнообразной продукции советских фото-предприятий особняком стоит линейка фотоаппаратов, не похожих ни на какие другие.

Это — миниатюрные фотоаппараты, рассчитанные на пленку шириной 16 мм.

Выпускались эти необычные камеры на Киевском Арсенале.
Тут я считаю нужным подчеркнуть разнообразие продукции Арсенала. На предприятии, помимо аппаратов по 35 мм пленку выпускались ведь еще среднеформатные фотоаппараты, а кроме того, — герои сегодняшнего обзора — миниатюрные камеры!

Линейка миниатюрных фотоаппаратов не очень велика, но насчитывает, тем не менее, несколько модификаций.

Untitled-15Началось все с аппарата Киев-Вега, который выпускался с 1960 года.
Minolta_16_IIВ качестве прототипа для Веги послужила японская камера Minolta-16.

Судя по фотографии, заморачиваться особо не стали и скопировали Минолту если не полностью, то в основном.
Далее, шли следующие модификации:

Киев-Вега-2 с 1961 г. — версия фотоаппарата с возможностью фокусировки по шкале дистанций (Вега имела жесткий фокус на ГФР).

Киев-30 с 1975 г. — модификация с увеличенным до 13×17 мм размером кадра (предшественники имели кадр 10×14 мм).

Киев-30М — вариант без синхроконтакта.

Киев-303 с 1990 г. — вариант фотоаппарата Киев-30 с измененным дизайном, без синхроконтакта и внешним кожухом из пластмассы.

При взгляде на этих малышей у меня возникает неподдельное удивление, как вообще данный класс аппаратов позиционировался при утверждении разработки и производства? Ведь нужно ж было показать руководству фото-промышленности некую идею и обосновать ее!

В советских кинофильмах Веги и тридцатки показаны исключительно как шпионские фотоаппараты!

Все школьники страны воспринимали аппарат как аксессуар разведчика!

Сейчас, интернет ресурсы, как отечественные, так и зарубежные — обязательно прибавляют к названию аппарата ярлык «шпионский».

Так для кого был сделан этот фотоаппарат? И для каких целей?

Ну, ясно, что им не собирались снабжать ни иностранных, ни собственных разведчиков. Первое глупо, а для второго — были наверняка образцы техники и получше, чем массовый недорогой аппарат.

Значит, аппарат для простых граждан. Зачем он им? Для незаметного фотографирования? Но, на сколько я знаю, в РФ и сейчас запрещены средства скрытой фото/видео-фиксации.

Во времена СССР вряд ли законы были более лояльными к такого рода технике. А граждане не теряли бдительности.

На самом деле ясно, конечно, что такая миниатюрная камера — нужна и удобна в первую очередь потому, что ее можно реально носить в кармане (даже брюк) и всегда иметь под рукой даже тогда, когда не собирался фотографировать.

Бросил в портфель и забыл. Ровно до тех пор, пока не нужно сделать снимок.

Вообще, конечно, качество снимков с кадра в четверть стандартного — оставляло желать лучшего. Поэтому, если фотосъемка хоть как-то предполагалась, то рациональнее было бы взять с собой ну хотя бы шкальную Смену.


В инструкции рекомендовали делать с 16 мм пленки отпечатки формата не более чем 9Х12 см.

Еще интересно, что в инструкциях миниатюрность аппарата практически никак не подчеркиваться.

У Веги писали, что камера легко входит в карман и сумку. В описаниях последующих модификаций даже этого не было. Аппарат один раз назывался миниатюрным в начале и все. Ни преимуществ, ни советов.

Такое ощущение, что составители инструкций сами опасались сказать что-нибудь лишнее, как покупателям, так и компетентным органам.

Хотя может я и сгущаю краски.

В любом случае, мне не очень понятно, каким чудом такой фотоаппарат физически мог появиться в советских фото-магазинах. Это просто какое-то невероятное стечение обстоятельств.

Но мы отвлеклись и пора взглянуть подробнее на героя сегодняшнего обзора.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Киев-30

P9194731Фотоаппарат Киев-30 выпускался на Киевском Арсенале с 1975 по 1987 год. А вся линейка находилась в производстве с 1960 по середину, а то и конец 90-х. Солидно!

Объектив несъемный Индустар-М 3,5/23.

Киев-30, как сейчас говорят, аппарат кропнутый, поэтому хорошо бы узнать ЭФР объектива.
Несложно найти информацию о том, что угол поля зрения Индустара-М для формата кадра 13×17 мм равен 50°. Это примерно соответствует ЭФР 50 мм. Ага, объектив не широкоугольный.

Давайте посчитаем точнее через кроп-фактор. Диагональ стандартного кадра 24×36 у меня получилась 43,27 мм, а кадра 13×17 — 21,4 мм. Значит кроп-фактор = 2,02, а ЭФР = 46,5 мм.

Вроде так, если знания теоремы Пифагора меня не подводят.

В общем, объектив по углу близок к полтиннику, и мне видится, что это не очень хорошо.

Такой концепции аппарата однозначно лучше пошел бы широкоугольник с ЭФР, эдак, миллиметров 28. А то и все 20! Хотя, нет, 28, пожалуй, наиболее сбалансированный вариант.

Такое фокусное расстояние обеспечивало бы большую глубину резкости и было бы менее критично к шевеленке.

Несмотря на миниатюрность объектива, диафрагма в нем есть. Она двухлепестковая и формирует квадратное отверстие. Аппарат позволяет выставить диафрагму от f3,5 до f11 со всеми промежуточными значениями. Вполне полноценное управление диафрагмой!

Фокусировать объектив тоже нужно. МДФ = 0,5 метра.

Аппарат рассчитан на 16-ти мм неперфорированную пленку. Длина пленки может быть 45 или 65 см. Кадров, соответственно, будет 17 или 25.

Пленка заряжается в кассету, в которой имеются и подающая и принимающая катушки без возможности их разъединения.

Обратная перемотка у Киева-30 не предусмотрена.

В продаже существовал резак для самостоятельного изготовления 16 мм пленки из 35 мм (!!!).

Идем дальше

Затвор — шторный с металлическими шторками. Отбиваются всего 3 выдержки — 1/30, 1/60, 1/200.


На любой выдержке кадровое окно открывается полностью. Значит, синхронизация (а у аппарата есть синхронизатор), — возможна на любой из трех выдержек.

Наличие синхронизатора, конечно, вызывает удивление. Нет, опция, спору нет, полезная, но аппарат-то крохотный. Он просто меньше, чем большинство советских вспышек!

Скобы для вспышки на аппарате, конечно нет.

Автоспуска тоже нет. И штативного гнезда нет :о)

Вес моего экземпляра без объектива 180 грамм.

Элементы управления:

P9224789P9224787
Главным элементом управления Киева-30 является его корпус. Корпус состоит из двух частей. Основной корпус помещен во внешний кожух и в транспортном положении скрыт в нем почти полностью.

Ширина аппарата при этом всего 8 сантиметров.

Для приведения аппарата в готовность к съемке, нужно взяться правой рукой на выступающий край основного корпуса и потянуть его вправо.

Аппарат разложится, ширина его увеличится. Основной корпус на несколько сантиметров выедет из кожуха и зафиксируется в этом положении.

При раскладывании произойдет транспортировка кадра и взвод затвора.

Только в разложенном состоянии становятся доступны колесико фокусировки и кнопка спуска. И только в разложенном состоянии через видоискатель можно визировать.

P9224782P9224781
На передней панели аппарата находятся два прямоугольных глазка, забранных стеклом (!). Тот, что побольше — для видоискателя. Поменьше — защищает объектив.

Если аппарат сложен, сквозь стекла виден только серый металл внутреннего корпуса.

P9224779В разложенном состоянии при взведенном затворе через окошко объектива видна красная точка. При спущенном затворе ее нет.

Это полезное решение, т.к. иным образом понять или вспомнить — спущен ли затвор — нельзя.

Если аппарат закрыть при взведенном затворе — неэкспонированный кадр перемотается при следующем раскладывании.
P8304590На задней панели слева круглый глазок видоискателя, а справа простейший калькулятор экспозиции.

Видоискатель Киева-30 дает некрупную, но совершенно светлую картинку. Для такой крохи лучшего не нужно.
P8304593Калькуляция экспозиции заключается в выборе чувствительности пленки и одного из четырех сюжетов:
— Яркое солнце на пляже;
— Солнечно;
— Солнце за облаком;
— Облачно.
После этого, на двух кольцах калькулятора в верхней части сойдутся экспопары.

P8304594Экспозиция задается двумя ребристыми колесиками на правом торце корпуса.

Выдержку можно менять как при взведенном затворе, так и при спущенном.

Левый торец корпуса совершенно пуст.
P8304592Снизу находится самосбрасывающийся счетчик кадров. В разложенном состоянии видно язычок фиксатора для разъединения корпусов при зарядке пленки.
Верхняя панель:

В сложенном состоянии видно только гнездо проводного синхроконтакта.

P9224780Скобы для крепления вспышки нет, видимо предполагается удерживать ее рукой. На снимке Киев-30 со вспышкой ФЭ-26, — самой маленькой, на сколько знаю, советской вспышкой.
P8304596В разложенном состоянии становятся доступны колесо фокусировки и кнопка спуска.

Колесико фокусировки не очень удобно. Оно мелкое, узкое и глубоко утоплено в нешироком вырезе во внешнем корпусе.

Шкала дистанций нанесена прямо по колесико. Отмечено всего 5 дистанций: 0,5 м; 1 м; 2 м; 5 м (вместо цифры красная точка) и бесконечность.
В некоторых положениях на выступающей части колесика не видно ни одного значения — только накатка. О точной фокусировке речи не идет никак.

Конечно, кропнутые фотоаппараты имеют глубину резкости больше, чем полнокадровые, но, повторюсь, Киеву-30 лучше подошел бы объектив пошире.

В инструкции приведен пример, при котором объектив фокусируется на 5 метров (поэтому эта дистанция и помечена красной точкой), а диафрагма выставляется на f8. При этом достигается фокус на гиперфокальное расстояние и ближний предел ГРИП начинается от 2 метров.

Неплохо, но судя по калькулятору самого Киева, диафрагму f8 с пленкой в 65 единиц с выдержкой от 1/60 и короче можно использовать только при погоде «солнечно» и «пляж».

1/30 все-таки немного длинновато для такого объектива и камеры с ненадежным хватом.

В общем, f8 удастся использовать далеко не всегда.

Ну да ладно. Это я придираюсь. Даже на f3.5, ГФР достигается на красной точке. Ближний порог будет на 3-х метрах.


Вот на дистанциях фокусировки около 2 метров и ближе, — ГРИП уже радикально сужается и тут в фокус попасть, думаю, крайне сложно.

Шкалы глубин резкости на аппарате нет. Табличка приведена в инструкции. Между тем, на корпусе достаточно места для пластинки с таблицей — она не была бы лишней.

Вот кнопка спуска вполне удобная, хоть и небольшая. Она хорошо расположена. Спуск в меру тугой.

P8304598Чтобы зарядить в аппарат пленку нужно разъединить внутренний и внешний корпуса. Для этого нужно зажать на язычок фиксатора внизу и потянуть внутреннюю и внешнюю части в стороны. Части разъединятся.

Далее нужно откинуть на себя металлическую крышку и вынуть кассету.

Отношение к камере.

Киев-30 — аппарат симпатичный. Он хотя и миниатюрный, но создает приятную тяжесть в руке. Органы управления вполне полноценные. Все серьезно. Фокусировка, экспозиция.

Корпус при сложении / разложении солидно, но мягко щелкает. Аппарат приятно взять в руки.

В школе я сталкивался с таким аппаратом. Не уверен, что именно с тридцаткой, но не суть. Одноклассник приносил показать.

Отчетливо помню свои тогдашние ощущения. ИМЕТЬ такой аппарат мне хотелось. Ну, еще бы, — шпионский аппарат. Слово «микропленка» тогда звучало как музыка для всех советских школьников.

А вот ФОТОГРАФИРОВАТЬ этим аппаратом мне не хотелось…. Совсем…

Почему? Думаю, причина такая:

Сейчас у каждого в кармане есть сотовый телефон, оборудованный неплохим фотоаппаратом. Возможность сфотографировать что угодно в любой момент — прочно вошла в привычку. На картах памяти оседают тысячи и тысячи снимков.

Во времена СССР таких привычек не было. Идея всегда иметь под рукой фотоаппарат — была не очень то очевидной. Зачем???!!!

Ведь фотографирование — это процесс. К нему нужно подготовиться, и его нужно творить. А главное, ведь нажатием на кнопку спуска все не заканчивается. Пленку нужно еще проявить, а карточки отпечатать.

Кто ж будет проявлять пленки десятками и печатать фотографии сотнями и тысячами? А если не фотографировать постоянно — так зачем постоянно носить с собой аппарат?

Поэтому, Киев-30 и не смотрелся в моих глазах на роль повседневного аппарата. Не для того воспринималась его миниатюрность. Смотрелся он именно с т.з. возможности фотографировать исподтишка.

А таких задач у меня вроде как и не возникало.

Я описал свои воспоминания, вы — поделитесь своими.

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12

Вам может также понравиться...

комментария 22

  1. Алексей:

    Это звучит смешно, но фотографией я начал заниматься именно благодаря фотоаппарату Киев-303, купленному по случаю за смешную
    цену в День смеха 1 апреля 1993 года и ставшему моим первым фотоаппаратом. Бывает и такое… 🙂

  2. Аноним:

    Да при чём тут разведчики, скрытая съёмка и т. п.? Просто маленький, удобный фотоаппарат. В турпоход, поездку взять – самое то. Места мало занимает, лёгкий и достаточно прочный (железо, а не пластмасса). Раньше ведь у народа не было столько машин, как сейчас – ездили в основном общественным транспортом, а в походы ходили пешком. И таскать с собой Смену или Зенит – лишняя обуза, да ещё и легко разбить.

  3. Аноним:

    Кстати, у моего деда такой был (точнее, Киев-Вега). Уж он-то играть в разведчиков точно не собирался. Просто любил путешествовать – и такой фотоаппарат как раз был кстати.

  4. Ксенья:

    Спасибо за статью.
    Нашли в гараже коробочку. Даже не сразу поняли, что это такое.
    Печально, что очень качественная техника, сделанная “на века”, спустя каких-то 25-30 лет становится в лучшем случае музейным экспонатом.
    Куда вот его сейчас девать…

  5. Кирилл:

    Был у меня такой во время службы в СА.(1979-1981). Сколько дембельский альбомов было сделано при помощи его. А носил в сапоге,за голенищем, всю службу. Отличная вещь. Не разу не подвёл.
    А для кого он был выпущен и для кого он свободно продавался в магазинах всегда вызывало много вопросов и непонимания…

  6. Николай Николаев:

    С “Киевом-30” у меня целая история!
    В далёком 1978 году подошёл мой возраст призыва в Советскую Армию. А так как я уже совершил аж целых 8 прыжков с парашютом, то естественно мечтал попасть в ВДВ. К тому же я страстно увлекался фотографией. Возникло желание иметь во время службы малюююсенький фотоаппарат, чтобы можно было легко спрятать от глаз командиров, снимать во время прыжка с парашютом тем самым иметь необычные фотографии о своей романтической службе. Был куплен Киев-30 за 30 рублей! Опробовал на “гражданке”, а после того как я оказался в своей части после учебки фотоаппарат был привезен мне родителями приехавшими ко мне на принятие присяги. Довольно долго мне удавалось скрывать от сослуживцев это обстоятельство, однако во время первых же учений с прыжками с ИЛ-76, когда я удачно сделал несколько снимков под куполом парашюта и после приземления, меня заметил замполит полка майор Руденко Иван Васильевич. Фотоаппарат был конфискован, а я стал нештатным полковым фотографом. Замполит пообещал мне вернуть мой Киев-30 только по окончании моей службы, а для работы я пользовался Зенитом и Киевом-4.
    Но в декабре 1979 года случился Афганистан и наш полк по тревоге ввели туда одним из первых. Первые месяцы обустраивались и воевали одновременно, а к лету 1980 года стали создавать Гарнизонный Дом Офицеров на территории нашего полка в Кабуле. Вот тут замполит поручил мне изготовление фотографий на комсомольские и партийные документы (резко возросло желание вступать в партию без “кандидатского стажа” в боевой обстановке). Кроме того приходилось ходить на боевые, снимать “для истории” (в основном нелегально, но с одобрения офицеров).
    В итоге после увольнения из армии я стал фотографом в фотоателье и вся жизнь связана с этой профессией.
    В 2006 году, спустя 26 лет я чисто случайно встретился с моим замполитом. Разговорились, вспомнили службу, нашу первую встречу и “конфискацию” Киевп-30. Иван Васильевич многозначительно улыбнулся, пошел в свою комнату, через минуту вернулся и вручил мне мой Киев-30!!! Конфискованный почти 30 лет назад со словами – обещал! Возвращаю!
    Этот фотоаппарат сейчас висит в чехле с темляком как самая дорогая реликвия и память!
    Вот такая не выдуманная история.

    • Иван:

      Невероятно! Плёнку удалось вынуть перед конфискацией? Или она так и ждала в аппарате?

      • Николай Николаев:

        Пленка так и осталась в аппарате. Конечно уже неоднократно замечена. Но как реликвия хранится всё до сих пор.

    • Юрий:

      Удивительная история. И ведь, мелочь фотоаппарат маленький. Мечта детства и стал профессией. Я сегодня купил Вегу для коллекции. Домашняя, небольшая. Хотя, с детства мечтал о таком фотоаппарате. Механика замечательная!

  7. Дмитрий:

    И Киев-30, и особенно Вега-Киев – очень привлекательные камеры. Но рассчитаны, конечно, не на шпионов, а на тех, кто играет в шпионов. В отличие от латвийской MINOХ, которая в 40-41 годах успела побывать советской камерой, Вега и Киев-30 не годятся для пересъемки документов в помещении, для чего “шпионские” камеры чаще всего и применялись. А снимать такой камерой шпиону на улице смешно – только лишнее внимание к себе привлекать.

  8. Аноним:

    Согласен с заключением, фотик для СССРовских мажоров, были и такие. Вещь бесполезная, но интересная

  9. Аноним:

    Был у меня “Киев-30”, пользовался им. Фотографии были на оценку -3, впрочем удовлетворительно при условии, что позитивы при печати, не более 10×12.
    И ещё один недостаток. Это то, что небыло никакой фиксации при взведёном, выращеном состоянии.

  10. Аноним:

    Калькулятор экспозиции врëт безбожно. Это по опыту, приходилось использовать экспонометр. Хотя бы по правилу “sunny – sixteen” можно проверить, врëт на две ступени точно.

  11. Эх жизня. Есть у меня такой снимал много. Купил в 1983.Плёнка в альбоме. Разрезана по 5 каров и одному .Вуаль есть но свет пробивает .А цветная нет не идёт. сам проявлял .Тёмная но что то там есть. Сканировал 2022 плёнки.35 -60-16 мм. На самодельном сканере .Рамки от фото увеличителя Чб интересно .Многие кадры на mail.ru раскраска .делал .Искуственный интелект .Резкость повышается контрастность .Это круто.

  12. Георгий:

    Нагло врëт калькулятор экспозиции. По правилу “sunny – sixteen” для плëнки 65 единиц на выдержке 60 для солнечной погоды должна быть диафрагма 16. По факту показывает 8. Сперва столько плëнок переэкспонировал. Когда прикупил для своего хозяйства экспонометр, всë стало на свои места, и слайды снимал на 2×8 Супер. Был доволен. Сейчас планирую реанимировать.

  13. Георгий:

    И ещё замечание по длине плëнки. На покупные Свемовские рулончики 45см помещалось 20 кадров. Когда купил киноплëнку ЦО на слайды, отрезал в темноте по отрезку штапика 65 см, оставался очень длинный хвост в конце плëнки. Опытным путëм определил длину плëнки, потребную для 25 кадров сообразно счëтчику – 56 сантиметров. Укоротил свой штапик, и одну бобину 2×8 Супер использовал на слайды. Кстати, если 135-36 плëнку распускать на 16мм, должно получиться 3 плëнки 56см вроде как.

  14. Олег:

    Правильно заметил автор, что сегодня фотоаппарат имеется в каждом мобильнике и для тех же школьников нет какой-то эйфории от процесса съёмки вообще, и последущих процессов. А тогда…. Вот, самым лучшим примером его использования, как и “Агатом”, это … фотографирование в школе, в классе, на уроках, чтобы незаметно. Это, опять же, сегодня достал мобильник и делов-то. А тогда любая фотография была ценной. Особенно школьные, с уроков. Знаю по себе. Сам я таскал в школу свой Зенит 11. И умудрялся, незаметно(!), почти ловить кадры. Но незаметно не значит не слышно))) Спуск Зенита в тихом классе это было, как выстрел. И надо было потом быстро-быстро спрятать камеру, а заодно сделать умное и серьёзное лицо, мол не видел-не слышал. Как раз для таких бы случаев и пригодился бы этот Киев. Ну или Агат с его 72 кадрами.

  15. Алексей:

    Был у меня Киев-Вега. Снимал им очень много. В школьные и студенческие годы. Абсолютно надежный аппарат. Основное применение – просто всегда таскал при себе, как сейчас мобильник. Печать можно делать до 10х15см при формате негатива 10х14мм. Но проявлять надо действительно мелкозернистым проявителем, тем что продавалось готовым получалось гораздо хуже. Я рецепт конечно не помню, но у меня проявитель был концентрат в 2х бутылочках из которых наливаешь на стандартный бачок по 30мл и проявляешь одну пленку, после чего выливаешь. Он и резкость давал хорошую и был весьма мелкозернистым. Им только пленку 250 нельзя было проявлять – он подчеркивал зерно. А для вдумчивых съемок у меня была (и до сих пор есть) Москва-5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *