Комплект Фотоснайпер ФС-12 обзор и инструкция

PA139744Настал черед поговорить о таком явлении в советском фото, как Фотоснайпер.

Фотоснайпер — это комплект фото-аппаратуры. Комплект предназначен для съемки удаленных объектов длиннофокусным объективом с надежной фиксацией фотоаппарата (для избежания смаза), но без использования штатива.
В классический комплект Фотоснайпер (экзотику прямо сейчас не трогаем) входят:
— адаптированный из базовой модели фотоаппарат Зенит (применялось несколько видов);
— сильно адаптированный объектив Таир-3 4,5/300;
— специальное крепление, включающее рукоятку (наподобие пистолетной) со спусковым крючком, ложе и плечевой упор (приклад),
— классический штатный объектив Гелиос;
— объемный кофр / кейс, в котором умещается все оборудование;
— масса различных мелочей, в т.ч. комплекты светофильтров под оба объектива, ремни, бленда на Таир, кассеты для пленки, отвертки и т.д.

Набор очень большой и солидный.

Концепция Фотоснайпера понятна. Длиннофокусный объектив не может быть очень уж светосильным. Хотя f4,5 для 300 мм — это недурно, между прочим. Современные образцы, стоимостью несколько килобаксов мы к сравнению принимать не будем.

Итак, объектив не светосильный и при этом длиннофокусный, т.е. очень чувствителен к шевеленке. Есть общеизвестное простое правило. Для минимизации риска шевеленки, знаменатель выдержки должен быть равен или превышать фокусное расстояние объектива в миллиметрах.

У классического Зенита была только одна выдержка, которая правилу удовлетворяет полностью, — это 1/500. И одна, удовлетворяющая условно, — 1/250.

Много найдется ситуаций для 64-й пленки, чтобы снимать на 1/500 при f >= 4,5?. Нет, не много.

Выход — снимать с выдержками подлиннее, со штатива.

Но фотокомплект позиционировался как инструмент съемки на природе, в походах, для фотоохоты.

Есть возможность таскать с собой штатив по тайге? Нету.

Даже если штатив вдруг имеется, разворачивать его — это долго. Маневренности никакой. На изменение сюжета среагировать невозможно. Какая уж тут фотоохота? Штатив — это атрибут студийной съемки.

В общем, нужна фиксация аппарата надежная, но без штатива.

Решение со всей очевидностью подсмотрели у конструкторов оружия, которые все эти вопросы давно придумали, как решить. В итоге, Фотоснайпер и приобрел всем привычную форму.

Немного истории.

Praktica_STL-1_with_VOSS_400mm_lenzЯ не знаток импортной техники, но, на сколько могу судить, комплекты типа Фотоснайпер в 70-х — 90-х годах прошлого века за рубежом распространены особо не были. Вот я нашел одно, буквально, фото. Praktica Super-TL-1 и объективом VOSS 400 mm
Если заблуждаюсь — пишите в комментариях.

Зато в СССР концепция фотоаппарата с прикладом и длиннющим объективом — однозначно находила отклик в сердцах, как конструкторов, так и потребителей.

Есть в облике Фотоснайпера что-то завораживающее для советского человека все-таки.

Несмотря на все это, придумали Фотоснайпер на Западе, конечно.

Если многочисленные штучные и около-концептуальные модели не рассматривать, то наиболее близким по сути прототипом следует считать
Leica Gun или Leica Gewehr, созданный немецкой компанией Leitz в 30-х годах.

Leitz-Leica-Gewehr-(Rifle)New_York_Leica_Gun_RIFLE_Prototype_6
Моделей, судя по всему, было даже несколько, привожу пару фото из Сети.

Интрига конструкции в том, что фотоаппаратом в комплекте была дальномерная Лейка.

Но при фокусном расстоянии объектива в 300 мм, дальномер аппарата для фокусировки бесполезен.

Конструкторы решили эту проблему вполне красиво, они дополнили комплект зеркальной приставкой.

Приставка с подъемным зеркалом и матовым стеклом, конструкционно схожа с зеркальными фотоаппаратами.

Спереди приставки крепился объектив. Сверху — видоискатель. Не знаю, была там пентапризма или просто второе зеркало.

Сзади к приставке крепилась слегка адаптированная дальномерная Лейка.

И вся эта конструкция устанавливалась на деревянное ложе с прикладом.

Объектив был специальный, его рабочий отрезок включал всю глубину зеркальной приставки. Фокусировка осуществлялась по матовому стеклу, фотограф наблюдал сцену непосредственно через объектив. Дальномер аппарата никак не использовался.

В момент съемки зеркало поднималось до открытия затвора.

Именно эта немецкая конструкция легла в основу первого отечественного Фотоснайпера — ФС-2.

ФС-2 разрабатывался на ГОИ, а выпускался на КМЗ в 1944–1945 годах. Аппаратом в комплекте был адаптированный ФЭД, а объектив — Таир-2 (ГОИ 4,5/300).

На ресурсе КМЗ сказано, что Фотоснайперы — это первая фото-продукция предприятия и объем выпуска ФС-2 составил 343 штуки.

ФС-2 бы чисто военной продукцией. Он предназначался для фоторазведки с наземных наблюдательных пунктов, осуществляемой путем быстрой крупномасштабной съемки удаленных предметов, с рук, с приклада, без применения подставок или штативов.

ФС-2 — это очень редкий, интересный и невероятно дорогой сейчас комплект. Привожу несколько фото из Сети.

08dd7883909676c6dae8cf5cd8a8d42561ecef0ca6fee839722a9a2f29cc91a94234381_originalb0fc9f9fc899f3b03cb933c4afb9eeb6f6f7ff15642ba466c0816792be6d36dafs-2-04fs-2-07fs-2-09fs-2-16IMG_4725IMG_6276
В гражданском варианте Фотоснайпер появился только в 1965 году на базе аппарата Зенит-Е, адаптированная версия которого называется Зенит-ЕС, а весь набор именовался ФС-3.

2e92027bd181d0bdd0b8d0bcd0bed0ba-d18dd0bad180d0b0d0bdd0b0-2015-03-07-d0b2-1-21-03
Дополнительная буква «С» в названии аппарата означает «Снайпер».

Интересно, что базовый Зенит-Е вышел ровно в этом году. Это значит, что разработка комплекта Фотоснайпер была задумана сразу и велась параллельно.

Почему именно Зенит-Е? Полагаю, потому, что это первая зеркалка с зеркалом постоянного визирования.

ФС-3 выпускался 18 лет — с 1965 по 1982 год (!!!). Сведений об объеме выпуска у меня нет, но объемы, думаю, были, а сам комплект однозначно был предметом вожделения миллионов советских людей.

Это при том, что экспозамер Зенита-ЕС был, конечно, совершенно бесполезным при съемке через Таир.

1c5f594e9c6bФотоснайпер засветился даже в мультфильме Простоквашино. Изобразили его, правда, как некий гибрид с ФС-2, но аппарат явно зеркальный, так что имелся в виду, конечно, ФС-3.
Следующая модификация — ФС-12 появилась вместе с массовыми и функциональными Зенитами 12-й серии. Внутрикамерный TTL замер с этого момента позволял уже вполне точно оценивать экспозицию с 300 мм объективом и менять ее не отвлекаясь от визирования. Функционал Фотоснайпера существенно увеличился.

ФС-12 выпускался с 1982 года и включал несколько модификаций.

С модификациями есть некоторый беспорядок и даже ресурс КМЗ, обычно, расставляющий все по полкам, в данном случае полной ясности не дает.

3366071661Первой была модификация просто ФС-12 на базе аппарата Зенит-12 (модификация Зенит-12С). Есть сведения, что базой служил Зенит-TTL, но это одно и тоже с Зенит-12, так что верно и то и другое.


Далее, наиболее распространенными модификациями были ФС-12-2 и ФС-12-3.

Отличие простое — у «-2» оптика (оба комплектных объектива) без многослойного просветления, у «-3» с многослойным просветлением.

Аппарат в обоих случаях был Зенит-12сд (адаптированный вариант —Зенит-12СДС).

Вот тут есть интересный момент. Верхняя панель Зенит-СДС совершенно не похожа на Зенит-12СД. Ясно, что аппараты под комплект адаптировались, но причем тут верхняя панель?

Визуально Зенит-12СДС походит на Зенит-122, но только если не сравнивать их рядом. В действительности, корпус у Зенит-12СДС свой собственный, не похожий ни на кого другого.

Зачем, интересно было бы узнать?

Полагаю, визуальная схожесть с Зенит-122 может кого-то запутать.

Были модификации на базе аппарата Зенит-12XP.

В WIKI сказано, что именно комплект на базе Зенит-12XPS называется ФС-12-3, но это не так.

Последняя цифра означает именно наличие просветления, а аппараты Зенит-12сд и Зенит-12xp отличаются только названием. Второй из них это а-ля экспортная версия.

Комплекты с Зенит-12СДС и Зенит-12XPS никак не отличались маркировкой самого комплекта.

В обзоре, например, комплект ФС-12-2 на базе Зенит-12XPS. Все надписи нанесены латиницей. Фото ниже, тут не привожу.

MjRM9yleДалее был комплект на базе Зенит-122 (адаптированная версия — Зенит-122С). Сам комплект стал называться ФС-122

Был еще комплект ФС-412, но не думаю, что он получил распространение. В те времена население страны уже больше думало о выживании в 90-е, а не о приобретении дорогих комплектов для фото-охоты.
Отдельного внимания заслуживает комплект ФС-4, который даже вроде бы продавался в розницу в каких-то небольших количествах. Может как-нибудь повезет такой заиметь.

fs_4m_(1)fs-4-zenit-16-s
В качестве базы там использовался Зенит-16 или позже Зенит-19.

Как можно судить по фото, эргономика была существенно переработана. На сколько позволяет мой опыт обращения с ФС-12, берусь предположить, что ФС-4 стал в применении существенно удобнее.

В комплекте использовался новый объектив Телезенитар 4,5/300.

Коротко пройдусь по разработкам, которые не пошли в серию. Только по самым интересным, т.к. было их много и это не тема статьи.

В 70-х — 80-х годах разрабатывался интересный, но непонятно зачем нужный вариант Фотоснайпера для фотоаппарата Зоркий. Конструкция была сложна тем, что для визирования (только для визирования) обладала двумя объективами.

fs-zorki-sСхема
Помимо обычного канала через телеобъектив и зеркало в видоискатель (с углом поля зрения 8° для объектива Таир-3 4,5/300), имеется прямой незеркальный канал наведения с углом поля зрения 41°24′, позволяющий осуществлять обзор объектов съемки и предварительное кадрирование. После выбора и захвата объекта съёмки, происходит переключение оптической системы на наблюдение через зеркальный телеканал и окончательная наводка.
Интересно, но коммерчески не могло быть оправдано.

Очень амбициозным проектом был комплект Телефот 1992 года.

В качестве базы использовался фотоаппарат Зенит-АПК-С и объектив MC АПО Телезенитар-K 4,5/300.

telefot-pict-sКроме того, дополнительно в комплект прикладывались полуторократная афокальная насадка и двухкратный телеэкстендер. Различные комбинации составных частей позволяли получать фокусные расстояния: 300 мм (только телеобъектив), 450 мм (объектив и насадка), 600 мм (объектив и телеэкстендер) и 840 мм (вся система в сборе).
Предполагалось включать в комплект систему ночной съёмки на базе ЭОП (электронно-оптического преобразователя) с лазерной подсветкой (!!!!!!!!).

Предполагалась система быстрой фокусировки, сенсорный электроспуск (!!!!!!!!!).

Естественно, дальше опытного образца ничего никуда не пошло. А жаль…

Ладно, давно пора уже рассмотреть подробнее мой экземпляр Фотоснайпера

Фотоснайпер ФС-12-2 на базе Зенит-12XPS

Выглядит Фотоснайпер в сборе, конечно, сверх-брутально.

Весит все это дело тоже порядочно — 2,77 кг.

PA139750PA139754
Удобен ли Фотоснайпер в использовании? Знаете, нет, не удобен и это вызывает удивление.

Плечевой упор слишком длинный и слишком низко расположен. При визировании приходится тянуть шею вперед и вправо.

Я думаю, конструкторы слишком увлеклись аналогией со стрелковым оружием. Стрелок при прицеливании держит голову очень похоже, как при фотографировании Фотоснайпером.

Но фотосъемка это, все-таки, не стрельба. Отдача отсутствует и в этом принципиальная разница. Упор именно в плечо не так важен, равно как и вся форма конструкции. Использовать Фотоснайпер было бы куда удобнее, если бы упор осуществлялся не в плечо, а, например, в грудную клетку, а сам приклад был бы короче и резче шел вниз, что поднимало бы сам аппарат выше.

Именно такие изменения и произошли в ФС-4, но это очень редкий комплект.

PA139756ФС-12 комфортнее использовать со снятым плечевым упором, он легко снимается, но вот надежность фиксации, конечно, при этом страдает.
PA139759Нижняя часть Фотоснайпера представляет собой ложе, к которому крепится объектив и рукоятка со спусковым крючком.


PA139760PA139763
В передней части ложа находится фокусировочный барабан, а в средней — ребристая шайба со штативным винтом. Этим винтом ложе и привинчивается к объективу.

Нажатие спускового крючка передается двумя отдельными толкателями на:
— массивную планку внизу объектива (это — часть системы моргающей диафрагмы)
— цилиндрическую втулку внизу аппарата, в которой продублирована спусковая кнопка.

Система отрегулирована так, что вначале прикрывается диафрагма, и только потом происходит спуск затвора.

PA139775PA139779
PA139766PA139782
Ложе с рукояткой можно снять. Функциональность аппарата при этом сохранится, однако все станет менее удобным, конечно.

На фото хорошо видны:
— фокусировочный барабан;
— штативное гнездо в двумя углублениями под штифты, с помощью которых обеспечивается соосность;
— массивная светлая планка, при нажатии на которую закрывается до рабочего значения моргающая диафрагма;
— светлая втулка внизу аппарата, в центре которой помещена дублирующая кнопка спуска.

Объектив Таир-3С 4,5/300

PA139784Буква «С» указывает на принадлежность к Фотоснайперу. Базовая модель объектива называется Таир-3А.

PA139804Не все знают, но Таир-3С, несмотря на отсутствие в названии литеры «А», также имеет сменный хвостовик. Об объективах со сменными хвостовиками А у меня есть отдельная статья.
PA139785Объектив претерпел очень существенную адаптацию. Оптическая схема не изменилась, но внешний вид и функционал серьезно отличаются от базовой модели. Вот они рядом для сравнения.


Во-первых, у Таир-3С нет привычного кольца фокусировки.

PA139800Управляться классическим кольцом было бы неудобно, и конструкторы заменили его на фокусировочный барабан. Вращать его можно одновременно поддерживая объектив снизу.

Шкала дистанций нанесена на сам барабан, а вот шкалой ГРИП пожертвовали.
Во-вторых, Таир-3С поддерживает моргающую диафрагму. Таир-3А такой функции не имеет.

Правда, механизм «моргалки» пришлось создавать уникальный и не могу назвать решение изящным.

Итак, объектив имеет классическое кольцо, которым выставляется диафрагма. Одновременно, чуть дальше от аппарата расположено еще одно кольцо с массивной головкой. Кольцо подпружинено.

PA139772PA139774
Перед началом кадрирования это кольцо следует повернуть в направлении стрелки. В положении, когда головка поравняется с окошком, в котором видно диафрагменное число, кольцо зафиксируется.

Диафрагма при этом полностью открывается, несмотря на выставленное иное значение.

PA139813При, примерно, полу-нажатии на спусковой крючок, один из толкателей в ложе нажимает на планку снизу объектива, кольцо срывается со стопора и пружина поворачивает его влево. Диафрагма закрывается до выставленного рабочего значения.

Кольцо поворачивается с довольно громким металлическим лязгом. Если при съемке нужна тишина, кольцо необходимо придерживать.
В-третьих, Таир-3С передает значение рабочей диафрагмы в фотоаппарат (!!!).

Таким образом, замер экспозиции Фотоснайпера осуществляется при открытой диафрагме, но в расчете используется, естественно, рабочее значение.

PA139764Диафрагма передается электрическим способом. Для этого служит специальный провод со штекером. Штекер присоединяется к разъему в массивной цилиндрической надстройке в нижней части фотоаппарата.
В-четвертых, у Таир-3С нет встроенной металлической складной бленды, которая есть у Таир-3А. У Таир-3С имеется только накручивающаяся резиновая бленда, которую в народе прозвали «вантуз».

PA139807PA139808
Несмотря на очевидную ассоциацию, такой размен понятен. Ходить по лесу и цеплять ветки деревьев и кочки, сподручнее, все-таки, не тонкостенным металлическим стаканом, а таким вот вантузом. Объектив будет сохраннее.

Аппарат Зенит-12XPS

PA139792PA139797
Кроме дизайна верхней панели аппарат несильно отличается от своего базового прототипа. Фотоснайперскую принадлежность выдают только надстройки на нижней панели, которые достаточно громоздки, не убираются и снижают, конечно, эргономику.

Ровно аппарат уже не поставить.

PA139793PA139799
Во всем прочем, это обычный Зенит-12сд, обзор которого у меня есть, повторяться не буду.

В комплект Фотоснайпера входил штатный Гелиос. Очень предусмотрительно. При установке его на аппарат получался вариант для универсальной повседневной фотосъемки.

Отношение к комплекту.

Я не нашел объемов выпуска Фотоснайперов. Но сейчас предложение этих комплектов на Авито велико. Фотоснайперов в СССР на руках было очень много и я стльно сомневаюсь, что количество людей, увлеченных фотоохотой, хотя бы близко приближалось к количеству комплектов.

Сейчас комплекты, как правило, продаются в состоянии близком к новому. Покупали их явно не чтобы ходить с ними по лесам, а чтобы ими просто обладать.

Фотоснайпер — это сосредоточение крутизны и брутальности, которых так не хватало в СССР.

Фотоснайпер (для тех, кто не знал название — Фоторужье), — предмет вожделения всех советских школьников, для многих из которых ставший исполнившейся мечтой.

На этом у меня все. Удачи!

Инструкция:

01020304050607080910111213141516171819202122232425262728293031


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях! Комментарии на сайте не требуют регистрации. Заполнять можно не все поля.
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.