Фотоаппарат Чайка-2 обзор и инструкция



P2207218Это второй обзор на моем сайте по полуформатным фотоаппаратам. Первый был про Агат-18. Полуформатным называется фотоаппарат, который рассчитан на стандартную 35 мм пленку, но отображает на ней кадры вдвое меньшего размера. Не 24х36, а 24х18 мм.
67cd9a43ee1e6fc597b14c15a44ab723Серия аппаратов Чайка выпускалась БелОМО (в те годы еще Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова), так же как и Агат-18, но предшествовала ему. Первая Чайка появилась в 1965 году.

Сегодня мы рассмотрим вторую модель — Чайка-2. От первой она отличалась, в основном, внешне. Значительное отличие было только в том, что объектив у Чайки-2 стал съемным, но на этом мы остановимся позже.
Вообще, логика существования полу-форматных аппаратов для меня не совсем очевидна. Рискну предположить, что дело все-таки в экономии фотопленки. Полуформатники делают на стандартной фотопленке не 36, а 72 кадра. Если ограничиваться при этом отпечатками небольшого размера (опять же экономия), то расходы пользователя на расходники сокращаются при том же качестве.

Все это верно, да только вот сами аппараты Чайка, да и многие прочие советские полуформатники не выглядят как воплощение идеи экономии…

Возьмем, к примеру, любую Смену. Ясно, что аппарат бюджетный. Простой, пластмассовый.

Посмотрим теперь на Чайку. Да, это тоже, как и Смена шкальник, т.е. априори аппарат не высокого класса.

Но при этом у Чайки тяжелый металлический корпус с мягкой оклейкой. Курковый взвод. Довольно замороченная трансмиссия обратной перемотки. Со второй модели объектив стал съемным. А у третьей появился встроенный экспонометр.

Нет, Чайку делали не из логики экономии, и я думаю, стоила она ощутимо дороже Смены. Покрывала ли экономия пленки переплату за аппарат? Вопрос. Я ответа не знаю.

Если у вас есть соображения — пишите.

Примечательно, что название Чайка линейка получила в честь Валентины Терешковой, — первой женщины-космонавта, совершившей свой полет 16 июня 1963 года. Позывным Терешковой было слово «Чайка».

Давайте рассмотрим саму камеру.

Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!


Фотоаппарат Чайка-2.

Чайка-2 выпускалась в 1967—1972 годах Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова. Аппарат массовый. Его выпустили около 1,25 млн штук.

P2207234P2207232
Объектив Индустар-69 2,8/28. Напомню, для полу-кадрового аппарата 28 мм — это нормальный объектив. Предел диафрагмирования f16.

Объектив у второй Чайки съемный, однако, его нельзя назвать сменным. Хотя присоединительная резьба была вполне обычная М39, но вот рабочий отрезок — совершенно нестандартный — 27,5 мм.

Все известные мне источники сходятся в том, что сменной оптики под такой рабочий отрезок никогда не выпускалось и не планировалось.


Вероятно, какая-то задумка все-таки была, иначе, зачем делать объектив съемным, но никто даже не попытался как-то эту идею развить.

Объективы с системных советских дальномеров к Чайке не подходили из-за большего рабочего отрезка. А объектив Чайки к тому же не покрывал кадр 24х36 на Зорких и ФЭДах.

Вот скажите, а что помещало сделать рабочий отрезок на 1,3 мм больше?…

P2207239Однако, народные умельцы все-таки придумали как можно применить эту особенность Чайки. Они начали использовать Чайку с удлинительными кольцами, а конкретно — для копирования книг. На 1 кадр помещается 2 страницы, а на стандартную пленку в 72 кадра — 144 страницы (!!!) Зная дефицит хорошей литературы в Союзе, такое решение смотрится очень интересным.
Читать такую фото-копию книги можно вполне комфортно с помощью самого простого фильмоскопа.

Конечно, при использовании шкальника с удлинительными кольцами остро встает вопрос фокусировки. Шкала на объективе теряет силу, а по факту навестись позволяет зеркальный аппарат, но не шкальник. Поэтому, в 70-80-е годы в нескольких журналах публиковались специальные таблицы.

Я знаю, что среди журналов был Моделист-Конструктор и у меня есть его электронная подшивка. Но вот пролистать два с лишним десятка номеров — это для моего бюджета времени задача неподъемная. Если кто-то знает более точные координаты этих таблиц по номерам журнала, пожалуйста, сообщите. Я приложу таблицы к этому обзору.

Большая благодарность Сергею Винокурову, который вспомнил, что статья о Чайке была в номере 8 МК за 1977 год. Статью я привожу ниже. Поищу еще более подробные материалы.

Затвор — центральный пятилепестковый — отбивает выдержки 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, В.

Чайка оборудована проводным синхроконтактом, но лишена скобы для вспышек.

Автоспуска нет.

Вес моего экземпляра с объективом — 390 грамм.

Элементы управления

P2207222Чайка-2 — аппарат плотно сбитый и выглядит очень лаконично.

Верх и низ корпуса выполнены из светлого металла, средняя часть оклеена мягким кожзамом.

Спереди, помимо объектива, расположены: окошко видоискателя (слева), кнопка спуска (справа сверху), гнездо проводного синхроконтакта (справа снизу).
Видоискатель, что ожидаемо, сориентирован вертикально. Чтобы сделать горизонтальный кадр, аппарат нужно повернуть.

Картинка, которую видоискатель дает не очень крупная, но довольно светлая.

Гнездо синхроконтакта как-то уж сильно близко посажено к объективу. Предположу, могли возникать проблемы с присоединением крупных штекеров.

P2207223Сзади, помимо глазка видоискателя находится курок взвода затвора. С пластмассовой лапкой. Сам курок двигается в горизонтальной прорези корпуса и ход его довольно короткий, под стать компактному корпусу аппарата. Все удобно и органично смотрится.
На ребре корпуса на стыке задней и верхней панелей имеется углубление, в которое помещено зубчатое колесико, управляющее выдержками.

Такое положение селектора выдержек, по правде говоря, менее удобно, чем традиционная головка или даже чем то решение, которое применено на Сменах.

Но смотрится все очень свежо.

P2207226Снизу из органов управления — только штативное гнездо и головка обратной перемотки с памяткой чувствительности пленки в центре. Головка совсем плоская. Чтобы плену перемотать нужно ее немного вытянуть из корпуса. При этом, автоматически отключится затвор.
P2207235Вращение головки через весь корпус передается наверх на вилку катушки. Решение довольно симпатичное, но только вот не вяжется оно с идеей упрощения и удешевления.
P2207230Задняя крышка аппарата откидная. Замок точно такой же как на Зенит-Е находится на левом торце.
Верхняя панель Чайки-2 выглядит очень лаконично, вероятно, к этому конструкторы и стремились.

P2207224P2207227
Помимо упомянутого уже селектора выдержек, тут находятся только два забранных прозрачным оргстеклом окошка.

В том, что ближе к центру — видны числа выдержки, а то, что правее — окошко счетчика кадров.

P2207233Остановимся еще немого на объективе. Он хотя и сменный, но является все-таки неотъемлемой частью камеры. Оптическая схема Индустара-69 4/3. Объектив очень маленький. По компактности он может соревноваться с объективом Индустар-50-2.
На объективе есть накатка для более удобного его откручивания. Еще довод в пользу того, что оптика все-таки предполагалась сменной. Иначе на эту накатку просто незачем тратить металл.

Кольцо фокусировки находится на самом краю. Шкала расстояний содержит также символы дистанций.

Диафрагма управляется узким и очень неудобным кольцом на переднем торце объектива.



Отношение к камере

Что ни говори, но советская фототехника не блистала разнообразием дизайна и конструкционных решений.

Поэтому, Чайка-2, хотя и совсем простой аппарат, но мне лично импонирует, т.к. выглядит необычно, имеет не такую уж и простую и довольно продуманную конструкцию.

Возможность применения аппарата для копирования книг, так и вообще вызывает неподдельное уважение. Я не знаю, на сколько, на самом деле такая функция была известна и востребована, но, думаю, вариант может быть рабочим.

На этом у меня все, удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.


Статья об использовании Чайки для фоторепродукции:

МК № 8 / 1977

МК 8_77

Инструкция:

00
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13

Вам может также понравиться...

комментариев 15

  1. Николай:

    Пишу соображения:

    думаю, дело не в экономии плёнки ради экономии денег, а экономии плёнки, чтоб лишнего с собой не таскать.Пошёл в поход – у тебя с одной плёнки в два раза больше кадров вышло. А если ещё и “Агат” взял, маленький и лёгкий, то по весу экономия.

  2. Чайка-II – моя первая фотолюбовь, т.е. я учился на ней (нем) фотографировать. После съемок, когда надо было печатать снимки я снимал объектив с нее (него) и прикручивал его на фотоувеличитель ”Свет-4″ у которого не было своего объектива. Не было никакого цифро- и нано- технологии. Зато было волшебно и увлекательно… Извиняюсь за грамматику.

  3. Баринов Олег:

    Цена фотоаппарата именно этой модели (были и другие) – 23 рубля. Смена – 8 стоила 15 рублей. Зная, что пленка стоила 35 копеек, легко подсчитать, что после 47 отснятой плёнки фотоаппарат начинал окупаться. (Разрешение и т.п. мелочи оставляем за кадром 🙂 ) Если снимать слайды, окупаемость ускоряется. Советская СВЕМА, ТАСМА – 85 копеек, (AGFA) ORWO 1 р 20 коп, значительно позже 1 р 50 коп). Если помнить о положении аппарата, можно было снимать диафильмы (о царапинах тоже молчим).
    Конечно, узнать бы мнение разработчика, но, например, на переходниках к оптическому микроскопу стояла именно 39 резьба… А там достаточно один раз согласовать аппарат с окуляром.
    И возвращаясь к разрешению. Разброс его от партии к партии в отечественной плёнке, поступающей в открытую продажу (по моим наблюдениям) многократно превышал вот эту потерю размера. Собственно именно это мы и наблюдаем сейчас на новом уровне. Fullframe не настолько лучше APS-c, (почти те же 18х24 мм), насколько дороже.

    • Иван:

      Спасибо за информацию о ценах. Ее не хватало. Сошлюсь на эти сведения в обзоре Чайки-3

  4. Владимир:

    В далёкие Советские времена очень много и довольно долго пользовал фотоаппарат Чайка… Просто чайка, был меня с 1967 по 1968г, потом был заменён на Чайка-2… Для меня, курсанта мореходного училища Ростовской мореходки, основным достоинством аппарата была экономия плёнки, а значит и химикалиев для её проявки, что при денежном довольствии курсанта 6руб. в месяц играло решающую роль. Если к этому добавить, что формат печатаемых снимков не превышал 12х15, то качество снимка, связанное с зернистостью плёнки, особо себя не проявляло и было вполне достаточным. Чайка-2 побывала со мной и на Канарах и в Индийском у Кергелена и на о. Южная Георгия(Джорджия) снимки, сделанные этой камерой, до сих пор хранятся в семейном архиве и воспоминания от этого недорогого, простенького апаратика самые хорошие.

  5. Николай:

    Конечно, при использовании шкальника с удлинительными кольцами остро встает вопрос фокусировки.

    Довольно просто можно было сфокусироваться по матовому стеклу, приложенному к кадровому окну вместо пленки на выдержке “В” при условии, что фотоаппарат жестко закреплен на штативе) ну а после не меняя положения камеры заправить пленку и снимать

  6. Вадим:

    Симпатичный был фотоаппарат. Стильный вид и параметры как у ФЭД-2. Школьником в день рождения на подаренные деньги курил за 23 руб. Чайка-2.
    Восторгу не было предела (до этого был немецкий простецкий Pouwa Start которым стеснялся снимать в людных местах), но он быстро прошел. Аппарат попался удивительно отвратительного качества: перестал работать счетчик кадров, дрянной замок на на крышке (аппарат при переноске сам открывался и засвечивал пленку – друзья насмехались и это было нестерпимо) и наконец отказал центральный затвор (после открытия не полностью закрывался и через дырочку между лепестками портил пленку) Ремонтировали фотоаппарат только на заводе. Почтой несколько раз отправлял-получал. После отказа затвора даже у ребенка сдали нервы. Бросил его и проклял. Одалживал фотоаппараты у друзей. Таким образом познакомился с разными системами, кроме “Зенита”. Этоже ж зеркалка дорогая, низзя ребенку давать! Уже студентом за пол-стипендии купил “Смена-8М”. Жизнь молодая -выезды на природу, стройотряды, командировки (уже на работе). И все ей было ни почем. Жива и исправна по сей день. Хранится как память. Её время прошло, теперь ЦЫФРА.

  7. Так случилось, что у меня оказалось время для того, чтобы не только посмотреть и почитать, но и вспомнить и написать об этом. Чайка-2, мой первый в жизни фотоаппарат, который был куплен мне родителями в первый год его производства, 1967. Как позже оказалось, первым фотоаппаратом моей жены тоже была Чайка-2, только у нас были надписи названия на аппаратах разные: кириллицей и латиницей. Чайка-2 – это не Смена 8, я вам скажу, это было круто! «Кроп» цифровой, столь привычный нам сейчас, в годы пленочной фотографии был новинкой, ноу-хау, гордостью его обладателя. Цена – 23 рубля, цена Смены – 15 рублей. Чайка-2 позволяла делать 72 кадра, а, если зарядить пленку в фотоаппарат в темноте, то и все 76! Этого хватало на все случаи жизни. Объектив с диафрагмой 1:2,8 тоже неплох, в те годы массовый фотолюбитель не западал на БОКЭ, поэтому большая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) была плюсом, а не минусом, а по символам на объективе легко можно было угадать с резкостью. Это была очень удобная компактная камера, недостатки которой можно перечислять только из вредности, моя современная камера Canon Powershot G16 была приобретена для технических целей, в том числе, потому, что живо напоминала мне Чайку-2. На настоящий момент у меня оцифровано порядка 500 кадров, снятых этой камерой, хорошего качества, пригодных для показа, в основном, из школьной жизни. На 45-летие окончания школы я показал их на вечер встречи выпускников на большом экране – плакали все! Не так давно я решил собрать коллекцию моделей фотоаппаратов, которыми я когда-то снимал. ФЭД-3 в отличном состоянии и кожаном (!) чехле можно было купить на АВИТО за 500-700, а Чайку-2 в «косметичке» из кажзама – за 1000-2000 рублей. Невероятно, но факт.

  8. Владислав:

    Чайка II моя первая личная камера. Отец подарил в августе 1971 года. Потом когда освоил первые принцыпы фотографирования и фотопечати купил мне Зоркий 4К. Когда поступил в военное училище в 75 году, пользовался на первых порах Зоркий 4К, потом был Зенит Е с Гелиос. А на Чайка II мы с однокурсником делали шпаргалки путем пересъемки. Была станина от старого штатива на которой можно было жестко крепить Чайку, штатные объектив скручивался и накручивался через удлинительное кольцо Юпитер 8 от Зоркого. Наводка на резкость и кадрирование осуществлялось с помощью матового стекла и лупы. Потом вставлялась пленка, закрывалась крышка и выставлялась диафрагма. Микрофильмирование поначалу делали на Фото 65, потом перешли на МЗ-3Л, была в продаже такая пленка с ИСО несколько единиц, но с очень большим разрешением. Да и так камера, была отличным решением, когда убывали на какие нибудь полевые занятия на несколько дней, где маленькая камера с большим запасом кадров на 1 пленке была очень актуальна. А качество для стандартной печати 10х15 была тоже отличной, разницы с полноформатной почти не ощущалось, а для отправки почтой родным и близким было самое то.
    Почему делали бюджетную камеру из метала, на мой взгляд причина возможно одна, эта камера шла также ещё на экспорт.

  9. Я со второй Чайкой познакомился чуть больше полугода назад, и теперь это мой самый любимый плёночный фотоаппарат 🙂 При нынешних ценах на плёнку эта камера радует вдвойне. Недавно я озадачился темой установки на свою Чайку нестандартного объектива, и достиг в этом определённого успеха. Все перипятии, с которыми я при этом столкнулся, я описал в своём блоге в отдельной заметке, которой и хочу здесь поделиться: https://lead-pepelats.ru/blog/chajka-ii-lenses/ Надеюсь, что кому-нибудь эта моя публикация будет полезна 🙂

  10. Владислав:

    Эхехех, случайно наткнулся на данный обзор. Данную камеру мне подарил отец в 1971 году. Все преимущества описали в комментариях. Маленькая, компактная, экономичная. Для походов и впоследствии курсанта военного училища самое то (в училище была очень хорошая фотолаборатория). Съемный объектив помогал делать шпоры путем пересъемки с помощью удлинительных колец. Наводка на резкость по матовому стеклу. С половинчатого негатива печатали в основном фотографии размера почтовой открытки, чтобы можно было отослать родным и близким. Спасибо тем кто придумал и производил эту камеру.

    • Ээээ, “Наводка на резкость по матовому стеклу”? Чиво? Вы точно про “Чайку-2” написали? Что-то новенькое :))))

      • Может без пленки прикладывал к кадровому окну матовое стекло, чтоб определить постоянную резкость и потом заряжал пленкой? Съёмку же, он пишет, производил с помощью удл. колец.

        • Возможно что так, но тогда только одно могу сказать: “Месье знает толк в извращениях” :))) Есть же спец. таблицы для фокусировки Чайки с макрокольцами.

  11. Семён:

    Обьектив легко адаптировать на беззеркалки – выкручиваем все ограничительные штифты (их 3 шт), спиливаем бормашинкой 2 миллиметровый выступ, в который упирается линзоблок, чтобы он заходил глубже. И с кольца с разметкой расстояний наждачкой снимаем около 2 мм, чтобы оно не упиралось.
    Получаем и бесконечность, и очень близкое расстояние, главное следить чтобы не выпал линзоблок при фокусировке

    Но даже на кропе 1.6 есть виньетирование ощутимое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *