Фотоаппарат ФЭД-С (довоенный) история, обзор и инструкция



Сегодня хочу рассказать о довольно редком фотоаппарате — о ФЭД-С.
PA139695

В своих обзорах, прежде чем перейти к рассмотрению самого аппарата, я стараюсь всегда написать пару строк об истории его создания.

Общеизвестно, что марка ФЭД начиналась в мастерских Детской трудовой коммуны НКВД УССР им. Ф.Э. Дзержинского, а корни марки ведут еще дальше — к бренду Leica.
Мне, что не удивительно, советский этап эволюции интереснее, по многим причинам, но без краткой истории самой Лейки рассказ будет неполным, конечно.

В общем, «не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?»

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Очень коротко история камеры Leica выглядит так:

oscar-barnack

Создателем семейства фотокамер Leica является немецкий инженер по имени Оскар Барнак (Oskar Barnack).

Он родился 1 ноября 1879 года в деревушке Линов возле Берлина. Молодой Оскар мечтал о живописи и хотел стать художником.

Однако, отец Оскара считал ремесло художника несерьезным.
В 1889 году семья Барнака переезжает в Берлин. Окончив школу Оскар начинает учиться ремеслу механика. Профессия механика по точным приборам увлекает юношу, и после завершения курса обучения Оскар отправляется в разные города Германии и Австрии, где работает и набирается опыта.

Наконец, уже будучи опытным мастером, Оскар Барнак приезжает в Йену, где устраивается на работу в компанию Carl Zeiss Jena и впервые знакомится с фотографией.

Однако, отношения в компании Carl Zeiss Jena у Оскара не сложились.

То ли имел место конфликт по поводу медицинской страховки, то ли в компании, выпускающей пластиночные фотоаппараты, не приняли новаторскую идею Барнака о создании миниатюрной фотокамеры для съемки на 35 мм кинопленку.

Дело в том, что в свободное время молодой инженер любил отправляться на фотосъемку на природу — в горы и леса. Громоздкий пластиночный фотоаппарат, тренога, запас пластинок — все это немало весило и никак не увеличивало удовольствия от путешествий.

Считается, что именно тогда, во время походов, Оскару пришла идея о миниатюрной и легкой камере.

Одним из ранних изобретений стала камера, которая могла экспонировать до 20 мини-изображений на одну пластину 13х18см. Однако Барнак прекрасно понимал, что это ложный путь. Благо, в то время уже были известны попытки современников использовать в фотографии 35мм кинопленку.

Вскоре, по рекомендации одного из друзей, Барнак переходит на работу в фирму «Оптический институт Эрнста Лейца» (Optisches Institut von Ernst Leitz). В конце XIX века эта фирма выпускала микроскопы, бинокли, кино- и фото-проекторы и имела представительства в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Токио.

Возглавлял фирму Эрнст Лейтц II. Имя этого человека — именно владельца фирмы — ляжет, впоследствии, в название легендарного фотоаппарата.

До конца своей жизни Оскар Барнак возглавлял исследовательскую лабораторию фирмы Leitz.

В 1914 году Барнак сконструировал первые две фотокамеры, получившие название Ur-Leica, но прототипы оказалось очень сложным для серийного производства.

25573616_1_x
isleica03

После Первой мировой войны компания Лейца находилась на грани разорения, а для выпуска камеры на рынок нужны были серьезные вложения. Лейтц принимает рискованное решение — вложить деньги в производство совершенно нового для мирового рынка продукта.

В память об этом на доме, в котором проходило совещание, установлена мемориальная доска, которая гласит: «Здесь, в 1924 году, Эрнст Лейтц II принял решение запустить в производство изобретенную Оскаром Барнаком Лейку».

Позже, уже в 1925 г. на Лейпцигской ярмарке публике была представлена первая серийная модель фотоаппарата Барнака.


Первое название устройства было LeCa (от Leitz + Camera), но затем остановились на более благозвучном имени – Leica I. Эта модель имела приставной дальномер.

Leica-IA-Cameratique
29202_45_1

Новинка, к слову, была принята публикой прохладно. Во-первых, к тому времени Leica была уже не единственной компактной камерой, использовавшей кинопленку шириной 35 мм. Во-вторых, как технические характеристики самого аппарата, так и возможности 35 мм пленки вызывали скепсис.

Совсем недавно, в конце XIX века малым форматом считался размер фотопластинок 13×18 сантиметров, а кадр 9×12 называли «миниатюрным». Во время же появления Лейки малым считался современный средний формат.

Разрешающая способность кинопленки тех лет, хотя и радикально улучшалась год за годом, но, все же, не позволяла получать снимки с качеством уровня фото-пластинок.

Но создатели Лейки точно угадали будущее. Популярность малоформатной фотографии мало-помалу росла. Достоинства компактных аппаратов выходили на первый план и оттесняли недостатки на второй. Сами Лейки совершенствовались.

e7aefef4-1c4a-11e5-8726-b6d49ceb77ff

В 1930 году была создана Leica Standard с в возможностью замены объективов, для которой были выпущены нормальный объектив с фокусным расстоянием 50 мм, а также широкоугольный (35 мм) и телеобъектив (135 мм).
В 1932 году появилась Leica II — первый в мире малоформатный дальномерный фотоаппарат. На фотоаппарате стоял оптический дальномер, сопряженный с фокусировкой объектива.

4023524116_88e0193d50_b

Leica_II

На этой оптимистической ноте мы Лейтца и его успехи оставим и переместимся в СССР в 1927 год.

29 декабря 1927 года в поселке Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений ГПУ было создано детское воспитательное учреждение — Коммуна имени Дзержинского.

Коммуна создавалась в рамках борьбы с детской беспризорностью. Многие источники указывают, что создали ее на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины.

Снимок
f07_s

Также широко известно, что возглавил Коммуну педагог Антон Макаренко, автор знаменитой «Педагогической поэмы».

Создавалась Коммуна не с нуля, если можно так сказать. Первыми коммунарами стали 60 воспитанников колонии им. Горького для малолетних правонарушителей. С частью персонала они составили костяк нового коллектива, с ними в коммуну и пришел Антон Семенович Макаренко.

Прочее население сформировали из малолетних беспризорников 13-16 лет. Первоначальная численность Коммуны была около 100 человек.

Для нужд Коммуны было построено новое большое и вполне благоустроенное здание. Воспитанники были обеспечены всем необходимым с т.з. быта, одежды и т.д.


На воспитательном процессе я останавливаться не буду. По этой теме рекомендую лучше почитать Педагогическую поэму Макаренко.

Государственное обеспечение подобных учреждений в те годы было крайне слабым, поэтому, Коммуна была трудовой и изначально ориентировалась на самообеспечение.

На территории были организованы механическая, деревообрабатывающая, швейная и сапожная мастерские.

Все верно, тут и трудовое воспитание и будущая профессия выпускникам и возможность добывать средства на нужны коммуны.

Нет, сходу коммуна не начала собирать фотоаппараты.

Вообще, на этот счет существует много мифов. Я не ставлю задачей что-то там развенчивать и низвергать. Историю становления огромного комплексного производства отличной фототехники на базе детской трудкоммуны я лично считаю заслуживающей уважения и гордости за страну.

Но при этом, знать историю без прикрас и налета пропаганды — это честно и правильно.

Итак, механическая, деревообрабатывающая, швейная и сапожная мастерские.

Оборудования в мастерских было мало и оно было самым примитивным, рассчитанным на ручной труд. Продукция могла быть только самой простой.

В 1928 г сапожная мастерская была ликвидирована.

Для расширения производства требовались деньги, которых не было. Коммуна по-прежнему оставалась на содержании из добровольных взносов сотрудников ГПУ.

Тем не менее, какая-никакая продукция вовне реализовывалась и средства поступали. Зарплаты воспитанникам на первых порах не платили и удавалось откладывать на будущее.

В 1929 году коммуна отказалась от дотаций и перешла на самоокупаемость.

В начале 1930, на территории была развернута деревообрабатывающая мастерская, в которой делали дубовую мебель. Цеха были достаточно просторными для массового производства.

Уже в 1930 коммуна производила в месяц сотни дубовых столов, столов для черчения. Выпускалась также театральная и ученическая мебель.

Для слесарной мастерской были приобретены два десятка старых токарных станков. Также была оборудована небольшая и примитивная литейная мастерская — возник небольшой заводик медной арматуры.

Коммуна выпускала кроватные уголки, машинные масленки и ударники к огнетушителям.

В швейной мастерской шили форму для «Динамо».

В том же 1930 г. коммунары начали выпускать собственную многотиражную газету «Дзержинец». По отзывам специалистов, экземпляры этой газеты являются сейчас наиболее достоверным источником информации о жизни коммуны.

При этом, производство оставалось полукустарным, оборудование было примитивнейшим, строения — неудобные, а производственного обучения, собственно говоря, не существовало.

Квалификация у коммунаров была очень узкой и неглубокой, тем не менее, производство развивалось, выручка росла. Население коммуны составляло в то время уже 150 человек.

В 1930 г. коммунарская школа была реорганизована в рабфак, приписанный к Харьковскому машиностроительному институту. Качество образования серьезно выросло.

В конце 1930 г. в коммунарских мастерских ввели зарплату. Есть, правда сведения, что воспитанники платили из заработной платы довольно большие отчисления на содержание и развитие коммуны, а оставшуюся часть на руки выдавалась только по окончании обучения, но стимул сработал и производительность труда серьезно выросла. В кассе коммуны росла сумма сбережений.

К середине 1931 г управление коммуны поставило вопрос о строительстве нового завода.

В качестве продукции для завода выбрали …. Нет, не фотоаппараты, а электроинструмент.

К этому времени весь инструмент с электрическим мотором привозили из заграницы, и платили за него, надо так полагать, золотом. Освоение собственного производства обещало быть очень выгодным.

Завод был построен и оборудован 15 января 1932. Вместе с заводом построили и новые жилые корпуса. Население коммуны выросло до 330 человек.

Завод был очень современным. Источники говорят о сотнях станков, среди которых были и импортные.

На счет источников финансирования все достаточно туманно. Есть мнение о полном самофинансировании. Эта версия вызывает сомнения, т.к. заграничные станки точно также должны были покупаться за золото и были дорогими. Да и масштаб стройки уж больно солидный для сбережений коммуны.

Есть сведения о том, что станки передавались в дар от других предприятий. Но ведь это и означает наличие государственной помощи.

Есть упоминание займов, которые коммуна брала на возвратной, конечно основе.

Хорошо, а кто, например, строил производственные и жилые корпуса?

Учитывая, что весь проект проходил под покровительством НКВД, я так думаю, вполне понятно, что за бесплатная рабочая сила использовалась на стройке

В общем, помощь от государства, конечно была, даже если она и не заключалась в выделении конкретно денег. Выделались рабочие на строку, выделялось оборудование.

f09_s_elektrosverlilka

Завод начал с выпуска электродрелей, которые в то время называли «электросверлилки». Изделие носило марку ФД-1 и было копией конструкции дрели американской фирмы Black Decker.

«ФД», — это, конечно, Феликс Дзержинский.

Электродрель — изделие сложное и первые полгода наладить выпуск в плановых объемах не удавалось. Уровень брака на первых порах был очень большим.
Но над наладкой производства трудились не только коммунары. Пришли на завод и опытные инженеры. Причем, совсем не исключено, что по той же линии НКВД.


Постепенно производство электроинструмента удалось наладить. Пошли объемы, появился ассортимент новой продукции.

Вот тут мы уже подходим к производству фотоаппаратов.

Как именно было принято решение начать выпуск фотоаппаратов на предприятиях коммуны сейчас уже неясно. В источниках есть несколько версий, но, на сколько они подлинны, понять сложно. Все версии просты и сводятся к идее «А чем мы хуже? Даешь невероятно сложную технику руками беспризорников!»

Я полагаю, что эти версии все-таки носят существенный налет пропаганды. Производство фотоаппаратов — это был серьезный и сложный проект. Такой наобум не рождается.

Собственно, в самой идее нет ничего экзотичного. Фото-индустрия в стране интенсивно развивалась. Именно в это время появлялись массовые советские пластиночные фотоаппараты — «Фотокор-1» (с 1930 по 1941) и «Турист» (с 1934 по 1940). В 1934 году вышла первая пробная партия фотоаппаратов «Гельвета» (в последствии «Спорт»).

Фототехника закупалась за границей и стоила дорого. Наладить выпуск отечественного аппарата под 35-мм пленку — это логично и ожидаемо.

Сведений о начале освоения производства фотоаппарата в коммуне — мало. Излагаю то, что удалось найти.

Ну, истории о том, что беспризорники разобрали Лейку и вручную ее скопировали, это, конечно, миф.

Под производство фотоаппаратов сходу начали строить обособленный завод. Есть, кстати, сведения, что завод этот могли и не включать в комплекс Трудкоммуны, сделать его совершенно самостостельным предприятием. Помог авторитет Макаренко.

Стройка началась в 1932 году, а сведения о самых первых выпусках копий Лейки датированы 1933 годом. Это значит, что даже самые первые попытки копирования были выполнены уже в заводских условиях. На специальном заводе.

Есть упоминание, что в качестве консультантов привлекались специалисты от разработчика изделия-прототипа — инженеры и техники фирмы «Лейка». Уж не знаю, на сколько это достоверно и какие там были лицензионные отношения.

А вот сведения о том, что для отработки конструкции нового фотоаппарата при Харьковском институте метрологии и стандартизации было создано специальное конструкторское бюро, видимо, можно считать достаточно достоверными.

Первые фотоаппараты были вручную собраны в 1933 году. Количество в источниках указывается от 3 до 30 штук. Это были копии Leica I с приставным дальномером.

FED-0

Аппараты собирали приглашенные с ВООМП (Всесоюзное Объединение Оптико-Механической промышленности, будущее ЛОМО) инженеры. Предположительно, на снимке именно такой аппарат.

Называлась камера тогда «ФЭДКА» или «ФДКА», по аналогии с Лейкой.

Leica это Leitz + Camera, а тут Феликс Дзержинский + камера.
Как это название правильно писать, гравировалось ли оно на корпусах и как нумеровались аппараты в этой серии — неизвестно, т.к. ни один аппарат из той серии до наших дней не дошел.

Причина была банальной — все аппараты были бракованными. Они или быстро вышли из строя или работали неверно.

Конечно, при таком мизерном объеме выпуска, ни о какой розничной реализации продукции речи не шло. Аппараты дарили важным людям. Эти люди несли вышедшие из строя аппараты на предприятие и меняли по гарантии. На замену выдавались аппараты уже из следующего модельного ряда.

Неисправные экземпляры утилизировались, т.к. модельный ряд уже сменился.

О создании музея или не думали или его экспонаты были утеряны в ходе эвакуации предприятия во время Великой Отечественной Войны.

5015541941_3

Следующее поколение камер копировали уже с Leica II (Leica D) и кустарщиной тут и не пахло. В таком узле аппарата, как объектив, например, кустарщины быть и не может физически.
Объектив Лейтца “Эльмар” представляет собой 4-линзовый полусклеенный анастигмат типа Тессар. Государственному оптическому институту (ГОИ) в Ленинграде был поручен расчет подобного объектива на основе советских сортов оптического стекла.

Необходимое оптическое стекло было изготовлено на Ленинградском заводе оптического стекла (ЛенЗОС), и одновременно конструкторское бюро ВООМП взялось конструировать оправу для объектива.

Изготовление и тестирование опытной партии объективов осуществлялось на ВООМП.

О самом заводе фото-продукции в Харькове и численности работников в том первом его виде у меня сведений нет. Но предприятие было крупным. Ведь помимо фотоаппаратов завод самостоятельно выпускал несколько видов объективов (6, на сколько знаю), фотоэкспонометры, светофильтры и широкий ассортимент разных аксессуаров.

Общее количество наименований, думаю, не менее 20-25 позиций, если считать светофильтры, разного рода крепления и т.д. Масштаб производства был ОЧЕНЬ значительным.

На заводе трудилось много вольнонаемных специалистов.

А вот участвовали в производстве фотоаппаратов бывшие беспризорники? Хороший вопрос.

Я уверен, что участвовали.

Только вот, 15-ти летний пацан, который вчера из подворотни и 22-х летний парень, который успел получить средне-специальное образование, имеет лет 5-7 трудового стажа и опыт сборки электроинструмента — это совершенно разные люди, согласитесь.

Хотя оба — бывшие беспризорники.

Полный цикл производства фотоаппарата включает самые разные процессы, в том числе, не требующие особой квалификации. В них вполне могли быть заняты даже самые молодые коммунары.

В процессах посложнее принимали участие коммунары с высокой квалификацией, наряду с вольнонаемными служащими.

Операции типа юстировки объектива под конкретный аппарат и настройки затвора — выполнялись инженерами, конечно.

Но вернемся к аппарату.

Назывался он уже классически — «ФЭД» и был копией немецкой Leica II. Рассказы о русских корнях конструкции, — это абсурд, конечно.

Интересно, что копирование второй Лейки в СССР осуществляюсь не только в Харькове.

Pioner-VOOMP-1
Pioner-VOOMP-2

В 30-е годы аналоги Leica II выпускал ВООМП под наименованием «Пионер» и Московский завод «Геодезия» под названием «ФАГ» (Фото Аппарат Геодезия). Вот они на снимках.

FAG-1
FAG-2

Объемы выпуска были небольшими. Пионеров выпустили около 700 штук, ФАГов — итого меньше, несколько сотен.

Серийное производство аппаратов ФЭД началось в 1934 году. В этот год было произведено 1800 аппаратов. А в следующем 1935 году объем выпуска составил уже 12-15 тысяч изделий и далее выпуск постоянно рос.

Всего же к началу Великой Отечественной Войны было выпущено 160 -170 тысяч аппаратов ФЭД.

А сейчас мы плавно переходим к герою сегодняшнего обзора — аппарату ФЭД-С.

Что это за аппарат?

В интервале 1934-1941 годов внешний вид аппаратов ФЭД несколько менялся. Особенно на самых ранних этапах, когда производственный процесс совершенствовался и претерпевал существенные изменения.

Известно, что первые 7-8 тыс. аппаратов были выпущены без клеммы для приспособлений. До, примерно, 10 000-го номера на задней стенке имелось юстированное отверстие и т.д.

Но все это — скорее, косметические, не принципиальные отличия.
Были, однако, и модели, отличающиеся сильнее. Эти аппараты назывались ФЭД-С.

ФЭД-С выпускался в 1938-1941 годах. После ВОВ этот аппарат не выпускали.

Буква «С» на корпусах не указывалась, т.е. название писали как просто «ФЭД». Текст графировки тоже ничем не отличался от базовой модели. Более того, не существовало отдельной нумерации этого вида аппаратов. Нумерация типов «ФЭД» и «ФЭД-С» была общей, сквозной.


Объем выпуска ФЭД-С неизвестен, источники предполагают это количество как примерно 20 000 штук. Этот вывод делается, исходя из номеров на штатных объективах, которые отличались от базовой модели.

Чем ФЭД и ФЭД-С отличаются? Отличий, в общем, всего два:

— ФЭД-С имеет дополнительную выдержку 1/1000
— ФЭД-С комплектовался более светосильным объективом марки ФЭД 2/50, простив стандартного объектива ФЭД 3,5/50.

В Сети ФЭД-С обычно описывают как просто чуть более продвинутую версию аппарата. Часто встречается расшифровка буквы «С», как Командирский (от Commander). Ну понятно, для чинов повыше — аппарат покруче.

Я (со слов опытного коллекционера) узнал альтернативную, чуть более подробную историю, которую нахожу вполне убедительной.

Итак, в апреле 1395 года вышла очередная модель аппарата Лейтца — Leica IIIa.

leica3ac1
$_57

Если сравнивать этот аппарат со второй моделью, то основные отличия будут следующие:
— более светосильный объектив;
— наличие дополнительной короткой выдержки 1/1000 на верхней головке выдержек;
— наличие дополнительной головки выдержек (спереди справа от объектива) с дополнительными длинными выдержками 1, 1/2, 1/4, 1/8.

Этот аппарат, как наиболее продвинутый на тот момент в мире, в Харькове тоже пытались скопировать. Отечественная модификация получила название ФЭД-Б.

FED-B

Информации об этой камере практически никакой нет. Я нашел ее изображение в Сети, но нет никакой гарантии, что это не подделка. При таком уровне редкости, думаю, на изготовление фэйкового ФЭД-Б вполне рентабельно будет пустить настоящую довоенную Leica IIIa.

Что значила буква «Б» я не знаю ни одной версии. Возможно, она просто означает вторую по счету серийную модель. У Леек такая классификация тоже есть.
Редкими аппараты ФЭД-Б являются потому, что не удалось выпустить ни одного рабочего экземпляра.

Проблема была с настройкой замедлителя. Конструкторам никак не удавалось настроить правильную работу длинных выдержек. Корректно работала или одна пара или другая. Все четыре — никак.

Скопировать Leica IIIa до ВОВ так и не удалось.

В итоге появлялся ФЭД-С, который представляет собой ФЭД-Б без замедлителя и дополнительной головки выдержек.

Возможно, какая-то часть ФЭД-С представляла собой переделанные ФЭД-Б. Ну не работает замедлитель, остальное то работает, включая 1/1000, чего добру пропадать? Снимаем замедлитель, устанавливаем в классический корпус.

Но основная масса ФЭД-С, скорее всего, изначально собиралась уже без замедлителя.

PA139673

Косвенным подтверждением данной версии служит то, что у футляра к ФЭД-С имеется специфический вырез в правой передней части корпуса. Это вырез под переднюю головку с медленными выдержками.

И, кстати, в рамках этой же версии, буква «С» в названии означает «Светосильный».
Уф, прошли по всей истории, давайте уже рассмотрим конкретный экземпляр аппарата.

Довоенный фотоаппарат ФЭД-С

Аппарат дальномерный. Дальномер не совмещен с видоискателем.

Крепление объектива M39×1. Рабочий отрезок 28,8.

Известно, что на первых ФЭДах были достаточно большие допуски рабочих отрезков, и объективы приходилось юстировать под конкретный аппарат. Полной стандартизации рабочего отрезка добились уже только после ВОВ.

Меня заинтересовал вопрос, а как же рядовой пользователь юстировал объективы?

Ответ нашел такой:

Действительно, на самых первых выпусках рабочий отрезок гулял солидно, юстировка объективов требовалась. Объективы тогда были только штатные, задняя стенка камер имела юстированное отверстие и настройка осуществлялась на предприятии.

К моменту появления парка сменной оптики для фотоаппаратов ФЭД, точность задания рабочего отрезка сильно выросла. Точность эта была ниже послевоенных ГОСТов, но была достаточной с т.з. запросов потребителей тех лет.

Поэтому, пользователи прикрывали диафрагму и никто юстировкой не заморачивался.

PA139711

Штатный объектив ФЭД 2/50.

Затвор шторный, матерчатый. Ходит по горизонтали. Отбиваются выдержки: 20, 30, 40, 60, 100, 200, 500, 1000 и Z. Такой набор выдержек был стандартом до ВОВ и некоторое время после.
Вес моего экземпляра без объектива 426 грамм. Со штатным объективом — 580 грамм.

Элементы управления:

Внешне довоенные ФЭДы почти неотличимы от послевоенных. С ФЭД-С все проще, т.к. они после ВОВ не выпускались, а вот базовой моделью — отличить довоенный экземпляр от послевоенного не так-то просто.

PA139730

На фото слева аппарат примерно 1941 года выпуска, справа — 1955. На объектив внимания не обращайте. Почти неотличимы.

PA139715

Нумерация у данной модели аппарата была просто порядковой и сквозной. Обозначать год выпуска первыми двумя цифрами номера начали уже после ВОВ и не на этой модели.

Если кому-то принципиально понять, что аппарат довоенный, то на эту тему у меня имеется специальная статья.

PA139689

Спереди, помимо объектива расположены 3 окошка. 2 круглых окошка дальномера и между ними прямоугольное окно видоискателя.

У ФЭД этой модели определение расстояния и кадрирование выполняется через разные окошки.
База дальномера 38 мм.

Картинки и в видоискателе и в окне дальномера очень мелкие.

Синхроконтакт и автоспуск у фотоаппарата отсутствуют.

PA139693

Сзади имеются только 2 круглых глазка, соответственно для и дальномера (левое) видоискателя (правое).

PA139706

PA139723

На нижнем торце имеется штативное гнездо на 3/8 дюйма и поворотный замок.

Штативное гнездо смещено в крайнее правое положение. Это не очень удобно, но тогда считалось стандартом размещать крепление под кнопкой спуска. Так меньше шансов сдвинуть аппарат при нажатии на кнопку на не очень надежном штативе.

Для зарядки пленки, нижняя панель сделана съемной.

Справа эта панель надевается проушиной на небольшой цилиндрической выступ, расположенный на правом торце. И далее справа налево крышка плотно надевается на корпус и закрепляется слева поворотным замком.

PA139702

Все органы управления сосредоточены на верхней панели, имеющей сложную фигурную форму с несколькими уровнями.

Имеем:
— Головку обратной перемотки.
— Скобу для принадлежностей
— Головку выдержек
— Перекидной тумблер отключениями затвора
— Кнопку спуска
— Большую головку, которой осуществляется взвод затвора и транспортировка отснятого кадра.
Важно всегда помнить, что менять выдержку можно ТОЛЬКО при взведенном затворе.
Верхняя панель украшена гравировкой. Текст гравировки менялся за время производства несколько раз и является одним из признаков года выпуска.

PA139679
PA139683

В данном случае гравировка такая: «ФЭД НКВД – CССР Харьковский комбинат им. Ф.Э. Дзержинского». Номер аппарата 164431.

На головке выдержек ФЭД-С видно дополнительное деление на 1/1000.

PA139710
PA139675

Кнопка спуска в те года была сплошной, без резьбы под спусковой тросик.

Отношение к аппарату

Начав рассматривать довоенную технику ФЭД я испытал реальный шок от того, на сколько качественный и разнообразный парк фотоаппаратов и объективов выпускался в Харькове до Войны.

Многие вещи из этого ассортимента я рассмотрю в своих обзорах, ищите марку «ФЭД» в оглавлениях с припиской «довоенный».

Пусть все эти вещи были копиями немецких изделий. Не самых новых на то время и не самых продвинутых.

Российская промышленность сегодня может сделать копию, да хотя бы моего первого цифрового аппарата Canon A95?

Я купил его 13 лет назад. Это ОЧЕНЬ не новый аппарат и ОЧЕНЬ не самый продвинутый на период его производства.

Сейчас отечественный фотопром такой аппарат скопировать не может. Хотя Canon, думаю, не стали бы сильно много просить за патенты.

По сути, неважно, беспризорники собирали фотоаппараты или белее квалифицированные рабочие — важно, что собирали. И объемы были хорошие и ассортимент и качество.

Создать с нуля такое мощное производство в такие сжатые сроки, — это подвиг, которым есть все основания гордиться.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Инструкция:

FEDpassport

Инструкции для конкретно ФЭД-С я не нашел. Возможно, таких и не существовало, просто несколько правок вносилось от руки в стандартную инструкцию, как показано тут на Аттестате. Инструкцию прилагаю от базовой модели, наиболее подходящую по году выпуска.

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14

Вам может также понравиться...

комментариев 5

  1. Святослав:

    Рабочий отрезок гулял и на послевоенных первых ФЭДах, чему немало способствовал хлипкий штампованый корпус и рама затвора. Окончательно проблема была решена только с переходом на литьё. Собственно, главное и практически единственное отличие первых ФЭДов и Зорких – именно литой корпус последнего. Ну, если не считать мелкой косметики. Инструкции по ручной подгонке объективов под камеры я читал во вполне себе послевоенных книгах. В реале, если хотелось поснимать первым ФЭДом (а их у нас в компании пионеров-нищебродов было три штуки, доставшихся от дедов), рабочий отрезок камеры подгонялся под имевшуюся оптику с проверенной юстировкой методом подкладки под кольцо бумажных прокладок. Варвары, да-с.
    Наша стая единомышленников в середине восьмидесятых была неплохо укомплектована ретротехникой. Один складной Кодак под 120-й ролик родом из начала века, два Фотокора разной степени ушатанности, три первых ФЭДа (все послевоенные), один ФЭД-2, один Киев-II, и один Зоркий-3М (мой, любимый)). Ещё были две Смены-2, но это было несерьёзно. Когда родители одного из нас купили-таки ему новый Зенит-ТТЛ, был праздник, но длился он недолго, потому как Зенит был вилейским и быстро сдох. Оптику покупали вскладчину в комиссионках, поэтому и подгоняли старые ФЭДы под чуть более новые, с проверенным отрезком.

  2. Владимир Сбитнев:

    В 1938 году моего отца наградили аппаратом ФЭД Трудкоммунны НКВД УССР им Дзержинского. На нижней крышке – золотая гравировка. Куда, в какой музей его можно отправить?

    • Иван:

      Я не слышал о музеях, посвященных фото-аппаратуре. Такому экспонату будет рад любой частный коллекционер. Я не исключение. Но частная коллекция это не музей. Мой совет – оставьте у себя как память и стильное украшение книжной полки.

  3. Ромуальдас:

    Иван,добрый день! Приобрел аппарат фед,с номером 118942.1/500. Я так понимаю,это до военный
    Гравировка как указанно в вашей статье. Есть все,кроме корпуса. Его можно где-то приобрести?

    • Аноним:

      Забыл добавить,панель управления с верху и нижнея планка имееться.Нету только корпуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *