Чувствительность советской фотопленки



Чувствительность советской фотопленки

На моем сайте есть несколько обзоров фотоэкспонометров – устройств для измерения уровня освещенности объекта съемки и расчета экспозиции.

В обзорах я сравниваю экспозицию, рассчитанную на советском экспонометре с теми параметрами, которые рекомендует моя цифрозеркалка.

Давайте задумаемся, а корректно ли такое сравнение? Ведь одним из параметров, который участвует в расчете экспозиции, является чувствительность пленки.

На цифровых аппаратах чувствительность задается в единицах ISO, а на советских экспонометрах (в т.ч. встроенных в фотоаппараты) — в единицах ГОСТ.

Если вы обратили внимание, то при сравнении расчетов экспозиции, я приравниваю эти единицы. С небольшой поправкой, например, на то, что советский экспонометр имеет на своей шкале отметку 130 единиц, а современный аппарат позволяет выставить только 125.

Можно ли приравнивать единицы ГОСТ и ISO?

В форумах я несколько раз встречал, например, мнения такого рода:

“ГОСТ 65 = 100 ISO

ГОСТ 130 = 200 ISO”

Нужно разобраться.

Для начала немного истории.

Во времена СССР системы ISO еще не было как таковой, и шкалы светочувствительности были национальными.

Презентация1С 1928 года в Союзе по ГОСТу 2817-45 применялась шкала светочувствительности Хёртера и Дриффилда (англ. H&D). Система эта появилась в Англии еще в 1890 году.

Сокращенно у нас в стране эту шкалу обозначали как «Х и Д».
В 1951 году в СССР перешли на другую шкалу — ГОСТ 2817-50. С этого времени советские единицы чувствительности и начали называть просто «ГОСТ»

Шкала ГОСТ была близкой к американской шкале ASA (American Standards Association) образца 1947 года.

Тут я сделаю важную оговорку. Если подходить максимально математически строго, то шкалы ГОСТ и ASA — отличаются.

ГОСТ не был полностью скопирован с ASA. Естественно, в СССР и США были разные походы к расчетам, основанные на прочих разных стандартах, допусках, традициях.

P4293661Тем не менее, если в математику не погружаться, то шкалы будут ОЧЕНЬ близкими. Такими близкими, что на маркировке экспонометров их просто приравнивали.

Также нужно принимать во внимание, что сам стандарт ASA не стоял на месте. Например, в Wiki в соответствующей статье приведена таблица, в которой единицы чувствительности соответствуют стандарту 1960 года.
Параллельно с ASA, в СССР использовалась немецкая шкала DIN (Deutsche Industrie Normen). Система эта была введена в Германии в 1934 году.

Шкала DIN стоит особняком среди прочих. Если у всех иных единиц измерения — реальная чувствительность пленки удваивается при удвоении номинальной единицы измерения, то по шкале DIN удвоение чувствительности происходит при увеличении единицы измерения примерно на 3.

Так, 65 (ASA, ГОСТ) = 19 (DIN), а 125 (ASA, ГОСТ) = 22 (DIN)

Запись единиц DIN, как показана в примере выше была введена в 1960 году. До этого положено было показывать дробь со знаменателем 10 и значком градуса.

Например, так — «22/10°». Смотрите пример на первом фото.

В 1957 году формула для расчета DIN менялась. Например, 18 DIN стал 21 DIN. В 1960 году эта шкала была согласована с американским стандартом ASA.

Стандарт ISO (от одноименной организации International Standards Organization) был принят в 1974 году. Мудрить не стали. Стандарт просто объединяет ASA и DIN.

Полная запись чувствительности по ISO выглядит так: «250/25°». 250 – это ASA, 25 — DIN.

В СССР в 1987 году был принят новый ГОСТ (10691-84) на светочувствительность. Этот ГОСТ был приведен в соответствие с международным стандартом ISO.

Стандарт чувствительности цифровой техники описывает ISO 12232:2006

Вот такая история.

Что мы имеем в сухом остатке?



Первое.

Стандарты измерения чувствительности, как иностранные, так и советские — менялись с ходом времени. 125 единиц 50-х годов, строго говоря, не одно и тоже со 125 единицами 80-х.

ГОСТов, на самом деле, было два.

1. ГОСТ 2817-50 с 1951 по 1986

2. ГОСТ 10691-84 с 1987 по сей день как бы….

«Х и Д» я не учитываю, так как эта шкала имела имя собственное, хотя на нее тоже, конечно, был ГОСТ.

Изменения, между тем, не были слишком уж радикальными. Менялись формулы, стандарты приводились в соответствие друг к другу.

Девальваций и деноминаций с целью именно сместить шкалы — не проводилось.

Второе.

Советский ГОСТ всегда был схож с ASA. Стандарт ISO также создан на основе ASA. Новый советский ГОСТ специально выравнивался по ISO.

Вывод:

ГОСТ в достаточной степени соответствует ISO. Причем и новый ГОСТ и старый, который с 1951 года.

Да, полного арифметического тождества не будет. Но мы ведь не анализ формул проводим, а практическую сторону вопроса изучаем.

Откуда же информация о несоответствии, которая описана в самом начале?

Я думаю, что ноги тут растут вот из такой таблицы:

Маркировка шкалы экспонометраСветочувствительность фотопленки
ГОСТ 2817-50ГОСТ 10691-84
1616–20–25
3232–40–50
6564–80–100
130125–160–200
250250–320–400

О чем говорит таблица?

В фотоэкспонометрах, рассчитанных на старый ГОСТ часто были указаны только основные — дискретные — значения чувствительности.

Ассортимент чувствительности пленок был шире и содержал также промежуточные значения.

Так вот, таблица показывает, какие типы пленок по новому ГОСТу соответствуют каждому значению, выставляемому в экспонометре по старому ГОСТу.

Жирные значения в правой колонке дают наибольшее соответствие.

Так, если вы с помощью древнего советского экспонометра (при условии, что он сохранил работоспособность и точность), определили экспозицию для пленки, чувствительностью 130 единиц ГОСТ, то в свой цифровой аппарат вы можете переносить эту экспозицию и указывать чувствительность матрицы 125 или 160 или 200 ISO.

Для всех трех вариантов результат будет хорошим. Но ближе всего, да, считается 200.

При этом, чувствительность пленки, на которой написано 125 ГОСТ /ASA будет равна чувствительности цифровой матрицы, для которой задано 125 единиц ISO.

Таблица не сравнивает чувствительность фотоматериалов.

Таблица лишь говорит, что у древних экспонометров целый интервал чувствительности пленок соответствовал одному делению на калькуляторе. Любое из значений в интервале было верным. Но наименьшую погрешность по формулам давало наибольшее значение чувствительности.

Надеюсь не запутал. :о)

Верно ли утверждение

ГОСТ 65 = 100 ISO

ГОСТ 130 = 200 ISO?

Смотря для чего.

Во-первых, как я уже говорил, речь не о сопоставлении чувствительности фотоматериалов. Чувствительность по старому ГОСТу, по новому и по ISO примерно совпадают. Новый ГОСТ ближе, конечно.

На указанное соотношение стоит опираться только при использовании старых экспонометров для расчета экспозиции современных пленок / матриц.

Во-вторых, новый ГОСТ соответствует ISO. Поэтому, даже советский экспонометр, выпущенный после 1987 года (Свердловск-4, например) — должен давать корректные значения.

Хорошо, вопрос в лоб. :о)

Корректно ли я сравнивал работу экспонометров ОПТЭК и табличного с работой экспозамера цифрозеркалки в свете всего тут написанного? Эти экспонометры рассчитаны на старый ГОСТ.

Ответ: Да, по моему мнению, корректно. Я выставлял чувствительность ISO равную ГОСТ и это допустимо, согласно приведенной таблицы, хотя это не самый точный вариант.

Не самый точный, но из числа допустимых.

В любом случае, погрешность, с которой я при этом сталкиваюсь — меньше одного стопа, что совершенно нормально как для цифровой, так и тем более для пленочной фотографии.

Если у вас есть свое мнение на сей счет, – пишите!

На этом у меня все. Удачи!


Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.



Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Виталий:

    Хотелось бы добавить про старые советские фотоэкспонометры, которые НЕ ИМЕЛИ СВОЕГО ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ!!! Это Ленинграды -2 \ 4.
    Принцип их работы основывался на работе ФОТОЭЛЕМЕНТА. Фотоэлемент это прибор который вырабатывал электроэнергию и создавал электрический ток который измерял стрелочный прибор в строенный в экспонометр. НО БОЛЬШИМ НЕДОСТАТКОМ ТОГДАШНИХ фотоэлепентов было то что после небольшого использования они начинали терять свои возможности по созданию электрического тока и постепенно через год или два начинали как бы садиться и при той же освещенности выдавать уже другие показания, в отличии от заводской настройки. Таким грехом страдали все экспонометры в ЗЕНИТАХ первых моделей и экспонометры Ленинград. Это были экспонометры первого поколения. Стать настоящим долговечным и точным экспонометром позволило создание и использование в них ФОТОРЕЗИСТОРА. Этот прибор уже никогда не терял своих физических свойств но требовал наличия в фотоэкспонометре сточника питания. Вот это стало вторым поколением фотоэкспонометров. Именно эти экспонометры с источником питания внутри и по сегодняшний день служат точно без ошибок. Главное чтобы источник питания был исправен и имел нужные параметры. У меня было четыре экспонометра первого поколения и как я их не оберегал от света все равно они через год начинали резко умирать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *