Фотоаппарат Искра-2 обзор и инструкция



PC036460Искра — семейство советских дальномерных среднеформатных фотоаппаратов складного типа.

Искра пришла на смену линейке камер Москва, финальная, пятая модель которой перестала выпускаться в 1960 году, и в тот же год начали производить Искру.
Искра считается аппаратом более высокого уровня по сравнению с Москвой, в этом мы убедимся ниже.

Делали аппараты Искра только на Красногорском механическом заводе и всего несколько лет. Уже в 1964 году производство Искры прекратилось и в СССР остался один производимый среднеформатный аппарат — Салют. Его с 1957 года выпускали на Киевском заводе Арсенал.

В общем, это логично. Любителей в те годы уже вполне устраивала узкая пленка. Средний формат становился уделом профессионалов, а им важнее системность Салюта, а не компактность Искры.

7975145740_e7bfc44710_bПрототипом для создания Искры считается немецкий аппарат Zeiss Super Ikonta IV, а также несколько иных, очень похожих на Иконту иностранных камер.

Линейка камер Искры — совсем небольшая и включает всего 2 модели — Искра и Искра-2.

Вторая модель отличается от первой только наличием встроенного несопряженного селенового экспонометра.
Искра-2 — единственный советский среднеформатный фотоаппарат с селеновым экспонометром и единственная советская гармошка с каким-либо экспонометром вообще.

Сегодня в обзоре у нас именно Искра-2, это довольно редкий аппарат, давайте рассмотрим эту камеру подробнее.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Искра-2

Как уже говорилось, Искра-2 выпускалась на КМЗ. Годы ее выпуска — 1961-1964. Выпущено этих аппаратов было совсем мало — около 6 тыс. штук.

Аппарат среднеформатный, т.е. рассчитан на пленку тип 120. Кадров на такой пленке получается 12 штук и размером они 60 х 60 мм.

PC036473Штатный объектив — Индустар-58 3,5/75, несъемный.

75 мм для среднеформатного фотоаппарата — это примерно как 40 мм для современной полнокадровой зеркалки — умеренный широкоугольник.
Искра получила более широкоугольный объектив, чем Москва-5, у которой, напомню, было ФР 105 мм. На мой вкус, это сделало камеру более универсальной.

Вообще, есть мнение, что объектив у Искры существенно лучше, чем у Москвы по качеству.

Диапазон доступных диафрагм — от f/3,5 до f/22.

Затвор центральный, междулинзовый, отбивает выдержки 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 и В.

Замечательный набор. У 5-й Москвы не было 1/500 и в целом, сами значения выдержек стали более привычными, современными

Синхронизация вспышки — кабельная, на любой выдержке. Таково свойство всех центральных затворов.

Искра-2 имеет автоспуск.

Вес моего экземпляра 900 грамм.

Элементы управления:

Искра, как и Москва — это складной фотоаппарат. Гармошка, если по-простому. Габаритами Искра получилась немного компактнее. Она повыше, но зато менее широкая и менее длинная в разложенном состоянии.

P1156687P1156689
В сложенном виде аппарат совсем небольшой. Искру в футляре вполне комфортно носить с собой. Это не выглядит трудовым подвигом, как с системными среднеформатами.


Как у всех гармошек, у Искры много элементов управления находится в окрестностях объектива, о них позже. Пока внимательно рассмотрим корпус.

PC036464В передней части корпуса находится откидная дверца, за которой в сложенном состоянии помещается узел затвора и объектив. В отличие от Москвы, дверца откидывается не в бок, а вниз.

Чтобы открыть дверцу, нужно нажать на кнопку на верхней панели. При этом, желательно придерживать дверцу рукой. Пружина, откидывающая ее — довольно мощная, а сама дверца тяжелая и инерционная. Я полагаю, что есть риск поломки петель при резком ударе о стопор.
PC036496Над дверцей имеются прямоугольные окошки видоискателя (слева) и дальномера (ближе к центру). Между этими окошками имеется еще одна деталь — светоприемник встроенного селенового экспонометра.

Дальномер у Искры совмещен с видоискателем. Это — существенное улучшение по сравнению с Москвой. База дальномера 55 мм. Это больше чем, например, у Зоркого-4 или ФЭД-5, благо, широкий корпус позволяет.
Наличие экспонометра — это как раз то, что отличает модель аппарата Искра-2 от просто Искра.

PC036467Сзади виден только миниатюрный круглый глазок видоискателя слева. Глядя на величину окуляра невольно ожидаешь увидеть в нем маленькую и тусклую картинку.

Но, нет! Картинка достаточно хороша. Не особо крупная, но и не мелкая. Квадратной, естественно, формы. Видоискатель с небольшим уменьшением в 0,74x.
В центре очень крупный и отчетливый прямоугольник дальномера. Наводить фокус удобно. И еще, дальномер Искры очень просто юстируется. Для этого не нужно разбирать аппарат и иметь специальные навыки.

PC036471Нижняя панель. Тут у нас штативное гнездо под старый стандарт 3/8 дюйма и две поворотные головки по бокам. Головки не от замков задней крышки, как можно подумать. Они нужны для фиксации катушек внутри аппарата.

Чтобы катушку освободить из стопора, нужно повернуть головку против часовой стрелки примерно на четверть оборота. Головка при этом выдвинется, а стопор катушки внутри аппарата задвинется.
Замок задней крышки находится на левом торце. Он имеет типичную конструкцию, чтобы замок открыть, нужно оттянуть небольшую скобу внизу.

PC036484Однако, будьте осторожны! Крышка аппарата не откидная, а съемная! После открывания замка, она снимается с правого зацепа и ее ничего больше не держит. Не уроните аппарат, пытаясь удержать его за крышку!
PC036468На верхней панели слева-направо располагаются:
— Калькулятор экспозиции. Он не совмещен с обратной перемоткой, т.к. такая перемотка у пленки 120 типа не предполагается.
— Широкое дугообразное окошко со стрелками экспонометра.
— «Холодная» скоба для вспышек.
— Кнопка открывания передней крышки.
— Кнопка спуска, она блокируется в закрытом положении.
— Небольшое окошко счетчика кадров.
— Головка транспортировки пленки.
Искра, опять же, в отличие от Москвы, умеет транспортировать пленку с автоматическим делением на кадры и потому имеет также счетчик.

А вот взвод затвора — по-прежнему отдельная операция, но при этом, имеется защита от повторного экспонирования.

PC036483Калькулятор экспозиции, на первый взгляд, похож на классический, например, такой, как на Зените-Е, однако, на поверку, обнаруживаются отличия.

Калькулятор не рассчитывает готовые экспопары. Он позволяет только определить экспозиционное число.

Управление экспозицией на Искре-2 выглядит так:
1. Выставляем на калькуляторе чувствительность заряженной в аппарат пленки. Для этого вращаем верхнюю часть калькулятора за небольшой поводок сверху.

Имеется две шкалы на выбор: ГОСТ и DIN

2. Направляем аппарат на объект съемки. В дугообразном окошке в зависимости от уровня освещенности ходит стрелка.


3. Вращая калькулятор за внешнюю накатку мы в том же окошке передвигаем вторую стрелку, красного цвета и с колечком на конце. Задача — поймать в колечко тонкую стрелку.

4. Когда стрелки совместились, можно узнать экспозиционное число сцены съемки. На него указывает треугольный индекс, на верхней части калькулятора слева чуть дальше шкалы ГОСТ.

Что делать с этим числом?

Переходим к рассмотрению выдвижного блока затвора и объектива.

PC036475 - копия5. Экспозиционные числа нанесены на объектив справа ближе к переднему его краю. Необходимо ухватить самое переднее кольцо объектива на узкую накатку, оттянуть кольцо вперед, повернуть до совмещения красной точки с искомым экспозиционным числом и вернуть кольцо на место.
PC036477После этого в верхней части объектива друг напротив друга выстраиваются экспопары.

Кольцо, о котором шла речь в п.5 — на самом деле управляет диафрагмой. На нем нанесены и числа диафрагм и экспозиционные числа.
Чуть ближе к аппарату есть еще одно кольцо — оно управляет выдержкой. На нем указаны выдержки и на нем же красная точка, указывающая на выбранное экспозиционное число. Справа от буквы В – автоматические выдержки. Указаны знаменатели дроби. Слева от буквы В – рекомендованные ручные выдержки. Цифры – это целые секунды.

Кольца выдержки и диафрагмы сцеплены вместе и вращать в таком положении их можно только одновременно.

При этом, если вращать сцепленные кольца вправо, то время выдержки будет увеличиваться, а диафрагма — закрываться, и наоборот, если вращать влево.

В общем, экспозиция при вращении сцепленных колец не меняется и красная точка все время указывает на одно и то же экспозиционное число.

Оттягивая кольцо диафрагм вперед, мы расцепляем кольца и получаем возможность выбрать иное экспозиционное число.

Вот так все несложно, но складно и удобно. Похоже на режим программного сдвига (P) в современном фотоаппарате.

Фокус наводится самым ближним к аппарату кольцом. Для удобства оно снабжено поводком, который ходит по левому верхнему сегменту объектива.

Шкала глубин резкости присутствует, а вот фокусировку на ГФР по красным точкам у Искры убрали.

Складывать аппарат можно только при фокусе объектива на бесконечности, будьте внимательны! Выдвинутый объектив под крышку не войдет.

Рычаг взвода затвора расположен сверху между шкалой глубин резкости и кольцом выдержек.

Взводить его нужно влево-вниз. После взведения рычаг возвращается обратно в верхнее положение.

Спускать затвор нужно кнопкой на корпусе, но имейте в виду, что если в аппарате нет пленки, то сделать это не получится. Аппарат ведь не получит сигнала о том,что кадр переведен и поэтому будет работать блокировка от повторного экспонирования.


Благо, спустить затвор, также как и у Москвы можно вторым способом — надавив на рычаг в правой нижней части объектива. Делать это более или менее удобно только если объектив выдвинут, т.е. сфокусирован на ближнюю дистанцию. Но чтобы проверить работоспособность этого достаточно.

Затвор работает очень тихо. Его щелчок почти не слышен.

PC036479Также, справа расположен зеленый прямоугольный поводок с зубчиками, который активирует автоспуск и переключает синхронизатор в режимы для импульсных и для одноразовых вспышек.

Гнездо проводного синхроконтакта тоже справа чуть выше.
Вот, в общем, и все.

PC036488PC036489
Чтобы аппарат закрыть, нужно надавить на хромированные рычаги по обеим сторонам объектива и закрыть крышку.

Отношение к камере

Искра — аппарат очень удачный. Многим он нравится. С одной стороны, конструкция существенно более совершенная, чем у серии Москва, с другой, большая часть преимуществ простого надежного аппарата с центральным затвором — сохранены.

Экспонометр Искры-2 — вполне обеспечивает потребности фотографа в большинстве случаев. К сожалению, до наших дней эти устройства в исправном виде не доживают.

Умерено широкоугольный объектив также позволяет работать в максимальном количестве жанров фотографии.

У Искры все просто, лаконично, функционально. Никакие параметры не провисают. Даже видоискатель с дальномером — зачетные.

Искру можно было бы смело рекомендовать как аппарат для начинающего любителя средней пленки, которому удобнее камера компактная, а не системная громадина.

Но, увы, Искр выпустили немного, а из-за ненадежного узла счетчика кадров — в исправном виде до нашего времени добралось еще меньше.

Поэтому, дороговат аппарат этот для первого знакомства со средним форматом.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12

Вам может также понравиться...

комментариев 6

  1. Сергей:

    Искра все же полномерной сменой Москве не является, Москва крупноформатнее и она двухформатная. Поэтому и объектив у нее 105 против 75 здесь. 105 на 9х6 дает 42эфр, 75 на 6х6 дает 38.3эфр, разница в пересчете незначительна. 105 на 6х6 -> 53.6эфр.

  2. Сергей:

    105 на 9х6 дает 45.2эфр,
    75 на 6х6 дает 41эфр,
    ну и Москва в меньшем формате – 105 на 6х6 -> 57.4эфр.
    (Уточнил истинный размер кадров.)

  3. Андрей:

    Ужасный аппарат. Ни одной работающей Искры я не встречал. Обычно всю эту сложную механику в Искре переделывают как было у Москвы. Сзади вырезают окошко, убирают стопор с кнопки спуска. Мечтаю, чтобы кто то взялся и за мою Искру.

  4. Iglex:

    Замечательный фотоаппарат.
    Небольшой, лёгкий, очень изящно выглядит и даёт ощущение причастности к чему-то солидному. Как-никак, средний формат!))
    Набор возможностей вполне приличный.
    Моя Искра 1962 года – полностью в рабочем состоянии.

  5. Александр Романович Скоробогатов:

    Если быть более точным, то выпущено было не “около 6 тысяч штук”, а “чуть более 6 тысяч штук”.

  6. Eugene:

    В этой камере две конструктивные ошибки: неправильный кулачек датчика установки пленки (из-за чего перемотка пленки не работает с завода) и, что самое обидное, отсутствие трёх перемоточных кадров в счетчике – т.е. вам необходимо с открытой крышкой промотать пленку до появления цифры “1”, и вы лишаетесь первого кадра из-за засветки.
    С другой стороны – камера легкая для ремонта, свою Искру довел до рабочего состояния напильником и паяльником без особых матюгов. А вот досадная огреха засвеченного кадра уже никуда не денется,что убивает восторженное впечатление о камере…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *