Объективы с байонетом Б

Байонет Б

P4293685В нелегкой судьбе владельцев зеркалок Nikon, вставших на путь использования советской оптики, есть еще одна светлая полоса — байонет Б.

Байонет Б — это крепление для среднеформатных фотокамер. Среднеформатный фотоаппарат имеет размер кадра от 45×60 мм до 60×90 мм, в то время как кадр 35 мм пленки, как известно, — 24х36 мм.
Да, да, гордые обладатели полнокадровых зеркалок и беззеркалок, ваш full frame — это всего лишь кроп от среднего формата.

Все в мире относительно…..

Но мы отвлеклись. Среднеформатная техника имеет просто огромный рабочий отрезок. Поэтому среднеформатные объективы имеют большой потенциал для совместимости. Переходник получается достаточно длинным, чтобы на нем комфортно разместились два разных типа крепления.

В СССР было 2 типа среднеформатных креплений. Байонет Б и байонет В.

Б и В — это русские буквы. Читаются, соответственно, «Бэ» и «Вэ».

Оба байонета были скопированы с иностранных аналогов. Байонет Б копировали с Pentacon Six, а байонет В — с раннего байонета Hasselblad.

Так уж получилось, но в наши дни байонет Pentacon Six является довольно распространенным в мире, а вот стандарт Hasselblad, именно тот, который лег в основу байонета В — потерялся в истории.

Что это значит?

Это значит, что сейчас можно совсем просто купить современный переходник с байонета Б на любой цифровой формат крепления.

А вот переходники с байонета В уважаемые китайцы не производят.

Вы ведь понимаете, что никто не делает переходники с СОВЕТСКОЙ оптики? Все переходники делаются с западных форматов креплений и к советским объективам подходят только постольку, поскольку многие (но далеко не все) советские крепления были скопированы с западных.

Вот так и получается, что советские объективы с байонетами Б и В встречаются ровно поровну, а вот переходник можно уверенно найти только на байонет Б.

Поэтому если вы решили использовать среднеформатную оптику, то я рекомендую выбирать только ту, которая имеет байонет Б. Иначе вероятны разочарования от впустую потраченных денег.

С советских еще времен для среднеформатных объективов существуют переходники. Для байонета Б это будет КП-6/Н, а для байонета В — КП-88/Н.

Почему такое почтение именно к креплению Nikon? Ну, тут все просто. И большинство системных среднеформатных фотоаппаратов и все фотоаппараты с байонетом Н в СССР производились на одном предприятии — Киевском Арсенале.

А арсенальнцы всегда очень трепетно и комплексно относились к своим системам.

Оба этих переходника сейчас большая редкость. Но переходники полностью аналогичные КП-6/Н сейчас запросто можно купить в современном исполнении. Потому, что и Pentacon Six и Nikon — оба формата сейчас живут и здравствуют.

На фото пример такого переходника с байонета Б на Nikon от наших китайских друзей.

P4293688P7228630
А вот ранний Hasselblad — сошел со сцены. И потому, переходников с этого формата, повторюсь, не выпускают.

Итого — ориентируемся только на байонет Б!

Но конечно, можете игнорировать эту рекомендацию, если у вас, например, завалялся где-то советский КП-88/Н или вы твердо знаете иной вариант соединения, в общем, если вы сами знаете что делаете. Способы есть, конечно, но они для энтузиастов.

К счастью, на сколько я знаю, весь парк советской среднеформатной оптики выпускался с обоими типами креплений. Так что остановившись на одном типе, мы ничего себя не лишаем.

Много ли среднеформатных объективов в СССР выпускалось? Нет, не очень много. Вот почти полный перечень:
Зодиак-8Б 3,5/30
Мир-26Б 3,5/45
Мир-38Б 3,5/65
Мир-3Б 3,5/65
Волна-3Б 2,8/80
Вега-12Б 2,8/90
Вега-28Б 2,8/120
Калейнар-3Б 2,8/150
Юпитер-36Б 3,5/250
Таир-33Б 4,5/300

Прежде чем оценить привлекательность этого набора, давайте добьемся ясности с фокусными расстояниями.

Ставя среднеформатный объектив на цифровую камеру мы получаем кроп. Ну, если вы, конечно, не владелец цифровой среднеформатной камеры :о)

Думаю, многие помнят, что в этом случае возникают некие малопонятные процессы в результате которых визуально меняется степень приближения / отдаления, картинки которую дает объектив по сравнению с полным кадром.

Вот если мы присоединим среднеформатный объектив с ФР 90 мм к полнокадровой зеркалке и заглянем в видоискатель — что мы там увидим?

Все очень просто — мы увидим то, что и ожидаем. А именно — картинку, которую дает объектив с ФР 90 мм — умеренный телевик.

Цифры ФР, нанесенные на объективы — могут интерпретироваться нами, привыкшими к стандарту 35 мм пленки — именно так, как мы привыкли.

А как-же кроп, спросит, возможно кто-то?

Кроп никуда не делся. Дело в том, что для человека привыкшего к среднему формату, 90 мм означает не умеренный телевик, а нормальный объектив.

Глядя в видоискатель своего Киева-60 среднеформатник через 90 мм объектив увидит примерно то же самое, что мы через 58 мм.

Итак, цифры ФР нанесенные на объективы означают именно то, что мы привыкли понимать. Вооружившись этими знаниями просмотрим на перечень объективов еще раз.

Что бросается в глаза?

7 объективов имеют ФР в диапазоне 65-250 мм. Т.е. именно в том диапазоне, в котором наиболее комфортно снимать портреты.

Для обладателей среднеформатных камер представленный ассортимент, сильно смещен в широкий угол. Целых 6 моделей имеют угол от нормального и шире. Зодиак-8Б — это, между прочим, — рыбий глаз. Он дает 180 градусов по диагонали (на среднеформатной камере, конечно).

А вот для нас — узкоформаников — тут отличный набор портретных объективов.

Есть ли у среднеформатных объективов какие-то еще достоинства при использовании с современными зеркалками?

Есть!

Думаю, многие помнят, что у любого объектива качество картинки по ряду показателей в центре — лучше, чем по краям кадра. Разрешающая способность, бывает, от центра к краю падает вдвое.

Так вот, узкоформатная матрица использует только центральную часть картинки, даваемой среднеформатным объективом. Это и есть кроп.

Следовательно, картинка в этом случае будет иметь более равномерное качество по всей площади кадра.

Кроме того, можно заметить, что вся оптика довольно светосильная. При съемке портрета размытие заднего фона будет очень сильным.

Есть ли недостатки? Из недостатков — это размер и вес. Многие экземпляры из перечисленных весят более килограмма и смотрятся крупными даже на полнокадровых зеркалках.

P4293691Хотя это относится не ко всем моднлям. Вега-12 и Волна-3 смотрятся на современных тушках вполне пропорционально.

В целом же никакого особенного волшебства при использовании среднеформатного объектива не возникает. Просто оптика.
Как отличить объектив с байонетом Б?

20170513_140930Вообще, была практика ставить букву Б в названии. Вот, например, Юпитер-36Б. Все просто и понятно.


Но с такой маркировкой связан один забавный казус.
P4293666Как известно, в СССР любили писать названия фототехники латиницей. Поначалу с реальным расчетом на экспорт, под конец больше для понтов.

При написании буквы «Б» латиницей, получалось «B». И вот тут могла возникнуть путаница.
Поэтому, букву, обозначающую байонет писали кириллицей даже если все остальное название было записано латиницей. Такая вот сборная солянка.

В качестве примера. На фото индекс объектива не 126 (сто двадцать шесть) как можно подумать, а именно 12Б (двенадцать бэ).

P4293669В некоторых случаях на штатных объективах маркировку вообще не ставили. Вот фото штатной Волны-3. Под какой она байонет? Невозможно понять по названию. Логика ясна— с чем купил с тем и используй.

Не очень уважительно относились к шатникам все-таки.
Поэтому, самый надежный способ — это, конечно, знать, как выглядит само крепление.

Обладая минимумом информации перепутать байонеты Б и В невозможно.

Байонет Б имеет форму, классическую для современного байонета, и состоит из 3-х лепестков вполне традиционного вида.

Байонет В лепестков не имеет. Этот байонет похож на очень широкую резьбу, нарезанную в 1 виток. Нарезов на самом деле 3, но каждый из них опоясывает чуть более трети окружности крепления.

P4293679Поэтому смотрите сразу на само крепление и не спутаете

На фото слева – байонет Б, справа – байонет В.

Используя байонет Б будьте осторожны. Крепление имеет конструкционную особенность. Байонет представляет собой накидную гайку. Т.е. объектив прикладывается к камере сразу в рабочей ориентации и для фиксации его проворачивать не нужно. Фиксируется объектив накидной гайкой, которая является частью крепления со стороны камеры, т.е. закреплена она на корпусе камеры.
Думаю, все, кто читают этот пост — привыкли, что «чего вертишь, то и отвалится». В данном случае не так. Для снятия объектива нужно повернуть крепление и если сам объектив при этом отдельно не придерживать – он может выпасть и повредиться.

Поэтому одной рукой поворачиваем накидную гайку, а другой держим объектив.

На фото объектива справа хорошо виден винтик, который должен войти в паз в верхней части крепления на камере. Это препятствует повороту самого объектива в момент повора накидной гайки, ну и помогует сразу верно объектив сориентировать.

P7248856P7248863

Большинство объективов с байонетом Б имеют механизм моргающей диафрагмы. Толкатель хорошо виден на фото объектива в левой части изображения. Специфика механизма такова, что в время, когда объектив надет на «родную» камеру, толкатель все время нажат. Именно нажатие на толкатель открывает диафрагму полностью. В момент спуска затвора толкатель отпускается и диафрагма прикрывается до выбранного кольцом значения.

Это очень полезное свойство потому, что при использовании переходника на толкатель, естественно, ничего не нажимает и поэтому диафрагма всегда прикрыта до рабочего значения, которое можно менять кольцом по желанию и в т.ч. полностью открыть.  Все это дополнительно улучшает совместимость среднеформатных объективов с байонетом Б с современными аппаратами.

Подходим постепенно к завершению поста.

Итак, советую ли я бросать все и бежать покупать среднеформатный объектив?

Нет, не советую. Вообще, много должно быть не объективов, а фотографий.

Если у вас уже есть что-то из классической оптики под 35 мм формат пленки и оно вам нравится — используйте что есть. Никакого волшебства вы от среднего формата не получите.

Если у вас нет ничего советского, а попробовать хочется — поройтесь на антресоли. Возможно, там завалялся дедушкин Киев-60 с Вегой-12. Это — совсем нередкое явление на постсоветском пространстве.

Тогда для отличных снимков вам ничего, кроме переходника, покупать не нужно.

Вега-12 — прочно обосновалась в ТОПах советских портретиков. При этом, объектив был штатным и встречается часто. Волна-3 тоже объектив хороший. Кого-то из них вы точно обнаружите.

Ну а если никакой советской оптики у вас пока нет, антресоль приятных находок не принесла, и у вас зеркалка Nikon — средний формат с байонетом Б — отличная возможность совсем недорого найти объектив, которому «по барабану» нестандартный рабочий отрезок Nikon.

Тоже рекомендую Вегу-12Б или Волну-3Б. Отличная картинка при минимальной цене.

На этом у меня все. Не забывайте о лайках и репостах. Удачи!


Уважаемые читатели!
В социальных сетях для сайта Фототехника СССР созданы страницы – визитные карточки.
Если вам интересен мой ресурс, приглашаю поддержать проект и стать участником любого из сообществ. Делитесь опытом, высказывайте соображения, задавайте вопросы, участвуйте в дискуссиях!
Особое внимание обращаю на новую страничку в Instagram.

Переход по кнопкам вверху экрана или по ссылкам  на странице контактов


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.