Фотоаппарат Киев-10 автомат обзор и инструкция



P3293420Итак, мы все еще в середине 60-х. Это было золотое время для советской фото-индустрии. Все наиболее значимые прорывы и свершения случились именно в эти годы.

На КМЗ вовсю реализуется стратегия двух линеек фотоаппаратуры. Одна линейка для профессионалов (им предлагаются супер-продвинутые Зенит-4, -5, -6,), вторая — для массового пользователя (тут набирает популярность отличный Зенит-Е).
В общем, у красногорцев дела в сегменте зеркальных фотокамер идут замечательно.

А что же Киевский Арсенал?

В модельном ряде советских дальномеров это предприятие всегда удерживало сегмент наиболее сложной и продвинутой аппаратуры, можно сказать — профессиональной.

Красногорцы начали выпускать свои зеркалки с начала 50-х. Уже более 10 лет прошло с тех пор, а Арсенал на рынке зеркалок своего слова пока не сказал.

Мог ли Арсенал отказаться от соперничества в сегменте зеркалок?

Конечно, нет!

Все проекты Арсенала всегда были амбициозными. Всем ясно, что зеркалки — это будущее фото. Арсенал не мог игнорировать этот сегмент.

Естественно, Арсенал не собирался быть в сегменте зеркалок в числе отстающих. Появление их зеркалки было вопросом времени. И, к гадалке не ходи, фотоаппарат это должен был быть интересным!

Арсенал планировал сразу, без размена на простые модели — сходу выпустить фотоаппарат высокого уровня. Очень высокого. Выше, чем у КМЗ.

Зенит-4 – это полуавтомат? Отлично! Новый фотоаппарат Арсенала будет автоматом.

Сказано — сделано.

Арсенал решил не менять названия линейки, только индекс начать с круглого. Уж не знаю, какая была логика, но быть максимально не похожими на решения КМЗ, по мне так, возможный вариант. :о)

Так появился Киев-10 автомат, сейчас мы его внимательно рассмотрим.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Киев-10 автомат

Киев-10 выпускался на Киевском Арсенале с 1965 по 1974 год.

Данный аппарат является одним из первых, а возможно и первым в мире фотоаппаратом с автоматическим управлением экспозицией с приоритетом выдержки.

КОникаВ том же 1965 году вышла также Konika Auto-Reflex.

На Западе первой зеркалкой с автоматической экспозицией считается она.

Формального первооткрывателя сейчас уже не узнать, но это и не нужно — месяц другой отставания — не материально.
Важно, что системная зеркала с автоматическим управлением экспозицией появилась в СССР строго одновременно с мировыми трендами. Пусть даже Киев, уступал Конике по ряду показателей.

Автоматическое управление диафрагмой потребовало создание нового типа крепления объектива. Ведь в объектив требовалось передавать из тушки значение диафрагмы. На самом объективе кольца диафрагмы нет.

Арсенальцы, идя в числе мировых лидеров, не имели под рукой готового опыта, который можно было бы копировать и потому с нуля создали для своих зеркалок свой собственный байонет.

Он так и называется Байонет Киев-автомат.


Этот тип байонета применялся на очень небольшом модельном ряде фотокамер — только на Киев-10 и Киев-15. Байонет не совместим ни с одним из иных типов крепления.

Переходники с оптики Киев-автомат на современные аппараты фабрично не выпускаются.

Но во времена СССР существовал переходник с оптики М39 на фотоаппараты Киев-10, -15. Очередной респект Арсеналу.

Конечно, автомат диафрагмы с таким переходником не работал.

Штатный объектив Киева-10 — Гелиос-65 Автомат 2/50 или Гелиос-81 Автомат 2/53.

Оптика под байонет Киев-автомат имеет прыгающую диафрагму.

Крепление объектива — байонет Киев-автомат. Рабочий отрезок — 44 мм.

Затвор — невиданной до тех пор конструкции — металлический, ламельный с веерным ходом. Отбивает выдержки: 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, В.

P3293440Цвет ламелей — красная медь — подчеркивает диковинность конструкции.

Синхронизация вспышки на всех выдержках от 1/60 и длиннее.

Ну, что, набор выдержек зачетный. Ничем не уступает Зениту-4. Возможности синхронизации поскромнее, но все равно, 6 выдержек с синхронизацией, да еще максимальная не 1/30, а 1/60 — это отлично!
Киев-10 оборудован съемным кронштейном для вспышек. Синхронизация только проводная.

Автоспуска нет.

Размер поля изображения видоискателя — 22×34 мм или 86,5% площади кадра. Отлично.

Тип фокусировочного экрана — матовое стекло и микрорастр.

Вес моего экземпляра без объектива 860 грамм.

Прежде чем перейти к элементам управления, остановимся на секунду на дизайне в целом.

Изящества в Киеве-10 полный ноль. Это точно.

Но, тем не менее, фотоаппарат однозначно обладает своим стилем. Он тщательно продуман и скомпонован с большой любовью.

Несмотря на габариты, большой вес и исключительную угловатость, Киев-10 неплохо лежит в руках.

Внешний вид этой камеры я бы назвал ретро-футуристичным. В свое время, это, кончено был серьезный дизайнерский концепт. Сейчас все эти формы, конечно, устарели, но смотрятся как фильм Звездные Войны. Наивно, но романтично и несмотря ни на что – интересно. Потому, что классика.

В том же 1965 году была создана первая книга Кира Булычева об Алисе. Если бы в каком-либо фильме по этим книгам героине по сценарию понадобился бы в руки фотоаппарат далекого будущего, это точно мог бы быть Киев-10. Здоровенный, угловатый, и очень необычный.

Элементы управления:

P3293423Над объективом Киева-10 располагается светоприемник селенового фотоэлемента. Светоприемник необычной трапециеобразной формы.

Немного левее объектива, на шахте зеркала, которая тоже имеет форму трапеции — кнопка байонета.
Установка и снятие объектива Киева-10 ничем не отличаются от современных примеров. Все удобно.

Справа на передней панели, в верхней ее части, находится массивная черная кнопка спуска. Ход кнопки вертикальный, довольно тугой и длинный.

Это потому, что фотограф, нажимая кнопку, по сути, сам закрывает этим движением диафрагму. Автоматика только ограничивает закрытие рассчитанным значением.

Тем не менее, кнопка – это настоящая клавиша. Широкая, удобная, с гладкой, чуть выпуклой поверхностью. Несмотря на необычное расположение, пользоваться кнопкой удобно. Она ровно там, где нужно и ее ничего не загораживает.


Но вот туговата – это да.

Если аппарат в режиме автомата, и, по мнению автоматики, света недостаточно, кнопка спуска блокируется.

Я был немало удивлен, когда обнаружил, что автоматика жива в камере 1971 года выпуска. Аппарат отказался спускать затвор до тех пор, пока я не выбрал более светлую сцену.

P3293433Ниже кнопки из шахты зеркала выступает колесико – селектор режимов и значений диафрагмы. На колесико нанесены значения диафрагм и еще буква А, обозначающая автоматический режим.
P3293434Селектор мал и не очень удобно расположен. Конструкторы явно исходили из того, что пользователь выставит автоматический режим и больше к селектору возвращаться не будет.
В режиме автомата фотоаппарат самостоятельно рассчитает диафрагму, исходя из чувствительности пленки, заданной выдержки и освещенности сцены. Визирование происходит при полностью открытой диафрагме. До рабочего рассчитанного значения диафрагма будет закрыта во время нажатия на кнопку спуска.

Как уже говорилось, если в ассортименте камеры нет диафрагмы, адекватной прочим параметрам, кнопка спуска будет заблокирована.

Если вместо буквы А на селекторе выбрать конкретное значение — это будет ручной режим. Диафрагма при нажатии на кнопку спуска будет закрываться именно до этого значения.

Еще ниже — под селектором диафрагм находится гнездо проводного синхроконтакта.

P3293425На задней панели аппарата мы видим слева направо:
— Немного выступающий ребристый торец селектора выдержек. Сам селектор расположен на верхней панели, но управление им предполагается именно через ребристую накатку на торце диска, доступ к которой открыт слева и сзади.
— Окуляр видоискателя
— Лапку рычага взвода затвора и транспортировки кадра.
Видоискатель у Киева-10 очень хороший. Большой и светлый. Около 87% покрытия – это замечательно по тем временам.

В центре — круглые области с нанесенным микрорастром.

Правая часть видоискателя отдана под супер-технологичное решение.

Там находится шкала диафрагм со стрелкой и динамическими границами отсечения.

Выглядит это так:

Правая часть видоискателя обнесена рамкой и в ней отложены значения диафрагм. F2, f4, f8, f16 — нанесены с конкретными значениями, промежуточные помечены точками.

По шкале ходит стрелка. В зависимости от прочих параметров съемки, она указывает на рассчитанное автоматикой значение диафрагмы. Если аппарат в режиме А, то именно эту диафрагму мы и получим при нажатии на кнопку спуска.

Пока все довольно типично. Интересное дальше.

Кроме стрелки, на шкале имеются 2 тонированных подвижных лепестка сверху и снизу, отсекающие часть шкалы.

На верхний лепесток через байонет механически передается светосила объектива. Т.е., если на аппарат установлен, например, объектив Юпитер-11 4/135, то часть шкалы выше f4 будет отсечена.

Естественно, ведь отработка большего относительного отверстия невозможна, даже если оно выставлено на селекторе диафрагм.

Об этом механика аппарата и предупреждает.

При выходе стрелки гальванометра в положение выше верхнего лепестка автоматика блокирует кнопку спуска. Понятно, что у объективов с разной светосилой блокировка случится при разной освещенности. Там, где с Юпитером-11 кнопка будет заблокирована, там с Гелиосом-81 автоматика, возможно, разрешит снимать.

Отлично реализованное решение.

Второй лепесток отсекает часть шкалы снизу, если некоторые, наиболее закрытые варианты диафрагмы физически недопустимы при заданной чувствительности пленки и выдержке.

Аппарат при этом считает, что никакие реальные сцены не могут дать столько света, что диафрагму нужно будет закрывать до таких больших значений.


Что могу сказать? Для 1965 года невероятно интерактивное hi-tech решение. Наглядно, удобно. Супер!

Нужно еще рассмотреть вариант ручного управления диафрагмой.

Как можно классифицировать работу аппарата в этом режиме в советской терминологии?

Это, ясное дело, не автомат.

Если на селекторе диафрагм выставлено конкретное значение, то стрелка гальванометра продолжает указывать на какое-то значение на шкале.

Можно работать с аппаратом так: Смотрим в видоискатель, считываем показание, выставляем его на селекторе.

Тогда это будет ручной режим с приоритетом выдержки и несопряженным экспонометром. Вся разница только в том, что показания экспонометра – в поле видоискателя.

Только смысла в таком режиме нету, т.к. мы руками делаем то, что может сделать автомат.

Гораздо интереснее выглядит такой вариант:

Выставляем на селекторе диафрагм ручное значение, запоминаем его.

Потом, глядя в видоискатель, не отрываясь от него, большим пальцем левой руки вращаем селектор выдержек до те пор, пока стрелка на шкале не укажет на выбранное нами значение диафрагмы, т.е. пока автоматика не подтвердит, что выдержка соответствует выбранной нами диафрагме.

Вот это уже будет полуавтомат с приоритетом диафрагмы!!!

На мой вкус, такой порядок использования даже перспективнее автоматического.

И еще важно то, что с объективом М39 автомат на Киеве-10 работать не будет. А описанный выше полуавтоматический режим – будет!

Лапка взвода затвора расположена именно на задней панели. Рычаг спрятан в корпусе и ходит в специальной прорези.

P3293430На нижней панели слева направо находится:
— откидная рулетка обратной перемотки, под которой прячется кнопка открывания задней крышки
— штативное гнездо —ровно по оси объектива
— кнопка отключения затвора
Очень необычное расположение рулетки обратной перемотки. Снизу.

P3293431Если кто помнит, то зацепы, за которые можно вращать катушку с пленкой внутри кассеты — расположены сверху (ну если пленка идет в аппарате слева направо).

В Киеве-10 пленка идет традиционно, значит зацепы у катушки сверху. А рулетка то снизу…
Чтобы передать вращение с рулетки на катушку, потребовалась целая трансмиссия.

А вот спрятать кнопку открывания стенки под рулетку – это рационально. Минимален риск случайной засветки.

P3293427Сверху у Киев-10:
— Селектор выдержек и чувствительности пленки — слева от пентапризмы;
— скоба для вспышек на съемном кронштейне — на пентапризме;
— окошко счетчика кадров — справа от пентапризмы.
Верхняя панель весьма лаконична и это тоже добавляет Киеву-10 стиля.

Отмечу необычное расположение селектора выдержек. Вообще, у продукции Арсенала этот элемент управления находится всегда в очень нетипичных местах.

P3293436Выдержки, на которых происходит синхронизация помечены цветом.

Выбор чувствительности пленки осуществляется вращением центрального диска за 2 выступающих верх поводка. Шкалы традиционно предлагается две — ГОСТ и DIN.

Отношение к камере.

Не знаю у кого как, а у меня 98% процентов снимков выполнено в режиме приоритета диафрагмы.

В этой связи, фотоаппарат, заточенный под приоритет выдержки, — видится мне очень и очень нишевым. А вернее будет сказать — имиджевым.

Арсеналу нужен был эффектный выход в сегмент зеркалок — он такой и случился.

Я, конечно, далек от предположения, что кто-то из конструкторов в то время считал, что приоритет выдержки — «это наше все».

Вероятнее всего, такая именно автоматика появилась по довольно немудреной причине. Электроника и механика автомата не могли быть слишком сложным. Поэтому под контроль его — отдали диафрагму. У нее можно выставить промежуточные значения — не нужно округлять расчеты, в отличие от выдержки.

Да и чисто механически передавать от автомата значение диафрагме— проще, чем выдержке.

Вспомним, что у Зенита-4 тонкая подстройка экспозиции через стрелки в видоискателе — тоже была реализована через диафрагму. Ровно по той же причине.

В итоге, Киев-10, представляет собой плод непримиримой борьбы дерзкой конструкторской мысли с объективными технологическими ограничениями того времени.

Аппарат вышел очень интересный. Стильный, солидный, технологичный.

При некоторой надуманности автоматического режима, его можно использовать в полу-автоматическом, и в т.ч. с оптикой М39. Все это делает Киев-10 — очень функциональной и перспективной камерой для того времени.

Арсеналу однозначно удалось громко заявить о своих притязаниях на лидерство.

На этом у меня все. Не забывайте о лайках и репостах. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Добрый день, Иван! И снова я с проблемой. На новокупленном Киеве 10 (на котором якобы отсняли всего несколько пленок) широкий красный флажок перемещается регулятором выдержек. Второго сектора или флажка нет, а стрелка гальванометра движится вместе с красным флажком. В автоматическом режиме спускная кнопка заблокирована постоянно. В ручном и выдержки и диафрагма работают нормально, но стрелка всегда совпадает с центром красного флажка. Есть ли у кого мысли на эту ситуацию? Где второй сектор? стрелка прилипла к кр. флажку? Селеновый элемент отказал?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *