Фотоаппарат Чайка-3 обзор и инструкция


PA129642Чайка — это семейство советских шкальных полуформатных фотоаппаратов. Свое название аппараты получили в честь позывного Валентины Терешковой — первой женщины-космонавта.

Выпускались Чайки Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова (Белорусское оптико-механическое объединение).
Совокупный выпуск всех моделей семейства составил около 2 млн. Аппараты были массовые.

ChaikaIСтартовала линейка с аппарата Чайка (без номера), производство которого началось в 1965 году.
P2207222Далее, в 1967 году появилась Чайка-2 — самая массовая модель семейства. Вторая Чайка от первой отличалась съемным объективом и деталями отделки.
В 1971 году свет увидела Чайка-3. Тут уже изменений существенно больше. Чайка-3 — это самый продвинутый аппарат в линейке. В частности, она оборудована селеновым фотоэлементом.

PA129639
Для 1971 года селеновый фотоэлемент на не зеркальном аппарате редкостью не был. Выпускались уже и Зоркий-10 и ФЭД-Микрон и т.д.

Но из полуформатных аппаратов, я вариантов с экспонометрией, пожалуй, не помню больше.

Chaika2m-1Параллельно с Чайной-3 выпускалась Чайка-2М, которая была упрощенной версией третьей без экспонометра.
Вот, в общем, коротко и все по истории линейки. Давайте посмотрим аппарат.

Фотоаппарат Чайка-3

Как уже говорилось, Чайка-3 выпускалась в 1971—1973 годах Минским механическим заводом. Объем выпуска около 600 тыс. экземпляров.

Аппарат полуформатный. Полуформатным называется фотоаппарат, который рассчитан на стандартную 35 мм пленку, но отображает на ней кадры вдвое меньшего размера. Не 24х36, а 24х18 мм. Кадры ориентированы вдоль пленки короткими сторонами.

Объектив Индустар-69 2,8/28. Предел диафрагмирования f16.

Напомню, для полуформатного аппарата 28 мм — это нормальный объектив. Если непонятно почему, читайте мою статью о кропе.

PA129662PA129665
Объектив Чайки-3 — съемный, но сменной оптики под эту систему никогда не выпускалось и вообще ничего о ней неизвестно.
Присоединительная резьба М39, но рабочий отрезок нестандартный — 27,5 мм.

Объектив от дальномерных фотоаппаратов типа Зоркий и т.д., хотя и совпадает по резьбе, но физически не может быть установлен на Чайку, т.к. его хвост упрется в диск вокруг затвора, который является частью корпуса и расположен очень близко к резьбе.

Объектив от Чаек также бесполезен для полнокадровых аппаратов.

Объектив Чайки можно поставить на фотоувеличитель.

Известна, также, практика применения аппаратов Чайка с макро-кольцами для фотокопирования литературы. Подробнее об этом написано в статье о второй Чайке.

Затвор — центральный пятилепестковый — отбивает выдержки 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.

Чайка оборудована проводным синхроконтактом, автоспуска на ней нет.

Отличительной особенностью 3-й Чайки является наличие селенового фотоэлемента и довольно оригинальной конструкции частичного сопряжения экспозамера.

Вес моего экземпляра с объективом — 420 грамм.

Элементы управления.

Чайка-3 выглядит своеобразно. Я бы даже сказал, занятно.

PA129646Аппарат увесистый, компактный, плотный такой. Верх и низ имеют металлическую отделку, средняя часть покрыта глянцевым рифленым пластиком.

Лежит в руках Чайка-3 хорошо.
В верхней части передней панели находятся:
— слева — переднее окошко видоискателя в одной рамке со светоприемником, формирующим светящиеся рамки;
— по центру и справа — селеновый фотоэлемент.

Есть информация, что встроенный экспонометр работает на базе экспонометра Зенита-Е. Вообще, окошко светоприемника у Чайки — шире, но ничто не мешает самому фотоэлементу занимать не всю ширину окошка, конечно.

Хотя, Зенит-Е выпускался на БелОМО только с 1973 года, вроде как. В 1971-м возили узлы от Зенит-Е с КМЗ, что ли?

В общем, сложно сказать, на сколько достоверно это, да и не суть.

Кнопка спуска находится на передней части корпуса под фотоэлементом, справа от объектива. Кнопка квадратная, имеет мягкий, короткий ход.

Под кнопкой спуска видно гнездо проводного синхроконтакта.

PA129649Сзади только прямоугольный глазок видоискателя.

У полуформатных фотоаппаратов кадры на пленке помещены не горизонтально, а вертикально, поэтому, вертикально сориентирован и видоискатель. Чтобы сделать горизонтальный кадр аппарат нужно держать вертикально
Картинка, которую видоискатель дает довольно мелкая и тускловата. В видоискателе видны светящиеся рамки.

PA129658Задняя крышка у Чайки-3 — откидывается вправо на петлях. Замок накладной на левом торце. Чтобы замок открыть, нужно потянуть вверх небольшую скобу сверху замка.
PA129655Снизу аппарата наблюдается непривычное оживление. Органы управления аж теснятся.

Первое, что бросается в глаза — это две массивные головки. Правая — протягивает кадр и взводит затвор. Левая — отвечает за обратную перемотку пленки.

Само по себе нижнее расположение этих объектов — уж решение не очень обычное, но давайте обратим внимание вот на какой момент. У стандартной кассеты сцепление катушки с вилкой происходит сверху. Если головка перемотки находится снизу, то вращение головки нужно через некую трансмиссию передавать наверх.
Ровно это и сделано у Чайки-3.

Между головками находится окошко счетчика кадров и кнопка отключения затвора для обратной перемотки.

Кстати, протягивать кадр вполне удобно. Головка ухватистая, а кадр смещается по узкой стороне и нужна только половина оборота.

Были варианты Чайки-3 с курковым взводом.

Штативного гнезда у моего экземпляра нет. Вроде были варианты и с гнездом.

Верхняя панель выглядит необычно.

PA129653
Слева — скоба для принадлежностей. Скоба «холодная».

Правее, почти по центру находится широкий диск калькулятора экспозиции.

Калькулятор у 3-й Чайки частично сопряженный. Поворот кольца выдержки сразу вносит ее значение в аппарат. Кольцо диафрагм на калькуляторе участвует только в расчетах. Полученное при расчете экспозиции значение диафрагмы нужно вручную перенести на объектив.

Если полностью сопряженный замер с ручным управлением в СССР назывался полу-автоматическим, то данный вариант, наверное, можно назвать четверть-автоматическим?

Еще правее — окошко экспонометра с традиционными двумя стрелками.

Управление экспозицией на Чейке-3 выглядит так:

PA1296361. Нажав пальцем на центр калькулятора нужно повернуть внутренний диск так, чтобы число чувствительности заряженной в аппарат пленки совпало с риской на передней части бортика.

2. В зависимости от освещенности сцены, в окошке справа ходит тонкая стрелка. Вращая верхнюю часть калькулятора за накатку на бортике нужно тонкую стрелку «поймать» стрелкой потолще с колечком на торце.
При этом будет перемещаться шкала диафрагм на задней части верхнего диска калькулятора.

3. У калькулятора есть еще нижний диск. Он тонкий, но снабжен зубчиками и выступает на границы задней и передней стенок. Его можно довольно удобно вращать большим пальцем правой руки.

На этом диске две риски. Одна риска указывает на шкалу выдержек, которая нарисована на корпусе правее калькулятора. Вторая риска напротив диафрагменного числа на калькуляторе.

Поворачивая этот диск мы меняем положение обеих рисок. Причем, если одна перемещается на более короткую выдержку, то вторая — на более открытую диафрагму и наоборот.

Экспозиция при этом не меняется и потому движение этого диска никак не влияет на стрелки в окошке экспонометра.

4. Изменение положения нижнего диска — сразу меняет выдержку, но только указывает на нужную диафрагму. Поэтому, выбрав экспопару, следует еще выставить рекомендуемое диафрагменное число на кольце объектива.

Все! Процедура немудрящая, но достаточно нетипичная в деталях.

Отношение к камере.

При всем уважении к инженерной мысли, для меня Чайка-3 — это явный пример до чего может довести творчество конструкторов пока экономический отдел был в отпуске. Ну или по иным причинам отвлекся.

Нет, поймите меня правильно, аппарат замечательный. Мне в первую очередь интересны как раз технические решения и потому третья Чайка меня искренне радует.

Но скажите, какова ниша этого аппарата? Для кого он?

Зачем вообще полуформатные фотоаппараты? Я слышал несколько мнений, и мои читатели даже высказывались в комментариях на этот счет.

Мое мнение (без претензий на истину в последней инстанции) — полуформатные фотоаппараты создавались из соображений экономии все-таки. Пленки и реактивов хватает на вдвое больше кадров. Фотобумага меньшего формата также дешевле.

Покупатели полуформатных фотоаппаратов — это люди, которые хотят сэкономить. Благо, сами аппараты — шкальные, т.е. максимально простые и недорогие.

Концепция полуформатных фотоаппаратов в конце концов свелась к камере Агат-18 — сверх-простому и сверх-дешевому аппарату, и это, на мой взгляд, правильно.

В обзоре аппарата Чайка-2 есть комментарий Баринова Олега, в котором он приводит отличный расчет со стоимостью аппаратов и пленки. Соглашусь, спустя некоторое время (не очень-то и малое, кстати), Чайка-2 могла окупиться за чет экономии расходников.

А что мы видим у Чайки-3?

Во-первых, появление встроенного экспонометра, а это элемент ТОРовых аппаратов, того времени, между прочим.

Во-вторых, глубокая разработка механизма сопряжения экспозамера, трансмиссия для расположенной снизу головки обратной перемотки и т.д.

А ведь все это затраты на разработку и ведь их нужно отбивать как-то.

В общем, в концепцию максимальной бюджетности Чайка-3 не укладывается никак.

Вот что стоило сделать Чайку-3 полноформатным шкальником? Все сразу встало бы на свои места. До линейки Вилия еще несколько лет, в течение которых эта Чайка занимала бы понятную нишу продвинутого шкальника.

На этом у меня все, удачи!

Инструкция:

00010203040506070809


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях! Комментарии на сайте не требуют регистрации. Заполнять можно не все поля.
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.